• Архив номеров
  • Погода:
  • знач. изм. знач. изм.
    EUR USD 24/09 57.65 0 EUR EUR 24/09 69.07 0

Архив

Последние комментарии

Последние темы форума

Объявления

Партнеры

    Недетская ноша, или Сколько весят знания?

    2015-10-22 496 0
    Недетская ноша, или Сколько весят знания?

    Вы когда-нибудь задавались вопросом, сколько килограммов ежедневно таскает на себе ученик школы? Я над этим не задумывалась, пока на днях не встретила на улице маленького, щупленького школьника с огромным ранцем за спиной. «Портфель с ножками», — пошутила идущая рядом со мной коллега и рассказала, что вчера, провожая сына пятиклассника в школу, решила помочь ему надеть на плечи ранец и была поражена его тяжестью. Ради любопытства поставила сумку на домашние весы: итог шокировал — 5 килограммов 800 граммов! Может быть, ребёнок положил что-то лишнее? Нет, проведённая матерью ревизия показала, что содержимое ранца соответствовало урокам школьного расписания.

    ГРУЗ ЗНАНИЙ

    Интересно, а есть ли в России нормы переноса тяжестей для детей школьного возраста? Оказывается, есть. Согласно действующим «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к объектам воспитания и образования детей и подростков», вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей российского школьника зависит от класса обучения и не должен превышать 1,5 кг для учащихся 1-2-х классов, 2 кг — для школьников 3-4-х классов, 2,5 кг — для 5-6-х, 3,5 кг — для 7-8-х, 4 кг — для 9-11-х классов. В рекомендациях СанПиНа есть упоминание о том, что сама школьная сумка не должна быть тяжелее одного килограмма, а вес одного учебника — 300-500 граммов. Существуют ещё и нормы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые хоть и носят рекомендательный характер, но могут служить ориентиром: портфель школьника со всем содержимым должен иметь вес, соответствующий 10% веса ребёнка. Это в идеале, а сколько на самом деле весят знания наших учащихся?

     

    СВОЯ НОША НЕ ТЯНЕТ?

    На часах — 9-30. В холле гимназии №2 шумно: ребята выбежали на пятиминутную перемену. Стараюсь привлечь их внимание и приглашаю измерить вес их школьных сумок.

    — Самому интересно, сколько я ношу на плече, — говорит Яков Роман из девятого класса и кладёт свой рюкзак на платформу электронных весов.

    Четыре килограмма — норма. Пятиклассница Лера Семёнова носит за спиной три килограмма восемьсот граммов. Явный перевес для её возраста!

    — Мне кажется, что с каждым годом моя сумка становится всё тяжелее и тяжелее. Оно и понятно — предметов всё больше! — делает вывод она и освобождает весы для одноклассника Матвея Кабика. Весы показывают, что его портфель на триста граммов тяжелее.

    Тем временем у стола, где взвешиваю «багаж», выстроилась очередь. Все измерения я фиксирую на бумаге. Самая лёгкая ноша (весом не более 1,5 кг) была у десятиклассницы Лизы Соколовой:

    — У меня здесь только тетради и ручки, — говорит она. — Учебниками со мной всегда охотно делятся одноклассники, которые живут недалеко от гимназии, а мне таскать за два километра набитый, словно кирпичами, рюкзак не хочется.

    Приглашаю к весам одиннадцати-классников. Сегодня у них отменены два урока, поэтому сумки легче обычного.

    — Ого! Три с половиной килограмма! Как же столько поместилось? — удивляюсь я, оценивая взглядом маленькую с виду сумочку Маши Казаковой, вместившую в себя четыре толстых учебника, шесть тетрадей, а ещё пенал и разные девичьи штучки.

    Почти столько же весит рюкзак её ровесника Ильи Рыбина. Парень объясняет: когда у них по 8 уроков, сумка становится тяжелее, но её вес всё равно меньше, чем у его младшего брата-пятиклассника.

    — Он собирает портфель с той же основательностью, с какой тяжелоатлет нагружает свой спортивный снаряд. Берёт только всё самое необходимое, а вес рюкзака всё равно порой доходит до шести килограммов! — сочувствует брату Илья.

    Самой тяжёлой оказалась школьная сумка девятиклассника Ильи Мусихина — 5 килограммов 800 граммов. Именно столько весят для него сегодняшние семь уроков.Спустя две перемены подвожу итог. Вес школьного комплекта учеников среднего и старшего звена колеблется от трёх до неполных шести килограммов.

    А сколько носят на своих хрупких плечах первоклассники? Захожу в один из классов. Первым бежит к весам Вадим Крутов. Его ранец потянул на 3 килограмма 300 граммов! Многовато для щупленького первоклассника, который сам весит не больше 20 килограммов. У Арины Турукиной ранец полегче — 2 килограмма 350 граммов, но всё равно не по норме! Взвешиваю ещё пять портфелей и прихожу к выводу, что вес знаний первоклашек колеблется от 2 до 3,5 килограммов.

    Чтобы ощутить на себе ученическую ношу, я, позаимствовав рюкзак у одного из учеников, набила его в соответствии со своими весовыми параметрами (получилось примерно 16 килограммов) и примерила. Носить такой груз каждый день я бы не смогла! Вахтёр гимназии Галина Николаевна Черявко, которая частенько помогает малышам натянуть на плечи тяжёлые ранцы, разделяет моё мнение.

     

    КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКАМ РАСПРАВИТЬ ПЛЕЧИ?

    — Проблема есть, — говорит директор гимназии Наталья Валентиновна Седюкова. — Стараемся её решить парными (сдвоенными) уроками. Конечно, лучший вариант — это наличие в кабинетах набора учебников для каждого ученика, но вы же понимаете, что это нереально. Предположим, что стоимость одного пособия составляет 500 рублей. Десять предметов — это уже пять тысяч рублей. А у нас почти 900 учеников! Гимназия такими средствами не располагает, поэтому дети сами стараются найти выход из положения. Сидящие за одной партой заранее договариваются, кто какой учебник приносит. Учителя относятся к этому с пониманием, хотя один учебник на двоих — непрактично. Если сосед по парте неожиданно не пришёл, второй ребёнок остаётся ни с чем. К тому же кто-то читает и вникает в материал быстрее, а кто-то медленней.

    — А почему бы не попробовать использование электронной книги, ноутбука, планшетника, куда можно загрузить хоть всю школьную программу? — интересуюсь я.

    — Пробовали, но ничего хорошего из этого не получилось. Техника долго грузилась, требовала подзарядки, дети отвлекались на развлечения, а это — потерянное учебное время. Возможно, в будущем и перейдём на информационные носители, но не сегодня.

    По мнению Натальи Валентиновны, проблема тяжёлых портфелей кроется не только в увеличившейся школьной нагрузке:

    — Вы наверняка заметили, что у учеников одного класса сумки могут весить по-разному. Родителям не мешало бы ежедневно проверять содержимое портфелей учеников младших классов, потому что там бывает много лишнего. Порой и сам ранец весит как курортный чемодан.

     

    ГЛАВНОЕ — НОСИТЬ ПРАВИЛЬНО

    Так насколько опасны перегрузки для ребёнка? Об этом я спросила у детского хирурга Евгения Игоревича Петрова.

    — Не так опасен перегруз школьного ранца, как его неправильное ношение, — заметил он. — Нельзя носить сумку в одной руке или на одном плече, как это делают многие дети. Нагрузка на тело должна распределяться равномерно. Требования к ранцу или рюкзаку просты: широкие лямки, удобная ортопедическая спинка, ну и чтобы сами по себе они были лёгкими. Школьную сумку нужно выбирать, учитывая в первую очередь параметры ребёнка: большой, неудобный, тяжёлый ранец с вместительными отделами и многочисленными кармашками принесёт больше вреда, чем пользы. Нельзя, чтобы верхний край ранца упирался в затылок, а нижний — давил на поясницу. Если сумка подобрана неправильно, то ребёнок начинает ходить в неудобной позе, что может вызвать изменение осанки. Согласно статистике, сегодня эта проблема наблюдается у 50% учащихся.

    Евгений Игоревич даёт несколько советов школьникам и родителям. После 40 минут занятий за столом или компьютером нужно обязательно сделать зарядку, хотя бы элементарные упражнения. Полезно недолго, но каждый день повисеть на турнике на вытянутых руках. Очень помогут растущему организму занятия на детской спортивной стенке — это способствует укреплению мышц спины. А ещё лучше — отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию.

     

    А КАК «У НИХ»?

    О намерении заменить учебники ноутбуками несколько лет назад заявили власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешёвый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать во время всего периода обучения, начиная с начальных классов.

    В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплён личный ящик, в который ученик может положить всё, что потребуется на занятиях. В Европе облегчают вес портфелей по-своему: детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

    В России рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Портфель станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или который ещё предстоит пройти. Ну а пока российские школьники загружают свои рюкзаки и сумки всем, что может понадобиться им на уроках.

    Екатерина Корзик.

     

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея

Каталог предприятий

    раскрыть списокскрыть список