• Архив номеров
  • Погода:
  • знач. изм. знач. изм.
    EUR USD 19/11 59.63 0 EUR EUR 19/11 70.36 0

Архив

Последние комментарии

Последние темы форума

Объявления

Партнеры

    У «особенных» детей — особенная учёба

    2015-11-26 539 0
    У «особенных» детей — особенная учёба

    В коррекционной школе №10 обучаются 103 ребёнка

    Перед тем, как отправиться в коррекционную школу №10, я поинтересовался у своих знакомых, что они знают об этом образовательном учреждении. Оказалось, почти ничего. «Про обычные школы постоянно говорят и пишут, а про десятую — не припомним», — примерно так объясняли люди свою неосведомлённость. И ведь они правы, поскольку за 26 лет существования «коррекционки» в районной прессе не вышло ни одной крупной публикации о её деятельности. Мы решили исправить эту несправедливость.

     

    ЧТОБЫ ДЕТИ ПОНЯЛИ, НАДО ПОСТАРАТЬСЯ

    Коррекционная школа №10 была создана в 1989 году и с тех пор уже три раза меняла прописку. В 2009 году она «переехала» в здание бывшего детского сада по ул. Гагарина, 1, где располагается и поныне. Кабинеты и классные комнаты небольшие, коридоры узкие, но педагоги не жалуются: благо, что есть и такое помещение. Учениками школы являются дети с различными нарушениями здоровья (расстройство аутистического спектра, аутизм, синдром Дауна, ДЦП и т.д.), 24 из них в силу ограниченных физических возможностей обучаются на дому. Сформированы все 9 классов, в каждом — от 7 до 15 человек. Детей из отдалённых районов города, а также из Нижних Соколов, Моисеевки и Ново-Кусково на уроки доставляют два школьных автобуса.

    — Дети, к нам сегодня пришёл журналист, — представляет меня восьмиклассникам учитель истории Анна Антоновна Лихачёва. — Он проведёт для вас урок вместо меня.

    В классе две девочки и четыре мальчика. На вид — совершенно обычные дети. Я начинаю объяснять включённую в программу довольно сложную тему — раскол русской православной церкви. Спустя несколько минут вижу растерянность на лицах своих подопечных и спрашиваю, могут ли они пересказать услышанное. В ответ — опущенные взгляды. Тогда я меняю тактику и рассказываю то же самое, рисуя на доске простенькие схемы.

    — Теперь всё понятно, — реагирует темноволосая девчушка и пусть и простовато, но излагает суть темы.

    В оставшееся до звонка время интересуюсь у ребят планами на будущее.

    — Хочу стать плотником, — говорит парень, судя по внешнему виду, старше остальных.

    — А я хочу перевестись отсюда в четвёртую школу, — признаётся его сосед по парте, рыжеволосый мальчуган.

    — Дразнить же будут тебя там, если узнают, что ты отсюда, — возражает ему одноклассница. — Как дразнить? Плохим словом!

    Что такое дискриминация, этим детям, по всей видимости, объяснять не надо…

     

    В ШКОЛЕ ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    На перемене отправляюсь к Елене Декиной, которая вот уже 25 лет работает в школе, 13 из них являясь директором. Интересуется, как прошёл урок. Отвечаю, что отлично.

    — Педагог коррекционной школы — не просто профессия, а особая миссия, — говорит Елена Сергеевна. — К каждому нашему ученику необходим свой подход с учётом его заболевания и психофизических особенностей. Тут без большого запаса терпения, чуткости и доброты не обойтись. Главная цель — задать определённый алгоритм действий, по которому наши воспитанники в дальнейшем будут добывать знания и адаптироваться в обществе. Для лучшей мотивации в учебный процесс включаем игровые моменты, а выполнение заданий стимулируем похвалой и поощрениями. Задания при этом не должны быть слишком сложными, чтобы школьник не потерял интерес к происходящему.

    В школе работают 19 педагогов. Помимо основного педагогического образования они имеют дополнительное, коррекционное. Наравне с Еленой Декиной «старожилами» учебного заведения являются учитель математики Светлана Юрьевна Денисова, учитель истории и замдиректора по УВР Анна Антоновна Лихачёва. Больше десяти лет трудятся преподаватели технологии Татьяна Фёдоровна Трифонова, биологии — Елена Рудольфовна Иванова и начальных классов — Елена Ивановна Щёголева. Восемь лет ведёт уроки физкультуры Игорь Владимирович Декин. А вот молодые психологи Ирина Леонидовна Белкина и Виктория Владимировна Макарова — новички в коллективе. Девушки устроились сюда всего несколько недель назад и говорят, что им пока всё нравится.

    — У нас сформировалась замечательная команда, — считает директор. — А какие все творческие! Если в обычных школах подготовкой праздничных мероприятий, конкурсов и концертов занимаются вожатые, то у нас — сами учителя, причём по собственной инициативе. В этом им с большим желанием помогают дети.

    Действительно, жизнь в школе бьёт ключом. Помимо традиционных праздников, посвящённых Новому году, Дню учителя, 8 Марта, 23 февраля, Дню Победы, здесь много своих собственных. К примеру, последний учебный день каждой четверти дети и учителя отмечают концертом «Ура, каникулы», а в мае, под конец учебного года, устраивают гала-концерт «Жизнь добра на добрые дела». Ещё «коррекционка» любит принимать гостей. Тут неоднократно бывали учащиеся других школ, творческие коллективы и представители пожилого поколения микрорайона Гагарина. А в начале декабря на развлекательную программу под названием «Хоровод дружбы» приедут дети с ограниченными возможностями из Больше-Дорохово.

     

    ГЛАВНОЕ — ЖИЗНЕННАЯ АДАПТАЦИЯ

    Коррекционная программа строится так, что в ней нет предметов, связанных с абстрагированием (физики, химии, иностранных языков), а особый акцент, начиная с 5 класса, делается на изучение социально-бытовой ориентировки (СБО) и технологии. По этим предметам выпускники сдают экзамены. Таким образом детей ориентируют на получение рабочих специальностей, доступных для людей с невысоким айкью.

    Я побывал на уроках технологии. Под неустанным присмотром учителей в одном кабинете мальчики мастерили изделия из дерева, в другом девочки занимались кройкой и шитьём.

    — Мы уже сшили несколько коллекций одежды, — похвалилась преподаватель Наталья Викторовна Драчук. — Периодически организовываем красочные показы мод с песнями и танцами. В планах — создание музея, где будут представлены работы наших воспитанников.

    «Трудовик» Сергей Павлович Якунин, в свою очередь, отметил, что работать с такими школьниками непросто, зато отдача прекрасная. Его ученики способны изготовить великолепные поделки, недаром школа наравне со всеми участвует в областных конкурсах декоративно-прикладного творчества и занимает призовые места.

    — На уроках труда развиваются не только определённые навыки, но и мышление, и речь детей, — считает Сергей Павлович. — Они учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, проводить анализ и оценку качества выполненной работы, а за счёт новой терминологии расширяется их словарный запас.

    Заместитель директора по коррекционной работе и учитель СБО Светлана Киселёва говорит, что к школе и её ученикам прикипела сердцем. Каждый урок педагога посвящён отдельной теме: «Жильё», «Личная гигиена», «Медицинская помощь», «Экономика домашнего хозяйства» и так далее.

    — Выпускникам «коррекционки», как правило, бывает гораздо сложнее приспособиться к реалиям жизни, нежели обычным людям, — рассказывает Светлана Викторовна. — Поэтому я работаю на опережение, рассказывая им, как заполнять документы, пользоваться услугами госучреждений, распределять бюджет и другое.

    Однако адаптация ребёнка к внешним условиям зависит не столько от педагогов, сколько от родителей. По словам социального педагога Ирины Кузнецовой, успешнее в учёбе, а потом в профессии и личной жизни становятся те, кому достаётся больше тепла, внимания и заботы от семьи.

     

    А ЧТО ПОСЛЕ ШКОЛЫ?

    После окончания школы «особенные» дети получают справку. Раньше с ней можно было пойти в училище или вечернюю школу. Ребята так и делали, и из них впоследствии получались неплохие рабочие, обслуживающий персонал. Однако после того, как два наших училища стали техникумом, а «вечёрке» запретила зачислять подростков без аттестатов комиссия по лицензированию, у выпускников «коррекционки» возникла большая проблема.

    — Ближайшее учебное заведение, в котором для них открыты двери, — это Первомайский учебный центр профквалификаций, — делится Елена Декина. — Но там сложные специальности, плюс в общежитии жить сможет не каждый. Из последних двух выпусков лишь единицы уехали учиться в Бакчар и Томск, остальные остались дома не у дел.

    Обсуждая с директором неустроенность выпускников, мы не могли не коснуться темы дискриминации. По мнению Елены Сергеевны, общество пока не готово принять инаковость некоторых людей: на учеников «коррекционки» часто показывают пальцем, отпускают обидные шутки, причём не только другие дети, но и взрослые… Учить «особенных» детей — дело нелёгкое, ещё сложнее — воспитывать в окружающих людях терпимость и гуманизм.

    Алексей Шитик. 

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея

Каталог предприятий

    раскрыть списокскрыть список