• Архив номеров
  • Погода:
  • знач. изм. знач. изм.
    EUR USD 26/09 76.82 -0.3585 EUR EUR 26/09 89.66 -0.3181

Архив

Последние комментарии

Последние темы форума

Объявления

Партнеры

    Свой фестиваль посвятили коню

    2016-06-16 1260 0
    Свой фестиваль посвятили коню

    Между речками Кубидат и Штыра расположилось одно крайне примечательное зырянское село — Высокое. Почему Высокое? Да потому, что оно было основано на высоком бугре в 1893 году, став, кстати, первым поселением на зырянской земле. Сейчас в селе проживает чуть более 470 человек, там имеются школа, ФАП, библиотека, клуб и фонтан — один-единственный на весь район. Ещё одна достопримечательность Высокого — фестиваль национальных культур «Россия — это мы», который ежегодно собирает гостей и участников не только из всех поселений района, но и из разных уголков Томской и Кемеровской областей. Нынче мероприятие прошло уже в восьмой раз, получив название «Большой день коня» или по-мордовски «Алашань покшчи».

     

    Праздник начался со скачек

    — Обсуждая концепцию праздника, мы задумались: а какое животное можно назвать священным в России? В Индии это корова, а у нас... Потом осенило: конь! — поделилась Наталья Федосеенко, глава Высоковского сельского поселения. — Культ этого благородного животного, кормильца и друга человека,  присутствует в совершенно разных этнических культурах.

    Фестиваль стартовал с традиционных скачек на приз ОАО «Высокое», в которых приняли участие всадники из Томска, Кемеровской области, Зырянского, Асиновского и Первомайского районов. Возле ипподрома собралось немало болельщиков, поддерживавших своих фаворитов аплодисментами и одобрительными криками. С одним из них, Андреем Казаковым из Асино, я познакомился.

    — Сейчас начнётся заезд, в котором мой брат Александр будет скакать на лошади по кличке Фея, — рассказал мужчина. — Конным спортом я и брат занимаемся уже больше десяти лет, держим пять лошадей. В предыдущие годы я тоже участвовал в этих соревнованиях и занимал призовые места, а нынче решил посидеть на скамейке запасных.

    Увы, но Фея замешкалась на старте и включилась в борьбу значительно позднее других. В итоге Александр пришёл четвёртым, уступив двум кемеровчанам и представительнице Асино Анастасии Ковальчук (второе место). Но всё же без наград не остался. Пересев с Феи на коня по кличке Карат, Казаков взял «серебро» в другом заезде.

    Не было равных в этот день томичу Борису Мурсалимову, который в итоге стал двукратным чемпионом и триумфатором турнира. По две награды — золотой и серебряной — завоевали Александр Якушев из Цыганово и Владимир Чуйко из Громышёвки. Александр Кобзев из Зырянского дважды наскакал «бронзу». Чуть-чуть уступили лидерам и получили вторые места в своих заездах цыгановцы Андрей Ануфриев и Сергей Чарыков.

     

    Чувашское пиво причулымского розлива

    Мероприятия, подобные высоковскому, оживляют сельскую экономику: зрители, в особенности заезжие, готовы тратиться на различного рода сувениры и «вкусняшки», а продавцы — выставлять демократические ценники. С самого утра в центре села были развёрнуты торговые ряды. Лидерами продаж стали шашлыки, пирожки и квас. А вот ассортимент других национальных блюд и напитков, к сожалению, был совсем небольшим. Попробовать чего-то оригинального всё же хотелось, поэтому, увидев в продаже чувашское пиво на розлив, сваренное в Семёновке, я взял стаканчик. Напиток оказался кисловатым, но приятным на вкус.

    — Если выпьете ещё три таких стакана, то на ногах устоять вряд ли сможете, — предостерегли меня семёновские любители-пивовары Валентина и Людмила Антоновы. — Наши пращуры были переселенцами из Чувашии — они-то и привезли рецепт этого пива в Сибирь, а мы храним его как зеницу ока. Основной компонент — хмель. Возьмите ещё рыбки. Сами наловили и пожарили!

    Далее я отправился осматривать выставку-ярмарку декоративно-прикладного творчества «Ремесленный взвоз». Практически все работы были так или иначе посвящены коню. К примеру, Анастасия Жданова из Зырянского создала композицию из четырёх конских дуг, расписав их гуашью и обработав лаком. Любовь Тэц, учитель начальных классов из Шиняево, изобразила братьев наших меньших на деревянных срезах. Наталья Рязанова (Зырянское) порадовала посетителей выставки яркими свадебными сувенирами, Галина Вожова (Зырянское) — шикарными картинами, при выполнении которых используется слоёное тесто, Наталья Данилова (Чердаты) — причудливыми горшочками, сплетёнными из бумаги.

    — Рынок труда в Зырянском районе небогат предложениями, поэтому приходится самой обеспечивать себе работу, — призналась Наталья. — Плетением я занимаюсь на протяжении четырёх лет. Очень важно, что есть заказчики, причём не только из Томской области.

     

    После мордовского обряда — тюркские бои

    Организаторы фестиваля решили включить в программу инсценированный мордовский языческий обычай «Алашань озкс», означающий в переводе «Моление о лошадях». В стародавние времена обряд проводился после весенне-полевых работ, при этом было принято закалывать коня или быка. Заранее спешу успокоить сердобольных читателей: при воспроизведении «Алашаня» в Высоком ни одно парнокопытное не пострадало. Представители творческих этноколлективов всего лишь прошлись хороводом вокруг «эрзянской молельщицы», роль которой исполнила местный культработник Ольга Герасимова.

    —  Изучая множество источников, мы старались по крупицам восстановить традиции мордовского народа, — пояснила автор сценария Оксана Грибанова.

    Тем временем на расположенной неподалёку спортплощадке начались соревнования по тюркской борьбе куреш. У башкир, татар и чувашей куреш представляет собой схватку, когда противники закидывают друг другу за спину пояса и потом из стойки стоя осуществляют броски. Зрелище получилось интересным во многом благодаря мастерству и напористости его участников — воспитанников местной секции по греко-римской борьбе (среди них немало чемпионов области) под руководством Юрия Селезнёва, а также гостей из Зырянки и Анжеро-Судженска. Победителями в разных весовых категориях стали Максим Сидоров, Константин Будько, Артём Анакшанов и Евгений Кулько. Все они — высоковцы.

     

    «Мы один народ, и делить нам нечего»

    Дневную часть фестиваля увенчал гала-концерт творческих коллективов региона. Центральное место в нём заняли русские народные песни и танцы. Прозвучали также композиции на якутском, чувашском и украинском языках. Кстати, об украинцах. Их на мероприятии представлял ансамбль «Солохи» из села Новорождественского Томского района. Несмотря на политические разногласия России и Украины, люди горячо поддержали выступавших артисток аплодисментами, а те отреагировали словами: «Мы один народ, и делить нам нечего».

    В двухчасовом концерте были также задействованы народные ансамбли «Лада» (Высокое), «Радуга» (Зырянское), «Дубравушка» (Дубровка), «Калина» (Громышёвка), «Казачье раздолье» (Больше-Дорохово) и другие.

    После окончания концерта фестиваль взял паузу и продолжился уже с заходом солнца конкурсом авторской песни у костра «Споёмте, друзья», дискотекой и праздничным фейерверком.

    Алексей Шитик.

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея

Каталог предприятий

    раскрыть списокскрыть список

    Письма читателей

    Все письма