• Архив номеров
  • Погода:
  • знач. изм. знач. изм.
    EUR USD 21/08 0 0 EUR EUR 21/08 0 0

Архив

Последние комментарии

Последние темы форума

Объявления

Партнеры

    Вам звонЯт. Не звОнят!

    2016-06-30 511 0
    Вам звонЯт. Не звОнят!

    Нам надо учиться говорить по-русски «ЕСЛИ МЫ ПАТРИОТЫ СВОЕЙ СТРАНЫ, МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ РОДНОЙ ЯЗЫК, А НЕ ОТНОСИТЬСЯ К НЕМУ ПО-ВАРВАРСКИ», — говорит Марина СУСОЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №2.

    БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Марина Петровна СУСОЕВА родилась и выросла в селе Минаевка Асиновского района. Закончив местную школу, поступила в Томский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. После его окончания в 1982 году вернулась в Асино и стала преподавать в школе №2. С тех пор никогда не меняла место работы.

    Педагогика — это её призвание, что подтверждает вся трудовая биография учителя Сусоевой, её профессиональные достижения. Марина Петровна является учителем высшей квалификационной категории, почётным работником общего образования РФ, победителем приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 году, дважды получала стипендию губернатора (2010 и 2015 годы).

     

    ДО ЧЕГО ДОВЁЛ ПРОГРЕСС!

     

    — На дворе 21 век. Мы видим, какие поразительные изменения произошли за последние полтора-два десятка лет в разных сферах нашей жизни, и в то же время отмечаем деградацию нашего родного языка. Во времена моего детства тоже говорили евоный и еёный, килОметр, едь, ихний, но сейчас не знающих русский язык людей стало гораздо больше. Парадокс какой-то. Что-то происходит с головами соотечественников?

    — Я тоже, вспоминая детство, могу сказать, что тогда даже у неграмотных деревенских бабушек была удивительно богатая речь, и проскальзывающие диалектные и просторечные слова гармонично в неё вписывались. Да, к сожалению, должна с вами согласиться:
    деградация языка связана с деградацией умов. Я вижу в этом несколько причин. Во-первых, в нашу жизнь активно ворвались новые информационные технологии. Я не говорю, что компьютер — это плохо. Всё дело в том, как человек его использует. Когда я захожу на перемене в класс, то вижу детей, у которых работают только пальцы, бегающие по гаджетам. Они даже не общаются между собой. А если нет общения, обедняется речевая культура. А как они переписываются в соцсети и эсэмэсках! Там же ни знаков препинания, ни грамматики. И это считается нормой.

    Вторая причина обеднения языка в том, что ушла из жизни книга. Представляете, девятиклассники не могут подобрать синоним к слову лог, а пятиклассники не знают, что такое сноп. А всё потому, что не читают. Отсутствует семейное чтение, нет домашних библиотек. Многое значит пример родителей. Вы помните, как мы стояли в очередях за книгами и радовались, когда удавалось получить подписные издания. А сейчас если и покупают какие-то книги, то предпочтение отдаётся не классике, а лёгкому чтиву. Я всегда говорю на родительских собраниях, что если ребёнок не видит с книгой маму и папу, он тоже не будет читать. Советую больше общаться с детьми, вместе обсуждать прочитанное.

     

    СЕМЬЯ ПЛЮС ШКОЛА

     

    — По моему мнению, языковая среда, в которой растёт ребёнок, — это главное. Вот у меня мама — учитель русского языка, а вы, насколько я знаю, воспитывались в семье старшей сестры, тоже преподавателя словесности. Поэтому мы с вами с раннего детства знаем, что лОжит, звОнит, квАртал — это неправильно, что слова тюль  и шампунь — мужского рода, а не женского, что надо говорить носков, но чулок, и т.д. А если у ребёнка безграмотные родители? Вот недавно наблюдала в магазине такую картину. Мальчик лет пяти без спроса взял что-то с полки, и мама громко его одёрнула: «Повешай назад! Ложь сейчас же!» Сто процентов, что сын будет говорить так же.

    — Эта женщина как раз из поколения детей девяностых годов, которое уже не читало. И если она говорит ложь, а не положи или, например, свеклА, а не свёкла, то учителю будет очень сложно переучить ребёнка, для которого многое значит авторитет мамы.

     

    — Но ведь в школьном курсе русского языка изучаются все языковые нормы.

    — Конечно. Но этих знаний хватает на время урока. А потом дети возвращаются в привычную среду, и всё становится на прежние места.

     

    — Как бы ни было, а вся надежда — на школу...

    — Да, надо учить, учить и учить. В школьном учебнике практически в каждом разделе есть достаточно богатый материал по культуре речи со всеми грамматическими и орфоэпическими нормами. И мы упорно и целенаправленно работаем в этом направлении с пятого класса, готовясь к ЕГЭ. Не все, конечно, одинаково берут эти знания, но я считаю, что ЕГЭ помогает в решении той задачи, о которой мы с вами говорим. Я рада слышать от некоторых родителей, что дети их поправляют, делают замечания, если те говорят неправильно.

     

    НАДО ПОПРАВЛЯТЬ!

     

    — Кстати, насчёт поправок. Помните, когда в фильме «Доживём до понедельника» персонаж Тихонова не выдержал и одёрнул свою коллегу: «Нет в русском языке глагола лОжить!», она очень обиделась. А как вы считаете, надо поправлять?

    — Надо. По крайней мере, я это делаю — тактично, корректно, с юмором. Кстати, вспомнила недавний разговор с одной моей выпускницей, сейчас студенткой. «Представляете! — возмущается, — у нас преподаватель говорит квАртал. Мы поправляем, а она возражает: «КвартАл — это часть улицы, а в финансовой терминологии три месяца означают квАртал». Вот такие курьёзы бывают.

     

    — Иногда очень хочется поправить, только тебя не услышат. Я имею в виду наше телевидение, особенно ток-шоу. Половина эфира — пипиканье, остальное — на уровне «евоный — еёный».

    — Вы знаете, я была бы сторонницей цензуры, ведь с телеэкрана льётся не только неграмотная речь, но и откровенная грязь и пошлость. Ну должен же быть какой-то фильтр! Невозможно слушать не только ток-шоу, но и наших известных  политиков, которые позволяют себе настоящее речевое хулиганство. У телеведущих, не говоря об их собеседниках, много ошибок в речи бывает. В употреблении числительных, например.

     

    — Вы имеете в виду двухтыщ- и двухтысячно?

    — И это тоже. Неверно делают ударение: кремА, средствА. Недавно в «Смаке» Ангелина Вовк варила суп из щАвеля. Ну уж ей-то надо знать, что в этом слове ударение делается на втором слоге — щавЕль. Я считаю, что с экрана должна звучать правильная, грамотная речь. Для меня в этом плане образец — Дмитрий Губерниев. С удовольствием слушаю, как он ведёт спортивные репортажи. Какой умница! Даже в слове мизЕрный делает правильное ударение, что не часто услышишь.

     

    ЧИТАЙТЕ И УМНЕЙТЕ

     

    — Так как же нам научить нацию говорить по-русски?

    — Прежде всего человек сам должен осознать, что быть грамотным — это престижно, и начал заниматься самообразованием, чтением.

     

    — А что? Посмотрите, как модно сейчас стало вести здоровый образ жизни. Может быть, и грамотность войдёт в моду. Вот только сомневаюсь, что книга в классическом её варианте вернётся в нашу жизнь.

    — Я тоже мало на это надеюсь. Вот наше поколение приучено к книге. У меня двоюродная сестра живёт в Сочи. Уже давно пенсионерка, а раньше работала корректором. Так вот когда мы с ней созваниваемся, она первым делом спрашивает: «А ну-ка скажи, какую последнюю книгу ты прочитала!» Приходится отвечать. А сейчас в моих девятых классах процентов пять — читающие дети. Некоторые даже подходят ко мне и советуются, что почитать. Меня это радует, но хотелось бы, чтобы таких детей было больше. Если их не интересуют печатные книги, пусть читают электронные. Это тоже будет повышать их речевую культуру.

     

    ЯЗЫК — НАШЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

     

    — А может, пусть все говорят как хотят?

    — Да нет, это неправильно. Мы, русские, должны дорожить своим языком. Ведь это язык Пушкина, Достоевского, Толстого, которых даже за границей знают и ценят.

    По словам Сухомлинского, «речевая культура — зеркало духовного развития». И я с этим абсолютно согласна. Речь — это показатель интеллектуального, нравственного, духовного уровня людей. Даже самый некрасивый человек, говорящий правильно, вызывает симпатию. И, напротив, блестящая красавица теряет весь свой лоск, если не владеет грамотной речью. Услышишь такую и подумаешь: лучше бы рот не открывала. Так что, если мы считаем себя цивилизованной нацией и если мы патриоты своей страны, то должны беречь свой язык как национальное достояние.

     

    — Как вы думаете, можно ли изменить ситуацию на государственном уровне?

    — Она уже начинает меняться. Это подтверждается возвратом в школу сочинений, тотальными диктантами, вызывающими большой интерес, тестами для чиновников. Во всех вузах сейчас учитываются результаты ЕГЭ по русскому языку. Кстати сказать, дети становятся грамотнее. Так что есть надежда, что грамотность станет нормой.

     

    Беседовала Вера НЕСТЕРОВА.

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея

Каталог предприятий

    раскрыть списокскрыть список

    Письма читателей

    Все письма