• Архив номеров
  • Погода:
  • знач. изм. знач. изм.
    EUR USD 21/11 0 0 EUR EUR 21/11 0 0

Архив

Последние комментарии

Последние темы форума

Объявления

Партнеры

    Маленькие успехи — большие радости

    2019-10-20 55 0
    Маленькие успехи — большие радости

    У школы №10 в октябре — 30-летний юбилей. В прошлом номере газеты родители с благодарностью рассказали, как непросто педагогам работать с их особенными детьми. Сегодня мы даём слово самим учителям

    ПСИХОЛОГИ ПОМОГАЮТ АДАПТИРОВАТЬСЯ

    Привыкнуть к учебному процессу детям помогают педагоги-психологи Ирина Леонидовна Белкина и Ольга Валерьевна Бочкарёва. Первая работает с ребятишками из начальных классов, которые ещё совсем не адаптированы к школе. В среднем звене они попадают к Ольге Валерьевне. Здесь свои трудности, связанные с подростковым возрастом.

    — Мы формируем у детей учебную дисциплину, много внимания уделяем искоренению деструктивного поведения, которое часто проявляется в виде спонтанных криков, размахивания руками,  — поясняют они. — На то, чтобы ребёнок стал тебе доверять, порой уходит целый год. Дети с одинаковыми диагнозами ведут себя абсолютно по-разному, и надо к каждому подобрать свой ключик.

    — Например, с одним мальчиком-аутистом мы стали устанавливать общение через песок, — делится Ольга Валерьевна. — Он приходил с уроков очень возбуждённый. Я ставила перед ним световой стол с песком для рисования и наблюдала, как Ваня себя поведёт. Сначала он нервно водил руками по столу, потом начинал успокаиваться, и на месте хаотичного песочного рисунка появлялись уже какие-то оформленные очертания, например, круги. Видя, что песочная терапия подействовала, я продолжила игру. Он протягивал руку, и я насыпала ему в ладошку горсточку песка. Потом стал разрешать непосредственный контакт: рука в руке. Так мы с ним подружились. А вот девочка с диагнозом ДЦП, наоборот, боялась песка: она испытывала дискомфорт от ощущения пыли на руках. Чтобы преодолеть этот страх, я закапывала в песочницу предмет и потом откапывала. Игра в откапывание Маше понравилась. Вместо предметов стали закапывать в песок руку мамы, потом мою. Вот так постепенно она меня впустила в своё личное пространство.

     

    БОЛЬШОЙ БАГАЖ ЗНАНИЙ И ОПЫТА

    Приметив вошедшую в здание Светлану Юрьевну Денисову, ученики бросились обнимать педагога. Это для учителя, стоявшего у истоков создания школы, выше всех похвал. В этом году она по состоянию здоровья была вынуждена отказаться от уроков математики и оставить для себя только индивидуальную работу с несколькими ребятами.

    За плечами Светланы Юрьевны — 40 лет стажа. За эти годы она стала педагогом-универсалом. На индивидуальных занятиях приходится давать детям разные знания и навыки: учить читать, писать, знакомить с окружающим миром и с азами русского языка и математики. Сейчас у Светланы Юрьевны на индивидуальном обучении три ребёнка с диагнозом ДЦП.

    — Одна девочка не может говорить, ходить, с трудом сидит, у неё действуют только два пальчика на левой руке. И тем не менее она печатает на компьютере, складывает мозаику, читает про себя, — восхищается она стараниями своей ученицы. — Мы с ней освоили метод глобального чтения. Его суть заключается в том, что неговорящий ребёнок воспринимает информацию одновременно в нескольких модальностях: зрительно, на слух и тактильно. Я показываю на картинке какой-либо предмет или явление, дополняю надписью и проговариваю её вслух, чтобы ребёнок уяснил информацию. Таким образом моя ученица сейчас может отгадывать загадки и даже составлять пересказ текста, согласно развитию сюжета раскладывая картинки по порядку. Таким же способом мы с ней изучили счёт, математические действия.

    У учителя начальных классов Татьяны Фёдоровны Логунёнок тоже внушительный стаж педагогического труда — 43 года. Долгое время она работала в детском доме, а последние пять лет индивидуально занимается с учениками десятой школы. 

    — Я понимала, с каким контингентом предстоит работать, — говорит она. —  Шла сюда, как мне казалось, морально подготовленной, но всё же первые два года было очень тяжело, приходила домой опустошённая. Сейчас втянулась, научилась радоваться любым успехам ребят. Все дети абсолютно разные, с разными способностями и возможностями, но при этом одинаково непосредственные и добрые. Мы же здесь становимся практически членами семей наших учеников, проживая маленькие победы и невзгоды вместе с родителями.

     

    НЕ УМОМ, ТАК РУКАМИ

    Большую часть учебного времени дети посвящают трудовому обучению. В зависимости от возраста количество учебных часов варьируется от пяти до четырнадцати в неделю. Связано это с тем, что ребёнок, имеющий интеллектуальные ограничения, должен научиться работать руками, чтобы найти себе применение в обычной жизни. Мальчики занимаются столярным делом вместе со своим преподавателем  Геннадием Алексеевичем Денисовым. Он пришёл в школу вслед за своей супругой Светланой Юрьевной. Чтобы разнообразить процесс обучения, ввёл в программу винтовую резьбу. Благодаря ему Асиновская коррекционная школа теперь славится поделками из дерева: каждый раз с конкурсов учитель и его ученики возвращаются с наградами.

    В кабинете Натальи Викторовны Драчук — девичье царство. Здесь её ученицы осваивают разные виды рукоделия и швейное дело. Уже четыре года подряд воспитанницы Натальи Викторовны становятся победителями областного этапа конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

    — В конце ноября мы с Анечкой Кобелевой поедем на финал российского этапа в Москву, — делится учитель приятной новостью. —  Она будет соревноваться во флористике. Это уже вторая поездка в столицу наших учеников. До Ани там побывала Ксюша Баранова.

    Дети на уроках обязательно изготавливают своими руками подарки для  одноклассников, которые находятся на домашнем обучении. Девочки каждый год шьют новую коллекцию костюмов для показа в собственном театре «Диво» и для конкурсов среди коррекционных школ. Нынче они с учителем решили выйти за рамки привычного и замахнулись на областной конкурс «Особая мода», где участвуют студенты и дизайнеры из разных предприятий и организаций.

    В школе вообще творчеству уделяется особое внимание, ведь праздники — это способ самовыражения для учеников.

    — Обязательно каждую четверть устраиваем мероприятие «Ура, каникулы!», — рассказывает директор Елена Сергеевна Декина. — Не оставляем без внимания календарные праздники. Каждый классный руководитель со своими детьми готовит какой-то номер: это и танцы, и песни, и стихи, и литературно-музыкальные композиции, и театрализованные миниатюры. Такие события всегда собирают много гостей из числа родственников учеников. Привозим детей, которые находятся на домашнем или индивидуальном обучении. Также стараемся по возможности принимать участие в районных конкурсах и фестивалях.

     

    ПРИНЯТЬ И ПОЛЮБИТЬ

    Евгения Охремчук прежде работала в детском саду. Когда узнала о вакантном месте в школе №10, перешла, не раздумывая. Хотелось попробовать себя на новом месте в совершенно другом, особом детском мире. Этот учебный год стал для неё первым.

    — Признаюсь, первая неделя прошла не без слёз, — вспоминает Евгения Александровна. — Я оказалась морально не готова к работе с учениками, имеющими ограниченные физические возможности и интеллект трёх-четырёхлетних детей. Помогла поддержка близких: мужа и мамы.

    Мама, Наталья Анатольевна Пугачёва, стала для девушки проводником в мир особенных детей, который она хорошо изучила за восемь лет работы в коррекционной школе: подсказывала, успокаивала, наставляла.

    — Я поняла, что эти дети как никто другой нуждаются в тепле и заботе, — говорит Евгения Александровна. — Когда они приходят в школу и, с трудом изъясняясь, рассказывают, как прошёл их день, спешат поделиться радостью, это дорогого стоит. Вот, например, мой первоклассник на днях похвалился, что его «язычок начал разговаривать». Когда после приложенных усилий удаётся продвинуться буквально на толику, возникает ощущение собственной нужности и полезности.

    Я поинтересовалась, какие возможности есть у детей, которые проходят успешнее всех школьную программу.  Получив свидетельство об окончании
    9 классов, они могут выбрать для обучения техникум, где есть условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, в АТпромИС они осваивают швейное и столярное дело. Примут таких ребят в Первомайский филиал Томского аграрного колледжа и некоторые томские образовательные учреждения.

    Елена СОНИНА

     

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • отправить другу
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить

Фотогалерея

Каталог предприятий

    раскрыть списокскрыть список

    Письма читателей

    Все письма