Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 23.10 70.86 -0.1281
EUR 23.10 82.50 -0.142
Архив номеров

Педагогическая поэма Григория Педурарова

2021-10-12

Взял на себя ответственность за судьбы сирот

В 1965 году открытая в Асине школа-интернат №1 объединила детей из трёх детских домов: Вороно-Пашенского, Первомайского и Чердатского. Для этой цели построили просторный спальный корпус (ныне ЦТДМ) и пищеблок, объединённые между собой тёплым подземным переходом, а напротив здания школы (теперь Бизнес-инкубатор) появились спортзал, мастерские и швейный цех.

— Привозить детей в новый интернат стали перед началом учебного года. Под одну крышу собрали 300 ребят с изувеченными судьбами и сложными характерами, — вспоминает одна из первых педагогов школы-интерната Татьяна Ивановна Пермякова. — В небольших детдомах, откуда они приехали, был установившийся уклад жизни, а на новом месте возникла негласная борьба за лидерство, я бы даже сказала, — коллективное бунтарство. Пользуясь тем, что педагоги никого не знают, бравируя друг перед другом, старшие стали хулиганить, обижать младших, участились случаи воровства и побегов. Первый директор интерната Вишневский так и не смог навести порядок и вскоре подал заявление об увольнении. Городское руководство пыталось найти нового руководителя, но никто не хотел занимать этот ответственный пост. И тогда пришлось взвалить на себя тяжёлую ношу заведующему районным отделом народного образования Григорию Ивановичу Педурарову. Мой покойный супруг, который был в интернате старшим воспитателем, всегда говорил, что никто, кроме Педурарова, не смог бы превратить интернат в образцовое учреждение, живущее по принципу коммуны, где старшие присматривали за младшими и никому не позволялось проводить время в праздности.

 

Долгий путь к любимому делу

Как считают коллеги Григория Ивановича, справиться со всеми возникшими трудностями Педурарову помогло то, что он сам какое-то время воспитывался в детском доме. Историю о том, почему сын крепкого крестьянина из молдавского села Конгаз оказался без попечения родителей, а также юношескую биографию Г.И.Педурарова изложил в газетной статье педагог интерната, местный писатель Александр Лещик. Из публикации следует, что отец нашего героя Иван Педурару в 1940 году был объявлен врагом народа и отправлен туда, откуда не возвращаются. Семью: жену, дочь и маленького сына Жору — вскоре выслали в Среднюю Азию на поселение. Жили вместе они недолго: мальчика направили в детский дом для детей спецпереселенцев. Во время войны Жора, имевший к тому времени семилетнее образование, поступил в ремесленное училище города Нижний Тагил Свердловской области. Там он получил профессию столяра и до сентября 1946 года работал при училище. Его мама и сестрёнка за это время были переселены в Асино для дальнейшего проживания. Сюда же перебрался и Жора. Оформляя сыну новые документы, мать, чтобы облегчить в дальнейшем жизнь сыну «врага народа», изменила ему имя и фамилию, сказав в комендатуре, что имя Жора с молдавского переводится как Григорий, а фамилия — Педураров.

Юноша устроился в ДК столяром и решил учиться дальше, поступив в Томскую областную заочную среднюю школу. После получения аттестата начал работать преподавателем математики в Асиновском ремесленном училище. Именно в это время у него появилось желание стать дипломированным педагогом. С лёгкостью поступил на заочное отделение Томского государственного педагогического института, который окончил в 1956 году. Направление молодой физик-математик получил в школу №2 г. Асино, где довольно быстро заслужил авторитет среди учащихся и коллег. Руководство районо назначило Григория Ивановича директором сначала школы №2, а потом — школы №1. После этого проследовала должность инспектора районо, а затем он возглавил районный отдел народного образования.

 

Учёба и труд всё перетрут!

Приступив к обязанностям директора школы-интерната, Григорий Педураров поставил перед собой три главные цели: сформировать коллектив настоящих профессионалов, познакомиться со всеми воспитанниками и создать условия для того, чтобы ребята были постоянно заняты чем-то полезным.

— Педколлектив Григорий Иванович сумел подобрать под стать себе, — рассказала ветеран образования Галина Петровна Терехова. — Когда меня направили работать в интернат воспитателем, там уже трудилась выдающаяся кагорта передовых педагогов: П.А.Кондратенко — заслуженный учитель школы РСФСР, Л.В.Шерстнёва, М.П.Семёнова, В.В.Алина, Ю.Е.Плост, Н.Ф.Соловей, М.И.Батручёнок, Т.П.Яковенко, Л.И.Никитина и её муж А.Шаненков, А.В.Орлов, В.А.Базуев, Т.Н.Липовка, муж и жена Николаевы, Л.Горбылева и другие. Коллектив работал мощно. Школьные занятия — это само собой, помимо них велось огромное количество кружков по интересам: математический, литературный, исторический, географический, клуб юных кинопутешественников, рисования и ваяния, музыки и пения, любителей чтения, гимнастический, технический, духовых инструментов и многие другие.

— Я вела кружки кройки и шитья и вышивания и вязания, — продолжает вспоминать Т.И.Пермякова. — Вначале для обучения девочек у меня практически ничего не было, а потом завезли 27 швейных машинок, гладильные доски, утюги, разные ткани, шефы подарили оверлок. В кухне для занятий кулинарией появились жарочные плиты, духовки, разделочные столы и доски, всевозможная посуда. В общем, директор старался подготовить девочек к взрослой жизни. Мальчики учились мужским делам: строгали, пилили, а помимо этого, возились с техникой в интернатовских гаражах, работали на хоздворе, где был большой свинарник. Выезжали на нашу пасеку в Первомайском районе, в огороды в Вороно-Пашне.

О том, что Григорий Иванович делал всё возможное, чтобы дети не чувствовали себя обездоленными, рассказала мне Татьяна Сепеева — дочь ещё одного педагога интерната Марии Ивановны Батручёнок.

— Наш дом находился по соседству с интернатом, и я часто наблюдала за жизнью учреждения, — рассказывает Татьяна Петровна. — Оно было похоже на большой пчелиный улей, этакое особое государство. У ребят было всё лучшее: питание, педагоги, самодеятельность, библиотека, цветник, сад во дворе, который, увы, не сохранился.

 

По методу Макаренко

Как вспоминают выпускники интерната, директор знал каждого своего воспитанника по фамилии и по имени. Особое внимание уделял тем, кто совершал правонарушения. Зная, что старшие ребята отбирают сладости у младших, решил по примеру Макаренко в младшие группы направить шефов-старшеклассников. Эта мера оказалась очень действенной, произвол прекратился. А помните эпизод в «Педагогической поэме», когда один воспитанник украл булку хлеба у своих товарищей? Макаренко построил все отряды, поставил воришку в центр и заставил его при всех есть эту булку. Нечто подобное сделал и Педураров. В интернате стало пропадать сливочное масло. В столовой было организовано дежурство педагогов, но ничего выяснить не удавалось. Тогда расследование решил провести сам директор. Придя в столовую, он стал внимательно следить за раздачей масла: каждому положили по кубику. Тут зашли учащиеся и заняли свои места. Не прошло и минуты, как восьмиклассники завопили, что им масла не дали. «Восьмой класс, шаг назад!» — скомандовал Педураров и приказал перевернуть стол. Кусочки масла оказались прилеплены к обратной стороне столешницы. «Теперь ешьте», — предложил он ребятам. Те молча стояли и сгорали от стыда.

Много таких ситуаций приходилось решать опытному педагогу. Воришек, пойманных с поличным, под присмотром старших ребят заставлял вернуть украденное в магазин или хозяевам. А однажды директор увидел, как дети, стащив на почте письма, рвут конверты в поисках купюр. Педураров понял, что нужно решать проблему «карманных» денег. И он стал направлять группы учащихся на городские благоустроительные работы. Самым старательным полагалась заработная плата.

 

Не справился с тяжёлой болезнью

Верной спутницей жизни Григория Ивановича была его жена — учительница русского языка и литературы школы №4, отличник просвещения РСФСР Нина Евгеньевна Педурарова, подарившая супругу трёх красавиц-дочерей. Моя бывшая коллега Ольга Кузьмина когда-то дружила с ними, особенно со старшей Татьяной, поэтому бывала в доме Педураровых. Большая усадьба, по её воспоминаниям, всегда содержалась в идеальном порядке, но никаких излишеств не было. Дочерей Григорий Иванович держал в строгости, не баловал.

— Как-то я была приглашена к Татьяне на день рождения, — вспоминает Ольга Владимировна. — Удивило то, что родители подарили ей не сладости, не книжку или обновку, а нарисованную на листе бумаги пятёрку со словами напутствия: «Учись только на «отлично». И девочки старательно учились, чтобы даже в малом не подвести известного на весь район отца.

Несмотря на стремительное развитие школы-интерната, через восемь лет руководства Григория Ивановича «попросили» уйти с должности. По какой причине, история умалчивает, но бывшие коллеги говорят, что возник конфликт с вышестоящим начальством. После «педураровского периода» яркие страницы истории интерната закончились, да и просуществовал он недолго. Жизнь его знаменитого директора тоже давно оборвалась. Какое-то время он ещё работал в Асине, а потом тяжело заболел. Всё это непростое время жена, кстати, и ныне здравствующая, была рядом с ним. Григорию Ивановичу сделали сложную операцию, но он так и не выздоровел. Умер в городе Иркутске, там и похоронен. В социальных сетях я разыскала его дочь Елену Педурарову (Волкову). Она рассказала, что отца не стало 11 апреля 2001 года. В нынешнем октябре Григорию Ивановичу Педурарову, награждённому за плодотворную работу на педагогическом поприще орденом Трудового Красного Знамени, исполнилось бы 93 года.

 

Слово о любимом учителе...

Кто-то из бывших воспитанников Асиновской школы-интерната, узнав, что я готовлю статью о Г.И.Педурарове, распространил эту информацию. Только за один день я приняла порядка 20 телефонных звонков и сообщений со всей страны и даже из-за рубежа. Все хотели поделиться своими воспоминаниями о выдающемся педагоге, который им заменил отца. К сожалению, изложить все в одной статье невозможно, приведу лишь некоторые.

 

Людмила Попова: «Григорий Иванович завёл в интернате добрую традицию: 22 апреля, в день рождения В.И.Ленина, отмечать именины всех воспитанников. Накануне из столовой приносили масло, печенье, какао, и мы, девочки, делали торты, пирожные, печенье, а затем накрывали столы. Первым всегда нас поздравлял директор».

 

Валентина Овчинникова: «Это директор научил нас крепко держаться друг за друга, как братья и сёстры. Разъехались, разбрелись по свету, но тесную связь поддерживаем до сих пор. У нас есть группа в Одноклассниках «Мы из школы-интерната №1
г. Асино». Однажды кто-то выставил фотографию Григория Ивановича, и что тут началось! Сотни воспоминаний о нём, и все до единого — с благодарностью. Рассказала свою историю и я. Однажды в лагере труда и отдыха я побежала босиком встречать поезд с продуктами и почтой и сильно поранила палец на ноге. Вовремя к врачу не обратилась, и начался сепсис. Педураров лично сопроводил меня на скорой в больницу, а потом приносил в палату разные лакомства, всячески подбадривал».

 

Антонина Череповская: «Помню, как однажды к нам съехались директора интернатов и детских домов Сибири и Дальнего Востока. Педураров показал им наш интернат таким, каким он был, без всяких прикрас, и это вызвало у гостей настоящий восторг. Ещё вспоминаю, что после поступления в сельхозтехникум я ездила на выходные домой, то есть в наш интернат. Педураров выпускников не бросал, давал им кров, помогал с продуктами, одеждой. Я на втором курсе была, когда попросила у него новое зимнее пальто. Пальто в наличии не оказалось, и Григорий Иванович направил меня с запиской в бухгалтерию, где мне дали деньги на обновку».

 

Юрий Павловский: «За хорошую работу, учёбу, участие в самодеятельности полагалось поощрение — от денежного вознаграждения до туристической поездки по городам России. К примеру, я ездил в Волгоград, а кому-то из ребят повезло побывать в Ленинграде, Москве и даже на Чёрном море. Ещё Григорий Иванович старался трудоустроить всех своих выпускников. Меня до службы в армии принял в интернат лаборантом, а параллельно отправил учиться на водителя в ДОСААФ. Тем самым проницательный педагог определил мне будущую профессию — я до сих пор работаю в здании родного интерната, теперь ЦТДМ, инструктором по вождению».

 

Любовь Копнова: «Директор всегда нам говорил, что успеха в жизни добивается только тот, кто постоянно учится и хорошо работает. Выполняя его наказы, многие наши ребята окончили институты и стали врачами, инженерами, педагогами и даже учёными. Я хотела быть похожей на наших любимых учителей, поэтому посвятила свою жизнь воспитанию детей. Все мы, воспитанники Педурарова, мечтаем о том, чтобы когда-нибудь на стене бывшего интерната появилась памятная доска с именем нашего наставника — выдающегося асиновского педагога и руководителя».

Екатерина КОРЗИК

 

1442

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom
Yandex.Metrica