Валюта Дата знач. изм.
USD 24.08 80.75 0.5
EUR 24.08 93.63 0.13

Малая родина – любовь навсегда

10:15 26.08.2025
Малая родина – любовь навсегда

Живописная поляна в селе Берёзовка Первомайского района, известная празднованием Янова дня, стала местом встречи бывших жителей исчезнувшей деревни Медодат

 

Традиция встреч жителей исчезнувших населённых пунктов не нова. Например, с большой радостью собираются вместе асиновские берёзовцы. Медодатцы приехали уже в четвёртый раз. Деревня опустела примерно в конце 1970-х годов. Сейчас от неё остались лишь кладбище и созданное руками людей живописное водохранилище с плотиной. К сожалению, теперь добраться до этих мест очень трудно, поэтому земляков встречал гостеприимный «Янов хутор».

 

Местная достопримечательность

По данным архивных источников, посёлок Медодатский был образован в 1901-1902 годах у таёжной речки Медодат, название которой на языке когда-то проживавшего здесь сибирского народа кетов означает «кедровая река». Первыми жителями были бессарабы (молдаване). Потом, с 1903 года, здесь стали обосновываться эстонцы из Эстляндской, Лифляндской и Санкт-Петербургской губерний, а бессарабы постепенно переехали в другие места.

Первопоселенцы сразу испытали проблему нехватки чистой питьевой воды. Попытки копать колодцы не помогли: вода в этой местности находится очень глубоко. Приходилось зимой использовать талую и болотную, а в весеннее, летнее и осеннее время брать из речки, которая к осени сильно мелела. Томское переселенческое начальство, учитывая такие трудности, выделило на строительство плотины и водохранилища в посёлке Медодатском 3600 рублей, из которых, согласно архивным документам, было истрачено 3201 рубль 51 копейка.

На месте будущего водохранилища и плотины необходимо было вырубить и выкорчевать кустарники. По воспоминаниям старожила Карла Гендриковича (Андреевича) Эльвеста, записанным мною в начале 2000-х годов, участок под водохранилище специально углубляли, а выкопанную землю возили на тачках к месту плотины и хорошо утрамбовывали. Для забивки свай из Томска через Ново-Кусково привезли «чугунную бабу», весившую вместе с подъёмным механизмом, копром, 95 пудов. Благодаря стараниям строителей водохранилище и плотина были сооружены в 1907 году.

Карл Гендрикович вспоминал, что в Медодатском озере (пруде) после постройки плотины запрещалось купаться, стирать бельё и поить скотину. Воду отсюда в посёлок возили в бочках. Пруд на долгие годы стал достопримечательностью Медодата. Говорят, относительно недавно бобры соорудили чуть ниже по течению реки свою плотину, и от этого водохранилище стало полноводнее и мелеет меньше, чем раньше.

 

Жили дружно, весело...

Красавец-пруд, по воспоминаниям Карла Гендриковича, являлся одним из любимых мест отдыха и развлечений молодёжи: «Парни и девушки гуляли по плотине, пели песни под гармонь, катались на лодках… В прошлом эстонцы отмечали разные праздники. Самым любимым из всех был Янов день. К нему и готовились заранее. Молодёжь собирала бересту, складывала её в старую бочку и заливала смолой. Бочку крепили к берёзе в месте массовых гуляний, а затем поджигали. На берёзах по обеим сторонам плотины развешивали разноцветные бумажные фонари, внутри которых находились свечи, изготовленные из топлёного бараньего сала. На праздник съезжались родственники из многих деревень: Лиллиенгофки, Кульдорска, Линды, Берёзовки, Вамбалов (это в Зырянском районе) и других. На самой плотине была площадка, на которой танцевали».

Когда собирались на вечёрки, для освещения использовали керосиновые лампы и восковые свечи, а первый дизельный генератор, дававший свет в деревне, появился только в 1964 году. По словам Петра Павловича Киселёва, у маленьких мальчишек было всего две игрушки: палка или прутик вместо лошади, чтобы скакать, и самодельные тарантайки – колёса или какие-то шестерёнки, которые катали перед собой. Кто был чуть постарше, бегали с луком со стрелами и рогатками. Людмила Карловна Богенс рассказывает: «Когда медодатский пруд замерзал, Толя Розенбуш единственный выезжал на лёд на коньках. Больше их ни у кого не было, и все остальные наматывали на валенки проволоку».

Почти любое событие в Медодате вызывало у жителей всеобщий интерес. Всем было известно, что первые телевизоры: «Снежок» – в одной части деревни и «Волхов» – в другой, появились у Киселёвых и у Казиков. Чуть позже Вороновы приобрели телевизор побольше – «Изумруд».

 

…и культурно

Приехавшие в Сибирь эстонцы принесли свои обычаи и традиции, свою культуру. И речь не только о вязаных рукавичках с национальным орнаментом и кровяных колбасках. Переселенцы были людьми довольно образованными, музыкальными. Ещё до революции в п. Медодатском на казённые средства было построено училище Министерства народного просвещения для обучения детей. На одной из сохранившихся фотографий на фоне училища в 1913 году запечатлена местная молодёжь. В руках у учителя Юлмана – скрипка. Он не единственный владел инструментом. «Дедушка Эдуард Юганович Казик, – рассказывает Людмила Карловна Богенс, – очень хорошо играл на скрипке». По воспоминанию Петра Викторовича Воронова, и его учитель Карл Генрихович Падрак на уроках играл на скрипке. «Тогда мы плохо его слушали, – сетует Пётр Викторович. – Но во взрослом возрасте я полюбил классическую музыку. И это, я считаю, благодаря ему».

 

Замечательные люди

О том, что жизнь была трудной, говорили все, с кем я пообщался на Яновой поляне. Но люди не роптали, трудились каждый день. Дети с малых лет помогали взрослым по хозяйству: убирали сено, пасли скот, заготавливали и пилили дрова, зимой чистили снег.

Медодатцы добрым словом вспоминают своих ушедших из жизни близких, уважаемых односельчан. Например, медсестру Ильду Ризенберг. Она очень добросовестно относилась к своим обязанностям и умела расположить к себе детей. Когда она делала прививки, ребятишки не боялись и терпеливо ждали своей очереди: иголок для шприца было мало, и после каждого использования Ильда Уговна их кипятила. «У меня сохранился снимок примерно 1962 – 1964 гг., где она слушает фонендоскопом моего брата Славу Сойкина», – сообщила Тамара Тимофеевна Шкадун.

Любовь Васильевна (в девичестве Левшова) рассказала о своей бабушке по маминой линии Пелагее Архиповне Куропатиной. «Баба Куропатка» на деревне была знахаркой, лечила от многих болезней, в том числе от золотухи и испуга. Пелагею Архиповну все очень уважали. Она была крёстной многих ребятишек, как повивальная бабка приняла 60 родов!

«У моей мамы, – делится воспоминаниями Любовь Васильевна, – судьба была непростой: воспитывалась у дедушки с бабушкой, пережила войну, не совсем удачно вышла замуж. Тридцать лет она прожила в Медодате, потом пятьдесят три года – в Асине и ещё пять лет в Томске. Но всегда любила вспоминать именно Медодат».

 

Передать память потомкам

Любят вспоминать о том месте, где прошли их детство и юность, и участники встречи. Было видно, как все они рады друг другу: обнимались, шутили, рассматривали привезённые фотографии, рассказывали интересные случаи, сожалели, что многие односельчане не смогли приехать. «Всегда приятно видеть людей, – делится своими эмоциями Владимир Павлович Киселёв, – с которыми бегали босиком, купались, играли, трудились, праздновали». – «Как-то наш бывший односельчанин Николай Семёнович Бочарников спросил меня: «Люда, если бы построили дорогу, ты бы поехала снова жить в Медодат? И я, не задумываясь, ответила: «Да», – откровенно говорит Людмила Карловна Богенс.

 «Мы все, – сделала заключение Татьяна Александровна Рейндольф, – больны любовью к медодатской земле. У каждого из нас Медодат свой, но и общий на всех. Дай Бог, чтобы эта память о деревне жила, передайте её своим потомкам».

Юрий Мартыненко,  учитель истории Первомайской школы, краевед.

2

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы