Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Известно, что многие люди становятся психологами или психиатрами, потому что хотят разобраться прежде всего в самих себе. Арменуи Аракелян во время нашего с ней разговора не стала кривить душой: отчасти и она пришла в профессию с такой целью. Вместе с тем она всегда хотела помогать людям справляться с самыми сложными жизненными ситуациями.
Нынче исполняется семь лет, как эта симпатичная кареглазая женщина с армянским именем и русским отчеством переехала в наш город. О том, как Арменуи Тимофеевне живётся в Асино, о её прошлом и настоящем и, конечно же, о её врачебной деятельности читайте в нашем материале.
В ШКОЛЕ ЧИТАЛА ФРЕЙДА
Арменуи родилась в Ленинаване — посёлке в Нагорном Карабахе, который в 90-е годы был стёрт с лица земли вследствие армяно-азербайджанского конфликта. К счастью, войны наша героиня не видела, поскольку её детство и юность прошли в Петропавловске (Казахстан). Отец, Тимофей Сукасович, трудился сапожником, а мать, Меланья Мушеговна, была домохозяйкой.
— Бытует мнение, что большинство семей с Кавказа являются ортодоксальными, то есть свято чтят свои традиции, — говорит Арменуи. — Наша армянская семья впитала в себя и русскую культуру. Меня крестили в русской церкви, дав второе имя Анна. Дома говорили как на армянском, так и на русском языках, причём последний постепенно стал превалировать. Сейчас я порою даже и не знаю, чего во мне больше — русского или армянского.
Будущий врач в детстве проявляла себя как творческий и способный ребёнок. Училась в школе с углублённым изучением английского языка практически на одни «пятёрки», играла на фортепиано. Окружающие отмечали заинтересованность Арменуи биологией и всем, что связано с окружающим миром. В пятом классе девочка заявила родителям, что станет врачом. Те восприняли слова дочери с иронией. Врачей в роду Аракелянов-Багдасарянов никогда не было, если не считать бабушку-повитуху... Мама с папой посчитали, что она ещё изменит своё решение, но этого не произошло. Мало того, в старших классах девушка начала читать пособия по философии, врачебной практике, труды Юнга, Фрейда и других всемирно известных психоаналитиков. Особенно её вдохновила книга «Сердце хирурга» Фёдора Углова.
— Я уже тогда понимала, что быть врачом — моё призвание. Только вот каким врачом? Со специализацией определилась уже в вузе, — продолжает свой рассказ героиня. — Сначала поступила в медицинский университет в Ереване. Однако возможность обучаться бесплатно была только у граждан Армении, каковой я не являлась. Моей семье приходилось платить немалые деньги. А тогда, сами понимаете, были не самые лучшие годы для всего постсоветского пространства... Из-за финансовых проблем на третьем курсе пришлось попрощаться с Ереваном и вернуться в Петропавловск.
Однако с мечтой девушка прощаться не собиралась. Она снова сдала экзамены и, получив высокие баллы, была зачислена на лечебный факультет СибГМУ. Пришлось начинать всё заново...
«АСИНО МНЕ НРАВИТСЯ»
«Почему выбор пал на наш провинциальный город?» — спросил я у моей собеседницы, понимая, что после окончания СибГМУ с красным дипломом перед ней открывались большие возможности. Она могла поехать в Армению, Европу или Америку, где армянская диаспора имеет значительное влияние, либо вернуться в Казахстан.
— Я хотела поработать в России, — отвечает она. — Как нельзя кстати предложили поучаствовать в программе, по которой врачам выделялись квартиры в Асино. Первое время было немного не по себе. Привыкла к динамике, шуму и огням больших городов, а здесь — квартира на окраине, вечерами тишина и кромешная темнота на улице. Со временем привыкла, а когда появились знакомые и друзья, и вовсе почувствовала себя как дома. Асино мне нравится.
За семь лет жизни в Асино Арменуи несколько раз гостила у родственников в Армении. Подумывала даже о переезде на историческую родину. И всё же осталась в Сибири.
ПАЦИЕНТОВ ЧЕТЫРЕСТА, ОНА — ОДНА
О своей врачебной практике наша героиня готова говорить часами. Свою работу женщина любит, к каждому пациенту старается проявить заботу и индивидуальный подход. Впервые я увидел Арменуи Тимофеевну, проходя медкомиссию в военкомате. Был немало удивлён, когда психиатр оказался не угрюмым мужиком в очках, а улыбчивой и милой женщиной. О ней с уважением отзываются и пациенты, и коллеги.
— Арменуи Тимофеевна очень контактная, коммуникабельная. Она прекрасный человек и квалифицированный специалист, не перестающий заниматься самосовершенствованием, — считает Светлана Евлахова, врач-кардиолог. — В коллективе пользуется авторитетом, к её мнению всегда прислушиваются.
На сегодняшний день на учёте у психиатра состоят порядка 400 человек с различными диагнозами: депрессией, апатией, шизофренией, состоянием тревожности и т.д. Цифра для нашего района, согласитесь, немаленькая. А представьте, какая нагрузка ложится на единственного психиатра, который плюс ко всему ведёт приём ещё и в женской консультации! Ещё больше людей справляются со своими проблемами самостоятельно, стесняясь обращаться к специалисту.
— На Западе поход к психиатру является нормальным явлением, а у нас это зазорно, — вздыхает врач. — А ведь от душевного здоровья и равновесия зависит состояние всего организма. Вы знаете, что за последнее время в Асино и по всей России резко выросло число людей с депрессиями и тревожными состояниями? Как правило, им подвержено работающее, активное население...
По словам Арменуи Тимофеевны, точная причина депрессии (в научной среде её ещё называют чумой 21 века), как и у большинства психических заболеваний, неизвестна. Но в любом случае упадку духа более всего подвержены люди, воспринимающие мир в негативных красках. Они как бы хотят отстраниться от жестокого мира и окружающих людей, испытывая страх перед критикой и замечаниями, насмешками, не-одобрением и неприятием. Вместе с тем, впадая в депрессию, человек пытается обратить внимание своего окружения на себя и свои проблемы, буквально подавая сигнал SOS.
— Как психиатр я могу уловить этот сигнал, едва пациент переступил порог, — говорит моя героиня. — Но понять, что человеку плохо и больно и он нуждается в поддержке, можно и без специального образования. Для этого достаточно быть внимательнее к своим родным, друзьям и коллегам, уметь слушать, проявлять интерес и заботу. Одно ваше доброе слово может стать первым шагом к выходу из душевного кризиса! Я веду к тому, что небезразличное общество, адекватно и без насмешек воспринимающее индивидуальные особенности каждого, — лучшее противоядие от психических расстройств.
Арменуи Тимофеевне очень хотелось бы, чтобы в нашем районе действовала полноценная программа социально-медицинской адаптации для людей с хроническими расстройствами психики. Для них надо проводить тренинги, организовывать общий досуг, некоторых обучать бытовым навыкам. Создать такую систему в одиночку не по силам, нужно взаимодействие разных структур. Да и психиатру, как и любому другому человеку, тоже нужен отдых.
— Подходят консультироваться даже на улице, — улыбается доктор. — Вежливо отказываю: это в кабинете я психиатр, а после рабочего дня — обыкновенная женщина. Для близких и друзей — тоже: никогда не анализирую их поступки и тем более не раздаю советы. И вообще на то оно и свободное время, чтобы не думать о работе. На досуге я люблю рисовать, вязать, читать интересные книги и смотреть фильмы. Иногда навещаю друзей в Томске.
ПАПА ВСЕГДА БЫЛ РЯДОМ
Вместе с Арменуи в Асино перебрался и её отец Тимофей Сукасович. Он — чистокровный армянин, а таким нехарактерным для кавказцев именем его назвали по просьбе отца, который на момент рождения сына воевал на советско-финской войне бок о бок с боевым товарищем, русским парнем Тимофеем, отличавшимся особой отвагой. Что произошло с тем Тимофеем и вернулся ли он с фронта живым, как его друг армянин, история умалчивает. Но в любом случае память о нём теперь хранится в имени и отчестве двух представителей семьи Аракелянов.
Тимофея Сукасовича частенько можно увидеть прогуливающимся по городским улочкам: мужчину отличают кавказский акцент, дружелюбность и позитивность. И это при том, что ему и его дочери пришлось пережить многие беды и потери.
Арменуи — первенец в семье. После родились ещё пятеро детей — все мальчики, и все умерли в младенчестве из-за болезней. Другим серьёзным ударом для семьи стала смерть матери. Несколько лет назад та по нелепой случайности попала под поезд на железнодорожном вокзале Петропавловска, где хотела встретить дочь из Томска.
— Как вы всё это пережили?
— Было очень тяжело, — делится Арменуи Тимофеевна. — Но я всегда чувствовала поддержку папы. Он мой самый близкий человек, моя опора.
Для Тимофея Сукасовича дочь — тоже самый дорогой для него человек.
— Она у меня очень душевная, щедрая,— говорит о дочери. — Одинокая только. Замуж бы отдать... В надёжные руки.
И В ЗАВЕРШЕНИЕ...
О личной жизни с моей героиней мы говорили меньше всего, но было понятно, что сердце женщины свободно. Арменуи Тимофеевна, как мне кажется, из той породы людей, которые отдают себя без остатка заботе о других людях, пытаясь, сродни филантропам, сделать их жизнь чуточку счастливее и забывая о себе. Мне бы очень хотелось, чтобы эта замечательная женщина, пройдя через столько невзгод, и сама стала по-настоящему счастливой.
Алексей ШИТИК.
Оставить сообщение: