Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Россиян не так просто впечатлить ростом цен на бензин. Народ свыкся с тем, что этот процесс необратим и подчиняется собственным законам, не зависящим от мировых цен на сырьё. Но в последние месяцы ценообразование со стороны АЗС было чересчур агрессивным: средние темпы роста цен на бензин и дизельное топливо вплотную приблизились к 2% в неделю.
Аналитики объясняют взлёт цен на топливо сочетанием высокой стоимости нефтепродуктов на мировых рынках и относительно слабого курса рубля. В таких условиях бизнесу гораздо выгоднее экспортировать их за рубеж, чем поставлять на внутренний рынок. А тем временем рост цен приобрёл политический характер. С середины мая в российских регионах, от Иркутска до Дагестана, сотни водителей вышли на протестные акции. Интересно, что в ряде случаев митинги нашли поддержку со стороны местных властей. К примеру, в соседнем с нами Новосибирске пикет посетил мэр города Анатолий Локоть, а один из депутатов Законодательного Собрания Камчатского края демонстративно пересел на коня по кличке Ракета и потребовал организовать на автопарковке возле парламента коновязь.
По данным Росстата, с января по конец мая розничные цены на моторное топливо в среднем по стране выросли на 7 — 8% при общей инфляции в 1,6%. Не считая Дальнего Востока, особенно резким подорожание было в Москве: на прошлой неделе средняя стоимость бензина за одну неделю выросла почти на рубль, некоторые столичные АЗС продавали литр 95-го по 47 рублей. На асиновских заправках цены на топливо немного ниже: самый ходовой 92-й на 6 июня составил 40 рублей 40 копеек, 95-й — 42 рубля 35 копеек, ДТ —45 рублей 35 копеек (и это в период посевной кампании). Земляки на акции протеста пока не решаются, но не меньше других россиян негодуют, о чём поделились с нашей газетой.
Николай ВИТРУК, генеральный директор ООО «АТП»:
— Высокие цены на топливо поставили нас, как и других перевозчиков, на грань выживания. Тариф на межгород, который формировался по затратам 2014 года, не повышали с 2015-го. Тогда в тариф закладывалась стоимость 92-го бензина по 27 руб. 50 коп. (на сегодня она выросла до 40 руб. 40 коп.) и дизеля по 30 руб. 38 коп. (сейчас 45 руб. 35 коп.). Как говорится, почувствуйте разницу: рост — более 30%. Область давно должна была поднять стоимость проезда в общественном транспорте, но наши заявки отклоняют из года в год. У них то выборы депутатов, то губернатора, то президента, а нам-то что делать? На следующей неделе вновь повезём заявку на изменение тарифов, вот только рассмотрят ли?
Анатолий НЕУМЕРЖИЦКИЙ, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства:
— Цены на топливо традиционно начинают расти с начала посевной кампании, но такого взлёта ещё никогда не было. Фермерское хозяйство спасает то, что мы, наученные горьким опытом, топливом запаслись ещё в феврале. Если бы этого не сделали, пришлось бы брать займы. Сельхозпроизводителей вообще поставили на колени. Началось всё с обвала цен на зерно, которые упали с 13 до 5 рублей. В результате, продав богатый урожай 2017 года за копейки, вместо планируемого обновления техники сумели только запастись бензином. Ну а сейчас, видимо, хотят додавить нашего брата вот такими баснословными ценами на солярку, которая выше цены 95-го бензина. Общался на эту тему с коллегами, которые, как и я, устали от экономических потрясений, тяжёлой работы и вечной борьбы за выживание.
Роман АНДРОСОВ, директор ООО «Универсал»:
— Цены на услуги такси «Тройка» мы ещё не повышали, но, если дальше так дело пойдёт, будем вынуждены это сделать. Водители уже сейчас не хотят ездить в дальние рейсы, потому что выгода получается копеечная. Говоря в целом о ситуации с топливом, хочу заметить, что нефтяников понять можно, их тоже государство давит повышением акцизов, а они вынуждены поднимать цены на внутреннем рынке. Правда, сейчас идёт речь об отмене планируемого повышения акцизов, но вряд ли цены на топливо снизятся. Пусть хотя бы остановился их рост. При средней зарплате в провинции 15 — 20 тысяч рублей и средней пенсии 10 тысяч рублей посещение АЗС становится настоящим стрессом для автолюбителей, да и для наших таксистов, имеющих небольшой доход.
Татьяна КУЗНЕЦОВА, пенсионерка:
— Сама автомобиль не вожу, но машину имеет дочка, которая не ездит дальше Асина. Недавно пожаловалась, что если раньше, заправившись на тысячу, могла ездить две недели, то сейчас такого же количества бензина ей хватает всего дней на пять. Я же переживаю за то, что следом за бензином поднимутся цены на продукты, ведь каждая булка хлеба содержит транспортные расходы. Нужно ждать роста цен и на коммунальные услуги, и на электроэнергию. А куда ещё выше? Наш президент совершенно не думает о жизни простых россиян, а решает вопросы внешней политики за счёт народа и действует в интересах кучки олигархов, присвоивших себе нефтяную и газовую отрасли. Но россияне опять за него проголосовали, потому что боятся перемен.
Антон ЕРМОЛИН, газосварщик ООО «Кристалл С»:
— У меня «Нива», а у жены «Марч». Так как её автомобиль «кушает» гораздо меньше, приняли решение загнать внедорожник в гараж и выставить на продажу, а малолитражку делить на двоих. В субботу супруга поехала к ребёнку в летний лагерь, а я вынужден был оседлать велосипед и на нём отправился на дачу. Наверное, и на работу этим летом буду на велосипеде ездить. А что? И экономия для семьи хорошая, и для здоровья полезно! Но, если честно, становится не до шуток. Зарплата уже давно не растёт, а жить хочется по-человечески. Если раньше с женой могли себе позволить съездить «на своих колёсах» на Алтай, к родственникам на Байкал, то нынче об этом даже не мечтаем. Дешевле в Турцию слетать, правда, и на отдых у моря денег уже нет. Цены на всё заоблачные. Президента выбрали, значит, можно и стоимость бензина поднять, и коммунальные тарифы увеличить. Насколько мне известно, цены на электроэнергию должны поменяться с 1 июля, представляю, какие суммы мы увидим в «жировках».
Светлана ПЛИСКО, оператор-кассир АЗС Роснефти:
— Некоторые водители, видя очередное повышение, возмущаются, конечно, но чтобы отказывались заправляться — такого ещё не было. Митинги и бунты не устраивают, понимая, что от меня ничего не зависит. Цены меняли примерно раз в неделю на 30 копеек в сторону повышения. Сейчас рост цен приостановился, что будет дальше, не знаю.
ФАС ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО РОСТ ЦЕН ОСТАНОВИТСЯ
Во вторник руководитель управления ФАС по Томской области Владимир Шевченко сообщил региональным СМИ, что цены на бензин на томских заправках перестанут расти в ближайшее время. Уже следующие партии топлива на нефтеперерабатывающих заводах компании должны приобретать на других условиях, поскольку акцизы на бензин снизили. Но дешеветь бензин, скорее всего, не будет. «Сейчас акцизы понизили. Первую задачу мы выполнили, но есть и другие. Во-первых, у УФАС есть предложение сделать плавающий акциз. Глава Роснефти Сечин на днях встречался с президентом и предложил ограничить экспорт бензина. Другие меры, которые предлагают, чтобы не угробить независимых продавцов, — это ввести для них обратный акциз», — сообщил Владимир Шевченко.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
С 1 января стоимость бензина марки АИ-92 на заправках в Томской области выросла примерно на 3 рубля. Согласно данным мониторинга, который проводит региональное управление ФАС, ещё в начале года на заправках Роснефти бензин марки АИ-92 стоил 36,80 рубля за литр, на заправках Газпромнефти — от 35,65 до 36,95 рубля за литр, на Elke Auto — 36,50 рубля.
Последний ценовой мониторинг ФАС по Томской области проводила 31 мая. На заправках Роснефти литр АИ-92 стоил уже 39,80 рубля за литр, Газпромнефти — от 39,90 до 40,70 рубля за литр, на Elke Auto — 39,60 рубля.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: