Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 07.04 | 84.28 | 0 | |
EUR | 07.04 | 92.99 | 0 |
Полюбили друг друга заочно
Началась эта история 50 лет назад на Енисее, по разным берегам которого родились и выросли Владимир и его Любовь. 18-летняя Любаша как-то увидела в доме своей знакомой портрет её брата Володи, который на тот момент служил в армии. Пристальный взгляд из-под длинных, пушистых ресниц поразил девушку в самое сердце. Сестра Володи решила познакомить брата с подругой и дала ей адрес его воинской части. Завязалась трогательная переписка, длившаяся год. Люба выслала парню свою фотографию, и его сердце тоже ёкнуло. Сослуживцы знали об этом заочном знакомстве, потому что в дембельском альбоме Владимира Яроша сохранилась запись-напутствие: «Желаем встретиться тебе с той самой незнакомкой». Но, вернувшись из армии, парень не поспешил к Любе.
– Моя двоюродная бабушка жила в той же деревне, что и Володя. Она-то мне и написала, что тот встречается с местной медсестрой, – вспоминала, дожидаясь мужа на обед, Любовь Викторовна. – А за мной в то время пытался ухаживать хороший и добрый парень из нашего села. Я его не любила, и он это знал, но всё-таки заслал в наш дом сватов. К их приходу я накрывала стол, и на нём оказался лишний прибор. Сваты сочли это плохим предзнаменованием…
Предложение нелюбимого Люба приняла скорее от обиды на Володю, которого так ждала из армии. И вот, когда до свадьбы оставалась всего неделя, в их деревню заявился парень с того самого портрета. На следующий день Люба, всегда кроткая и покладистая, заявила родителям: «Замуж не пойду!»
Убежала Ангара к своему Енисею
Это известие быстро облетело и всполошило всё село Сватово, ведь многие жители приходились невесте и жениху родственниками.
– Все были настроены против наших отношений с Володей, особенно отец. «Дала согласие – слово держи! Не дам позорить парня и его семью!» – кричал он, не слушая моих оправданий. Бабушка тоже папку поддерживала. До сих пор помню её слова: «Ты бессоусная!». А почему бессовестная, ведь я даже не целовалась со своим женихом ни разу. Только мама меня понимала и говорила: «С нелюбимым жить, что на каторге быть».
Владимир тоже заслал в дом Любы сватов, но её отец тут же выставил непрошенных гостей за порог. Поняв, что по-хорошему договориться не получится, молодые люди решились на побег. Скрывались у родственников в соседней деревне, но скоро за непокорной девушкой приехал отец и забрал её домой.
Чем сильнее влюблённых пытались разлучить, тем крепче становились их чувства.
– Помню, как я в очередной раз сбежала из дома, и мы уехали на берег Енисея. Прятались в нескончаемом поле пламенных жарков и поздно заметили, как к нам свернул уазик, и из него вышла компания парней во главе с моим бывшим, – продолжает свой рассказ Любовь Викторовна. – Испугалась я тогда до смерти. Думала, драка будет, а жених взглянул на меня и сказал, обратившись к Володе: «Я же знаю, тебе она нужна на одну ночь, а мне на всю жизнь». – «Зря ты так думаешь, люблю я её. Пусть сама выбирает», – ответил тот. Я взяла крепко за руку Володю… Немного погодя с нашим совхозным управляющим на мотоцикле приехала моя мама. Передала меня отцу, а тот запер меня в бане, заявив, что буду там сидеть, пока не остепенюсь. Когда стемнело и все легли спать, я вылезла через окошко и 12 километров по ночной дороге бежала к любимому.
На этот раз Володя увёз Любу к себе домой на другой берег реки. Мама у него была по национальности украинка. Дородная, с непростым характером женщина встретила миниатюрную Любашу на крыльце со скалкой в руках. Взглянув на девушку, произнесла: «До чего ж малэ! До чего ж худэ!» Володя в обиду любимую не дал: «Всё, мама, хватит, она женой моей будет!» Родители Любы приехали практически следом. Две семьи сели за стол переговоров и приняли решение, что больше противостоять влюблённым не будут. А уже через месяц двумя деревнями гуляли весёлую свадьбу, которая длилась, как в сказке, три дня и три ночи.
Сказочке конец, а семейной жизни начало
Играли свадьбу в разгар лета, а зарегистрировать свои отношения супруги смогли только глубокой осенью: Володю отправили учиться в город на механика. Люба осталась в его родительском доме, где жили ещё старший брат с женой и тремя детьми. Молодая невестка очень старалась всем угодить. Вставала с первыми петухами, управлялась по хозяйству, где имелись коровы, овцы, свиньи, разная птица. Научилась готовить украинскую колбасу и домашнюю лапшу, запекать гуся, успевала работать в местном совхозе. О том, что её наконец-то приняли в семью, поняла, когда свекровь купила в автолавке красивое платье и подарила его ей, а не старшей снохе Марусе.
После учёбы Владимиру как молодому специалисту дали квартиру в соседней деревне. Как же было приятно Любе почувствовать себя полноценной хозяйкой в своём семейном гнёздышке!
В 1982 году супруги Ярош решили переехать в перспективное тогда село Ново-Кусково, где жили родной брат Любы, работавший агрономом в совхозе «Комсомолец», и двоюродный дядя Владимира Семён Петрович Жало. Семье, где уже подрастали две дочки, предоставили просторную, светлую квартиру в новой двухэтажке, где супруги продолжают жить до сих пор. Владимир Антонович первым в районе освоил самый мощный тогда трактор К-700 и работал на нём последующие 40 лет. Любовь Викторовна трудилась в разных местах: была и дояркой, и продавцом, работала в школьной столовой и в детсаду. Жили крепко даже в тяжёлые перестроечные времена, потому что работали не покладая рук. Нужно было учить, растить трёх красавиц-дочерей: Марию, Елену и Евгению.
– Девчонки мои выросли очень трудолюбивыми, стали хорошими жёнами и хозяйками, может быть, потому, что я им спуска в детстве не давала. Когда утром уходила на работу, наказывала убрать квартиру, приготовить, прополоть, погладить. Если ослушаются, не ругала, не наказывала, а, уставшая, демонстративно брала утюг или тряпку. Ох и бегали они тогда вокруг меня, стараясь загладить вину,– с улыбкой вспоминает Любовь Викторовна.
Отца дочки в деревенскую страду практически дома не видели. Уходил на работу – ещё спали, приходил – уже спали. Только летом, когда созревала лесная ягода, иногда брал девчонок с собой в поле.
– Пока отец работал, мы собирали малину и смородину, – поделилась своими детскими воспоминаниями средняя дочь Елена. – Так и катались с папой от одного околочка до другого. Как-то папа вышел из трактора, а я села на его место – типа порулить, да куда-то нажала. Трактор как заревёт! Отец тогда больше нас испугался.
Дочки считают, что папа их баловал.
– Часто с работы привозил нам малинку и початки кукурузы, из которых мы делали куколок, – говорит старшая дочь Мария. – Мама была строгой, но если ругала, то только за дело.
– Я занималась в музыкальной школе танцами и настолько была ими увлечена, что мои репетиции продолжались даже дома, – вспоминает Евгения. – Однажды нечаянно так ногой заехала по двери, что стекло рухнуло и разбилось вдребезги. Думала, достанется мне от мамы, но она меня даже не отругала, только сказала: «Надеюсь, не зря, может, знаменитой танцовщицей станешь».
Мама как в воду глядела. Евгения Ярош – одна из наших сильнейших хореографов, её «Фантазёры» известны далеко за пределами района. Её сестры тоже нашли достойное применение своим способностям и знаниям. Елена Буханченко – заместитель директора томской научно-производственной компании «ТриБоСС». Марию Зайцеву асиновцы помнят как телеведущую программы «Музыкальный калейдоскоп» АСТВ. Она тоже уже давно живёт в Томске и помогает мужу в его молочном бизнесе.
К сожалению, встретиться с мужской половинкой семейной пары Ярош мне в тот день не удалось: Владимир Антонович не смог отлучиться с работы (в свои 72 года он продолжает трудиться охранником в сельхозпредприятии «СОП»). Но я с ним и так хорошо знакома. Помню, как, попробовав мои домашние угощения, он с присущим ему грубоватым юморком заметил, что его Люба готовит вкуснее. Да и вообще лучше неё никого на свете нет. Когда несколько лет назад на празднике в Ново-Кускове чествовали семью Ярош, супруги на сцене всё время держались за руки. Вот так и идут по жизни уже полвека. Они всегда вместе. И не забывают по возможности каждое лето посетить свою малую родину и прийти на берег Енисея, где когда-то соединились их судьбы и сердца.
Екатерина Корзик
Оставить сообщение: