Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 03.04 | 84.55 | 0.32 |
▲ | EUR | 03.04 | 91.2 | 0.76 |
В очередной раз перебирая книги в своей библиотеке, я наткнулся на «Анну Каренину».Открыл и увидел дарственную надпись: «Сухачёвым от нас. Гера, Валя. Асино, ноябрь 1982 года». В ноябре 1982 года наша семья уехала из Асина, и книгу мне на прощание подарил Герман Михайлович Нам, которого давно уже нет в живых. Вот и появился повод его вспомнить.
Повезло с наставником
После службы в армии я устроился в строительное управление №24 треста «Томлесстрой», и мы вместе год проработали. Он был начальником участка, я мастером. Оба окончили Томский инженерно-строительный институт, только он – на два года раньше. Следовать усмешливым заветам Жванецкого и забыть, чему учили в институте, мне часто приходилось в армии. А вот на гражданской стройке, наоборот, пришлось вспоминать азы профессии.
Теперь я понимаю, как мне повезло, что мой первый год после армии пришёлся на работу в СУ-24, а моим первым гражданским наставником оказался именно Герман Михайлович. В переводе с корейского языка фамилия Нам имеет несколько значений в зависимости от иероглифической системы письма: «небо», «южный», «мужественность». Для Асина она была эксклюзивной, да и сам Герман человеком был неординарным, лидером новой формации (не люблю штампов, но по-другому не скажешь). Жаль, что жизнь у «южного» парня родом из Казахстана, оставившего память о себе на сибирской земле, оказалась очень короткой.
Жёсткие административно-командные методы тогда были в ходу. Но, чтобы успешно работать с такими людьми, как бригадир каменщиков кавалер ордена Ленина Магомед Чехаевич Нажмудинов или как Валентина Ивановна Стреколовская, бригадир отделочников, заслуженный строитель РСФСР, кавалер орденов Ленина и «Знак почёта», просто статуса мало, нужен ещё авторитет. Германа в управлении уважали. Ценил и начальник СУ-24 Юрий Борисович Домнич. Именно он продвигал перспективного специалиста по служебной лестнице. Сначала назначил начальником участка, потом начальником производственно-технического отдела, затем главным инженером. Тогда в строительной сфере действовала стройная система подготовки кадров. Руководство треста по рекомендации структурных подразделений вычленяло достойных сотрудников, которых зачисляли в резерв, направляли на курсы повышения квалификации.
Герман съездил в Москву, потом он мне в письме с восторгом описал свои впечатления о переподготовке. Полученные знания применял при возведении значимых для города зданий и сооружений: детского сада на 140 мест, жилых домов, хлебокомбината, стадиона и т.д. Ещё много полезного строители могли бы сделать, но грянула перестройка...
Его знали все, кто имел отношение к спорту
По выражению немецкого писателя Лиона Фейхтвангера, талантливый человек талантлив во всём. Вот и Герман раскрылся не только как строитель, но и как прекрасный футболист. В Асино он приехал, уже имея опыт игры в известной томской профессиональной команде. Сайт «footballfacts.ru» свидетельствует, что нападающий Герман Нам провёл за команду «Торпедо» в 1976 году девять матчей и забил один гол. Спортсмен такого уровня был для асиновского футбольного сообщества настоящим подарком. Став общественным тренером и капитаном районной сборной, Нам активно занялся продвижением футбола. Его мнение было значимо для всех, кто так или иначе был связан с этим видом спорта. Какие проблемы видел Герман Михайлович?
Я обратился в библиотеку города к Елене Сергеевне Ерёминой, и она выслала мне три номера «Причулымской правды» в электронном виде со статьями Германа. Первая озаглавлена «Откровенно о наболевшем». В ней он пишет:
«Нас – футболистов, болельщиков – очень волнует падение престижа самого массового игрового вида спорта, отношение к нему городских руководителей. Из года в год не решается проблема с формой. Нет футболок, трусов, гетр, не говоря уже о бутсах. Вы посмотрите на играющих в поле: это настоящая ярмарка, одеты кто в чём, несведущий болельщик никогда не поймёт, кто за какой коллектив выступает и кто с кем играет.
Нет контроля за поступлением спортивных костюмов и их распределения через спорткомитет. Кто у нас в городе ходит в фирменных спортивных одеждах? Только не спортсмены!»
В материале «Впервые в Асино» Герман Нам рассказывает о команде ветеранов футбола:
«Команда создавалась с целью популяризации любимой игры в районе, пропаганды здорового образа жизни. Начиная с игр на первенство района, блиц-турниров, матчей открытия сезонов, участия в зимних турнирах, мы наладили прочные связи с нашими соседями – командами Первомайского и Зырянского районов... В прошедший выходной, 8 октября, наша команда участвовала в турнире ветеранов по футболу в городе Томске на стадионе «Труд».
Заголовок третьей статьи, «Обидно за футбол», отражает главную мысль автора:
«В то время, когда все команды области проходят пору обновления, смены поколений, нам остаётся лишь стареть. И от этого вдвойне тяжело. Смотрите сами, лет-то нам уже: Ю.Гончарову – 39, Ф.Пасько – 39, Н.Холодилову – 39, А.Скубиеву – 36, Н.Димову – 35, С.Хорькову – 32, автору этих строк – 37. Мы с удовольствием уступили бы место молодёжи, будь она достойной заменой...»
Вот любовь к футболу нас тоже сильно сблизила. Тогда в Асине в разных строительных организациях работало довольно много «тисаков» – выпускников Томского инженерно-строительного института: Владимир Старовойтов, Владимир Кузнецов, Юрий Гончаров, Александр Юдин, Александр Скубиев. Мы почти каждое воскресенье мяч пинали на стадионе, участвовали в соревнованиях. Запомнилась поездка в Кожевниково летом 1981 года на областной турнир, проводимый ДСО «Урожай». Мы считались одними из фаворитов того турнира, но даже в полуфинал не прошли. Сейчас чуть ли не каждый тур нашей премьер-лиги сотрясают судейские скандалы. Тогда тоже арбитры имели возможность влиять на результат. Так и в тот раз произошло. Подали протест, но, увы. В итоге стали пятыми.
Жизнь оборвалась в сорок три года
В рынок Герман, как и многие, не вписался. Попробовал, создал строительный кооператив «Оптимист», но дела пошли неважно. Помыкался, а в 1994 году переехал с семьёй – женой и двумя дочками – в Томск. В переезде и я поучаствовал, гостил как раз у родителей в Асине. Тогда Герман уже боролся с раком. Последние дни на этом свете его держал футбол. Шёл чемпионат Европы 1996 года в Англии. Сборная России выступила неудачно, отправившись домой после третьего матча, состоявшегося 19 июня, заняв в группе четвёртое (последнее) место. Разочарование ускорило уход Геры, и 21 июня его не стало. Похоронен он на томском кладбище «Бактин».
С женой Германа Валентиной Ивановной, которая тоже окончила Томский инженерно-строительный институт, мы связь не поддерживаем. Знаю из интернет-источников, что последние двадцать с лишним лет она руководит в Томске школьным музеем Белоцерковского военно-пехотного училища, который благодаря стараниям директора награждён кубком «Образцовый школьный музей Томской области 2011 – 2015 годов», многими дипломами и свидетельствами.
А вот с Володей Кузнецовым и Володей Старовойтовым общаемся. Когда приезжаю в Асино, разговариваем обо всём. Спорим о футболе, о политике, вспоминаем Германа. Что осталось после него, кроме построенных объектов? Память близких, друзей и коллег, четыре внучки и внук, которому дали имя деда. По-латински оно толкуется как настоящий, подлинный. Герман Михайлович Нам и был настоящим: в дружбе, профессии, спорте.
Александр СухачЁв.
Город Рубцовск, Алтайский край.
На фото:
На фотографии 1987 года, сделанной Володей Кузнецовым на стадионе «Юность», запечатлены (слева направо): Владимир Старовойтов с дочерью Улей, Галина Кузнецова и Герман Нам.
Оставить сообщение: