Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 03.04 | 84.55 | 0.32 |
▲ | EUR | 03.04 | 91.2 | 0.76 |
Имя Николая Александровича Лампсакова, врача и основателя первой земской больницы в селе Ново-Кусково (в 2023 году ей исполнилось 120 лет), известно, наверное, всем жителям Асиновского района. Мы знаем, что Лампсаков был арестован в 1937 году и расстрелян как участник контрреволюционной кадетско-монархической повстанческой организации, кем он, конечно же, не являлся. Но подробности не были известны. И вот спустя почти 90 лет после гибели этого легендарного человека мне удалось ознакомиться с материалами уголовного дела. В управлении ФСБ Томской области, куда я обратилась с официальным заявлением, мне предоставили личное дело Н.А.Лампсакова, в котором есть протоколы его допроса. Их содержание подтверждает, что все обвинения в адрес земского врача были вымышленными.
Со студенческой скамьи – на должность главврача
12 марта исполнилось 149 лет со дня рождения Николая Александровича Лампсакова. Родился он в 1875 году в с. Котлован Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в большой семье священника. Ещё в детстве решил стать врачом. Начальное образование он получил в Новоторжском духовном училище, а в 1890-1896 годах учился в Тверской духовной семинарии. Потом пытался поступить в Томский Императорский университет на медицинский факультет, потому что только там принимали в студенты бывших семинаристов, но «получил отказ за недостатком вакансий». Год Лампсаков преподавал в Тверской церковно-приходской школе, а потом повторил попытку поступить в университет и стал студентом медицинского факультета.
Во время учёбы Лампсаков познакомился с Еленой Дмитриевной Архангельской, дочерью хозяйки пансиона, где жил будущий доктор. Девушка окончила медицинские курсы и впоследствии стала женой и верной соратницей Лампсакова в его делах.
В 1903 году Н.А.Лампсаков окончил университет с отличием и в том же году получил предложение возглавить врачебный пункт в селе Ново-Кусково.
Долг врача – превыше всего
Лампсаков совмещал работу терапевта, хирурга, фармацевта, акушера и хозяйственника. Он вёл приём больных, делал операции, принимал роды, готовил лекарства. Всего он проработал главврачом 34 года. За это время лишь однажды надолго покинул Ново-Кусково. Началась Первая мировая война, и 25 августа 1914 года Н.А.Лампсаков был призван в армию. Служил в 37-м стрелковом сибирском запасном полку в г. Омске полковым врачом, а в декабре 1917 года снова вернулся в больницу села Ново-Кусково.
За свою жизнь он сумел помочь многим людям, но самому близкому человеку, жене, помочь не смог. В 1918 году Елена Дмитриевна ослепла, у неё обострилась болезнь глаз – глаукома, которую в то время лечить ещё не могли. Но она продолжала работать вместе с мужем, ориентируясь дома и в больнице на ощупь.
В годы гражданской войны село Ново-Кусково стало одним из центров противостояния белых и красных. Лампсаков не принял ни одну из сторон, оказывая медицинскую помощь всем участникам боевых действий, нередко с риском для собственной жизни спасая раненых бойцов от их противников. Из подпола здания общего отделения был прорыт подземный ход в сторону реки Соколы, которым, очевидно, Лампсаков пользовался сам в случае опасности и выводил находившихся на излечении пациентов.
Объём работы у Лампсакова был очень велик. Ему приходилось в месяц принимать от 900 до 1700 жителей Ново-Кусковского района и около 500 из соседних. Газета «Красное знамя» от 30 ноября 1925 г. под рубрикой «Герой труда» опубликовала заметку о Лампсакове, где дана высокая оценка его деятельности: «Как прекрасный врач-практик, распорядительный администратор и расчётливый хозяин больницы, Николай Александрович пользуется заслуженным авторитетом со стороны населения и большой популярностью среди врачей и работников окрздрава». Поэтому именно Лампсаков был делегирован в Москву на Всероссийский съезд участковых врачей. Также Николай Александрович был избран делегатом Всероссийского съезда Советов в 1927 году.
В 1929 году к 25-летию врачебной деятельности Николая Александровича Томская секция врачей прислала ему приветственный адрес. В нём говорилось: «Вы один из тех немногих, которые отдали все свои лучшие годы и силу на служение деревне». Но никакие заслуги не помогли Н.А.Лампсакову избежать участи огромного числа советских граждан, попавших под каток репрессий.
В чём обвиняли Лампсакова?
Начало 30-х годов отмечено большими историческими событиями. Правительство взяло курс на форсированную индустриализацию и насильственную коллективизацию, что фактически ввергло страну в состояние гражданской войны. Село Ново-Кусково стало местом ссылки спецпереселенцев и административных ссыльных, которые после нечеловеческих условий транспортировки в Сибирь нуждались в медицинском лечении. Их доктор Лампсаков в первую очередь определял в больницу.
И вот в 1933 году Асиновский райком ВКП(б) выносит решение, в котором обвиняет врача в сознательном засорении обслуживающего коллектива чуждым элементом, гонении и вытеснении с работы партийно-комсомольского состава, а также в выписке из больницы тяжело больных колхозников, особенно активистов, и загрузке палат спецпереселенцами и административными ссыльными. Разумеется, это был оговор: для Лампсакова все больные были равны.
По ходатайству райкома перед крайздравом Лампсаков был снят с должности главного врача. Год больницей руководил ставленник райкома, который не справился с многочисленными обязанностями врача. В результате районные власти были вынуждены вернуть на прежнюю должность Николая Александровича. А 11 июля 1937 года он был арестован по вымышленному обвинению как участник контрреволюционной кадетско-монархической повстанческой организации.
Мне предоставили около 30 листов уголовного дела, из которого можно узнать, в чём обвиняли доктора Лампсакова власти в 1937 году. Первый протокол допроса выглядит как вопрос – ответ:
– Какое участие принимали в гражданской войне?
– Я участия в гражданской войне не принимал. Жил в Ново-Кусково, работал врачом.
– С кем у вас было установлено знакомство из колчаковской разведки?
– В период колчаковщины я был знаком с начальником карательного отряда капитаном Суровым.
– На какой почве у вас возникло с ним знакомство?
– Он заходил ко мне в больницу.
Но, наверное, органы не устроили такие ответы арестованного. Следующий протокол допроса от 11 августа 1937 года более жёсткий, и ответы доктора уже признательные. «В предъявленном мне обвинении виновным признаю себя полностью. Я действительно до момента моего ареста являлся участником контртеррористической кадетско-монархической организации, которая готовила вооружённое выступление против советской власти...» Далее он называет имя человека, завербовавшего его в 1936 году: Тучин Пётр Степанович, житель села Альмяково, который был послан к нему некими Чикилевским и Врублевским, возглавлявшими повстанческую организацию в Асиновском районе. Ещё признаётся, что поддерживал связи с бандитами Синициным и Костиным и должен был организовать медицинский обслуживающий участок восстания, чтобы оказать повстанцам необходимую лечебную помощь.
Далее идёт признание, что он завербовал в организацию Николаенко Тимофея Яковлевича, проживающего в с. Вороно-Пашня, и лекпома Минаевской больницы Раковского Ивана Адамовича. Намечал завербовать лекпома Лунёва Николая Степановича. А до начала восстания он начал подбирать медикаменты для лечения раненых в момент восстания.
Открылась правда
Из всего вышеизложенного понимаешь, что за полтора месяца пребывания в застенках немолодой уже доктор не вынес того давления, которое очень умело применяли сотрудники НКВД. Теперь официально доказано, что никакой организации «Союз спасения России» в Сибири и в Томской области не существовало. Её просто придумали, а предыстория появления этой «организации» такова. Начальник УНКВД ЗапСибкрая С.Н.Миронов 17 июня 1937 года направил в крайком ВКП(б) справку, из которой следовало, что в ЗапСибкрае раскрыта совместная кадетско-монархическая и эсеровская организация. Так родился «Союз спасения России». Сотрудники НКВД рьяно взялись за дело, и на бумаге появились многочисленные повстанческие организации с участием бывших белых офицеров и кулаков. Тысячи участников союза-фантома были арестованы, опрошены, изобличены взаимными показаниями, почти все были расстреляны. Первые два – три дня арестованные отказывались подписывать протоколы. Но, как правило, лишившись еды и сна, подвергнувшись внутрикамерной и физической обработке, подписывали всё, даже не читая.
Н.А.Лампсаков очень хорошо вписывался в эту выдуманную организацию: офицер царской армии, сын священника. В годы гражданской войны вёл знакомства с белыми офицерами. Его в чём угодно обвинить можно. Например, в создании запаса медикаментов для лечения раненых в момент восстания против советской власти. И никого не смутило, что при аресте доктора никаких лекарств обнаружено не было. В протоколе обыска указывается, что у него были изъяты только 26 писем личного содержания и паспорт.
Существование руководителей организации, у которых указываются только фамилии, не подтверждается. Никакой информации о них найти нигде не удалось, то есть можно сказать, что эти люди просто придуманы. Даже про Тучина, у которого указаны имя, отчество и место жительства, не найдено никаких данных.
В личном деле доктора Лампсакова есть ещё две маленькие бумажки: выписка из протокола от 18 августа о том, что он приговаривается к расстрелу, и выписка из акта постановления тройки УНКВД ЗапСибкрая от 18 августа 1937 года о расстреле Лампсакова Николая Александровича, где указана дата – 29 августа 1937 года.
Вот такая правда открылась после знакомства с делом Николая Александровича Лампсакова. Полученной информацией я, конечно же, поделилась со своими учениками, многие из которых проявляют большой интерес к истории малой родины. Новые знания юным краеведам очень пригодятся в их настоящих и будущих исследованиях.
Галина Богомолова, учитель истории Ново-Кусковской школы, краевед.
Оставить сообщение: