Валюта Дата знач. изм.
USD 04.04 84.38 0.17
EUR 04.04 93.16 1.96

Через «минус» видит плюсы

16:59 01.12.2019
Через «минус» видит плюсы

МИР НА ОЩУПЬ

И во дворе, и в доме семьи Марутенко — бытовой минимализм: всё предельно функционально. Хозяйка — инвалид по зрению. Чтобы она чувствовала себя уверенно, они с мужем продумали интерьер, скрупулёзно разложили все предметы по полочкам, коробочкам и пакетикам с соответствующими надписями. Всё это облегчает женщине жизнь и помогает ориентироваться в домашнем пространстве. Альбина Марутенко практически все свои 54 года была слабовидящей, а с возрастом её «минус» увеличивался, достигнув цифры 18. Тем не менее окончила школу и получила профессию телефонистки. Сначала работала по специальности в Томске, потом вернулась в родное село Иловка. Здесь нашла место в школьной библиотеке, затем в филиале одного из банков. Когда почувствовала, что не может больше работать, оформила инвалидность.

Альбина и не догадывалась, что с её недугом, оказывается, можно было побороться. Узнала об этом слишком поздно, когда ослепла на один глаз и попала в томскую клинику. На другом глазу удалось сделать операцию. «Минус» уменьшили, но, по ощущениям женщины, её мировосприятие после этого не улучшилось. За пятьдесят лет она приспособилась жить со своей близорукостью: до автоматизма довела выполнение всех домашних дел, научилась читать книги, поднося их близко к лицу, и даже продевала нитку в иголку. Предметный мир был ей практически невидим, но исчерпывающе изучен, ведь память — это основной путеводитель слабовидящего.

Чтобы Альбина привыкла к новому зрению, пришлось многое поменять в домашней обстановке: оборудовать дополнительное освещение, установить керамическую плиту, на которой кастрюли стоят устойчиво, приобрести посуду ярких цветов, чтобы был виден контур. Так же и с улицей: приходится запоминать количество ступенек и порогов, находить дорожные неровности при помощи трости или лыжной палки, приобретать одежду на пуговицах, на улицу выходить только в светлое время, а в сумерки или пасмурную погоду — в сопровождении мужа или приёмного сына Олега. Её мужчины стали для неё главной опорой в этом невидимом мире.

 

БЫТЬ КАК ВСЕ!

Альбина Васильевна стремится жить полноценной жизнью. Каждую весну и осень вместе с односельчанками занимается скандинавской ходьбой, зимой ежедневно ходит на лыжные прогулки. Отговорок для себя не придумывает — такая самодисциплина. Старается каждый месяц ездить в райцентр, где люди, объединённые такой же, как у неё, бедой, устраивают праздничные мероприятия, проводят тематические вечера.

В день нашей встречи женщина успела сходить на репетицию в местный ДК, где со своими подругами из женского объединения «Сударушки» и с культ-работниками репетировала театрализованную миниатюру, с которой они потом ездили на день села в Чердаты. Моя героиня из числа сельских активисток: подсказывает идеи к праздникам, изготавливает реквизит или костюмы, участвует в мероприятиях. Два раза в неделю «Сударушки» собираются в клубе, чтобы позаниматься рукоделием, обсудить творческие планы, попеть — каждому находится занятие по интересам. Альбина Васильевна предпочитает рукодельничать.

— Для меня это способ самоутверждения. Сначала научилась вязать носки и варежки, — вспоминает она. — Теперь каждый год ставлю перед собой цель к новогоднему празднику сделать какой-нибудь сувенир для себя или для участия в районном конкурсе поделок. И не ради грамоты, а для того, чтобы проверить, смогу ли я. Пусть получается не идеально, но я стараюсь.

— Как вы это сделали!? — удивилась я, рассматривая вязаные, сшитые и клееные мелкие поделки.

— На ощупь, — ответила собеседница.

Летом для Альбины Марутенко спорт и творчество заменяют огород и палисадник. В общем, всё как у всех, только сил и терпения на это уходит больше.

 

МУЖ И ЖЕНА ОКАЗАЛИСЬ РОДНЯ

Последние пятнадцать лет жизни эта неугомонная женщина посвятила изучению своей генеалогии. Набралось уже около десятка папок внушительных размеров, в которых история её рода с 19 века.

— Мы с мужем знали, что приходимся друг другу роднёй. Оба из рода Степичевых: такую фамилию носили мой отец и мама Саши. А вот в каком колене — не представляли, — объясняет своё желание восстановить корни Альбина Васильевна. — Решили это выяснить. Поиски начали с Зырянского архива, где хранились церковно-приходские книги чердатской церкви.

В архиве удалось найти сведения о предках с 1868 года и до революции 17-го. Кое-какие даты рождения прадедов вычисляли приблизительно. Расспрашивали пожилых родственников, односельчан-старожилов, искали информацию на сайтах о героях Великой Отечественной войны.

Моя героиня поставила перед собой гигантскую задачу: проследить сразу четыре фамильных линии: Манеевых, Степичевых, Кореньковых и Забелиных (бабушки и дедушки по линии папы и мамы).

— Моя мама из рода Манеевых, которые считаются аборигенами. В народе их называли «ясашными». Они отличались характерной внешностью: невысоким ростом, широкими скулами, чёрными волосами. Это чулымские тюрки, которым после крещения дали русские имена и фамилию. Она и послужила названием населённому пункту в Зырянском районе Манеево, который уже не существует, — говорит Альбина. — Папа из рода Степичевых. От родственников я неоднократно слышала историю, что на зырянскую землю ещё в 17 веке из Воронежской губернии Бирючинского уезда деревни Иловка пришли три брата Степичевых. Они отличались высоким ростом и крепким телосложением. В числе первых поселенцев были также Нефёдовы, Рыжовы и Кореньковы. Воронежские переселенцы в память о своей родине назвали основанную ими на зырянской земле деревню Иловкой.

Эта история оказалась не байкой: бывшая прежде воронежской Иловка существует и сейчас, только с середины 20 века она стала белгородской. В 2012 году Альбине Васильевне довелось встретиться с одним из её жителей — дальнобойщиком Владимиром Безбородовым. Он направлялся в Красноярск, но отклонился от маршрута, чтобы взглянуть на сибирскую Иловку. По его словам, с детства знает, что кое-кто из его предков уехал жить в Сибирь в деревню с таким же, как у них, названием.

История семьи Марутенко на протяжении пятнадцати лет пополнялась новыми интересными фактами. Альбина Васильевна даже научилась работать на компьютере, чтобы систематизировать все данные и создавать домашний архив. Её родо-словная интересна тем, что она содержит не просто имена-фамилии-даты, а воспоминания и эпизоды из жизни прадедов, их характеристики, информацию о месте работы, отзывы односельчан, сведения о способностях и талантах, даже сказки, которые рассказывались детям разных поколений.

Теперь уже можно сказать, что цель, ради которой супруги Марутенко затеяли своё исследование, достигнута. Выяснилось, что прадед Александра женился на прабабушке Альбины, так что они являются родственниками в четвёртом колене.

 

ДУША БОЛИТ О МАЛОЙ РОДИНЕ

Выяснение истории своего рода подвигло Альбину Васильевну заняться краеведением. Каждому новому исследованию у неё отведена отдельная папка. Одна из последних работ посвящена жителям села Иловка, которые ушли на фронт в годы Первой мировой войны. Удалось собрать информацию о 58 земляках. В прошлом году женщина всерьёз занялась историей своей улицы Карла Маркса, которая была образована в деревне первой и называлась прежде Старина. Марутенко не просто пересмотрела архивные документы, но и опросила старожилов, узнала историю практически каждого дома, его хозяев, собрала по крупицам данные о тех постройках, которых уже давно нет. Потом всё это вылилось в небольшую летопись.

Объёмную работу проделала моя героиня, собрав литературные произведения односельчан и их родственников: стихи, сказки, рассказы, написанные в разные годы. В отдельной папке под названием «Это было, было, было» хранятся вырезки из газет разных лет. Здесь же — много воспоминаний земляков о родной деревне. Есть папки, посвящённые истории Иловки, биографиям прославленных односельчан.

Была собрана и передана в школьный музей папка с материалами о земляках-фронтовиках. В роду Альбины тоже были такие герои. Её дяди, трое двоюродных братьев-ровесников, в один день ушли на фронт. «Двое из них, Александр Яковлевич Забелин и Михаил Сергеевич Степичев, некоторое время даже служили вместе. В семейном архиве есть их общая фронтовая фотография, — листает очередную исследовательскую работу Альбина Васильевна. — За эту зиму я хочу собрать информацию, сколько вообще мужчин из моих предков воевали. Пока я точно знаю, у моего деда и его родного брата на фронт ушли по пять сыновей, а они сами прошли гражданскую».

У Альбины Марутенко много планов. С помощью односельчан она хочет составить небольшой словарь слов, прежде бывших в обиходе. «С ними я не раз сталкивалась, когда записывала воспоминания старожилов, — рассказывает она. — Например, варежки называли шубенками и исподками, а матрац из овечьей шерсти — ложником. Ещё у нас есть идея на день села, который пройдёт в августе, сделать выставку об именитых земляках. О двух я уже собрала информацию». Не сомневаюсь, что неугомонная Альбина Васильевна всё это сможет сделать. Пообщавшись с ней, понимаешь, что женщина с ограниченными возможностями не видит для себя никаких ограничений в достижении тех целей, которые перед собой ставит.

Елена СОНИНА.

На фото: В этих папках хранится лишь малая часть материалов по краеведению и истории своего рода, собранных за последние 15 лет.

84481

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы