Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
В Калужской области есть деревня Стайки. Нам тоже можно было учредить такое же название для соснового бора в микрорайоне ТРЗ. В советское время люди собирали в нём грибы и ягоды, проводили пикники. Но потом пришли лихие 90-е. Чтобы выжить и прокормить свои семьи, многие местные жители завели скот. А где его держать, если нет собственного подворья? Сначала один самовольно построил крытый загон на ближайшем к жилью участке леса — никто его за это не наказал, потом то же самое сделал второй, третий...
Осмелев, люди стали возводить здесь также сараи и погреба. На сегодняшний день сосновый бор представляет из себя местами скотный двор, местами — помойку.
ЛЕСНОЙ СВЕЖЕСТЬЮ И СМОЛОЙ ТУТ НЕ ПАХНЕТ
«Смотрите под ноги, чтобы не наступить на коровью лепёшку», — дал мне полезное наставление житель микрорайона ТРЗ Александр Телятников, с которым мы отправились на экскурсию в сосновый бор. На подступах к лесу нас встретил недружелюбный лай собак, охраняющих самострои. Территория внешне напоминает полузаброшенное поселение. Стайки, в которых хрюкает, кудахчет и мычит живность, соседствуют с пустыми, покосившимися от времени и сгнившими постройками. Людей мы не увидели.
— Я бы, наверное, не возмущался, если бы хозяева поддерживали порядок. Так ведь они весь лес превратили в помойку! — возмущался тем временем Александр Иванович, указывая на раскиданный по всей округе хлам. — Я раньше в разных местах города жил, но нигде не видел такого бардака! Понимаю, что в сложные времена чиновники замалчивали эту проблему, но почему её не решают сейчас? Вы знаете, что с 2015 года штраф за самозахват земли вырос в 10 раз? Сейчас он составляет от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости земли, но не менее 5 тыс. рублей. Хорошее пополнение было бы для городского бюджета, кстати. Наказуема также порча зелёных насаждений.
Прогуливаясь по лесу, мы насчитали несколько десятков иссохших сосёнок, причиной гибели которых скорее всего стали загрязнение и деградация почв из-за хозяйственной деятельности человека. Обычно в сосняках пахнет свежестью и смолой, а в этом бору пахнет… Ну, сами понимаете, чем. В большой отстойник жители превратили водоём, который прежде был, по всей видимости, маленьким озерцом. Сейчас он завален досками, бытовым мусором, затянут тиной.
— Этот водоём есть даже на карте города, — поведал мой собеседник. — Раньше в нём плавали утки. Представляете, какой здесь парк можно было обустроить. Люди приходили бы сюда отдыхать и кормить уток…
РАНЬШЕ ЗДЕСЬ ГУЛЯЛИ — ТЕПЕРЬ ОБХОДЯТ СТОРОНОЙ
Старожилы микрорайона ТРЗ помнят, каким был сосновый бор прежде.
— Я живу здесь с 1959 года, — рассказывает Галина Афанасьева. — Сосняк тогда являлся одним из излюбленных мест отдыха людей. В нём было несколько пеших тропок, одна из которых вела прямиком к Итатке. Туда мы ходили купаться. В бору собирали грибы, чернику, землянику, кормили белок, устраивали пикники. Одно лето здесь даже работал детский палаточный лагерь. Зелёная зона ТРЗ могла стать подобием томского Лагерного сада, но вместо этого буквально на наших глазах её застроили стайками…
— Нас лишили стадиона, клуба «Октябрь», а главной достопримечательности, соснового бора, мы лишили себя сами, — вздыхая, добавляет Мария Чуканова, проживающая в микрорайоне ТРЗ с 1973 года. — Теперь у нас и погулять-то негде. Мы, пенсионеры, можем и на лавочке посидеть. А вот молодёжи, мамам с детьми пойти некуда.
Решив выяснить отношение местных жителей к проблеме соснового бора, я провёл небольшой опрос. Многие из числа опрошенных высказались за снос самостроев и создание парковой зоны, однако защитников текущего положения дел оказалось всё же больше. «Владельцев стаек трогать не надо. Скотина помогает им выжить. Вот когда государство будет заботиться должным образом о своих гражданах, тогда поговорим», — поделился своим мнением 64-летний Александр Завьялов.
Молодёжь микрорайона затруднялась с ответом, поскольку воспринимает стайки как данность и даже не знает, что когда-то их не было и в помине.
— Там и вправду отдыхали? — искренне удивилась 19-летняя Ольга Моторыкина. — Сейчас мы обходим это место стороной. Вечерами мои ровесники гуляют в основном по Чернышевке (ул. Чернышевского — прим. авт.) либо ездят в центр — там есть какие-никакие места досуга, в отличие от ТРЗ. Нужна ли нам собственная парковая зона? Ну конечно! Микрорайон достаточно большой.
НИЧЕЙНЫЕ ГЕКТАРЫ
Площадь уже упомянутого Лагерного сада Томска составляет 40 га, а площадь всего соснового бора ТРЗ, включая за-хламлённый участок, — порядка 300 га! Однако лесное богатство микрорайона по сути ничейное. По словам главного асиновского лесничего Сергея Семенцова, до сих пор нет ни одного правоустанавливающего документа с информацией о том, кому конкретно принадлежит бор — муниципалитету или государственному лесному фонду. Поэтому и ответственность размытая. Путаница возникает и с точки зрения соблюдения закона. Существует Лесной кодекс РФ, где в статье 105 чёрным по белому написано, что в зелёных зонах запрещено размещение объектов капитального строительства, ведение сельского хозяйства, вырубка леса и изменение лесных границ (!) Тем не менее горадминистрация в утверждённом четыре года назад генплане изменила границы соснового бора. Из его состава была выделена так называемая транспортная зона — как раз тот участок, где стоят стайки и гаражи. Для чего это было сделано? Если верить опять же генплану, в будущем через эту территорию будет проложена транзитная трасса, которая свяжет улицу Боровую с улицей Мичурина, разгрузив транспортные потоки города.
Понятно, что рано или поздно строительство дороги вытеснит животноводов. Однако на месте стаек могут появиться (теперь уже законно) гаражи, автомастерские и некоторые другие объекты транспортной инфраструктуры, разрешённые правилами землепользования и застройки города. Всё это вряд ли поспособствует здоровой экологии в микрорайоне…
ДАВАЙТЕ ХОТЯ БЫ НАВЕДЁМ ПОРЯДОК!
Но вернёмся к самостроям. Депутат Думы Асиновского района от микрорайона ТРЗ Галина Микк считает, что проблему нужно решать постепенно и так, чтобы никто не остался в обиде. Для начала стоит определить, какие хозпостройки ещё находятся в пользовании, а какие — нет, навести порядок хотя бы на захламлённом лесном участке рядом с дорогой и гаражами по ул. Боровой, а также запретить новое строительство. Кроме того, по словам Галины Александровны, сосновый бор стал удобной площадкой ещё и для незаконных лесопилок, и с этим тоже нужно что-то делать.
— Я неоднократно поднимала проблему благоустройства ТРЗ на заседаниях Думы, — сообщила депутат. — И не только бор нуждается во внимании властей, а в целом вся наша инфраструктура. Представьте себе: на весь микрорайон нет ни одной нормальной детской площадки! Однако всё всегда упирается в финансы: центру города деньги достаются, а окраинам — редко.
Ни в районной, ни в городской администрациях нет штатного эколога, поэтому об экологических последствиях ведения животноводства в сосновом бору, являющемся зелёными лёгкими ТРЗ, можно лишь догадываться. Городская власть хоть и в курсе проблемы, но выселять владельцев самостроев пока не намерена, впрочем, как и узаконивать их стайки, погреба и сараи.
— Я прекрасно понимаю, что эти строения помогли людям выжить в сложные 90-е годы, — говорит глава горадминистрации Андрей Костенков. — И сейчас для многих они являются хорошим подспорьем. Тем не менее наводить порядок в бору, который действительно захламлён, надо. Думаю, что в течение лета мы организуем выездную комиссию и попробуем выявить владельцев самостроев и провести с ними разъяснительную работу. Пусть хотя бы порядок наведут!
— Вполне возможно, что обустроенная рекреационная зона у жителей ТРЗ в будущем всё-таки появится, — добавляет градоначальник Николай Данильчук. — В перспективе мы рассматриваем вариант, при котором ею может стать зелёный массив, простирающийся от детского дома до ул. Мичурина. Там сараев точно нет.
Будучи в Европе, я поражался бережному отношению людей к природе: там едва ли не каждый клочок леса, а тем более в черте города, объявляется национальным заповедником и берётся под особую охрану. Европейцы понимают: их детям жить на этой земле и дышать этим воздухом. У нас — совершенно иная ситуация. И не надо во всём винить власть. Каждый человек должен осознавать, что нельзя по-варварски относиться к окружающей среде. Взять тот же сосновый бор. Бог с ними, со стайками. Но зачем превращать лес в одну большую свалку? Лес, который мог бы стать лучшей рекреационной зоной города. Такой вывод, кстати, четыре года назад сделали специалисты Российского института урбанистики (Санкт-Петербург), составлявшие генплан Асино.
Алексей ШИТИК.
Оставить сообщение: