

Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
Любовь к профессии рождается по-разному. Нередко это происходит ещё в раннем детстве, когда ребёнок, проникаясь жизненными ценностями родителей, мечтает во всём походить на них. Так появляются династии, где первыми наставниками начинающих специалистов становятся их родители. Именно так случилось
в учительской семье Шевелёвых-Изгоревых.
Династия родилась в сороковые годы
Учительская семья пришла на встречу с журналистом с портретом основателя династии, учительницы начальных классов Марии Дмитриевны Шевелёвой, и её аттестатом об окончании педагогического училища, датированным 1946 годом. Большую часть своей жизни Мария Дмитриевна преподавала в школе Усть-Юла. Был когда-то на берегу Чулыма такой большой таёжный посёлок лесников и сплавщиков.
– Детского сада в посёлке не было, поэтому мама часто брала меня, совсем ещё малышку, с собой на работу. Стараясь себя занять, я писала, рисовала или просто пряталась в учительской под столом, накрытым кумачовой скатертью, – вспоминает своё первое знакомство со школой дочь ныне покойной Марии Дмитриевны Нина Ивановна Изгорева. – Мне в школе нравилось всё: извещавший о конце урока звонок, суматошная и весёлая перемена, тишина, стоявшая в пустынных коридорах во время занятий. Мама очень любила свою профессию и, когда я подросла, дала совет: «Иди работать в школу. Будешь уважаемым и всегда нужным в обществе человеком».
У учителя на самом деле в советские годы был непререкаемый авторитет. Тогда невозможно было представить, чтобы кто-нибудь из школяров или их родителей устроил разборки по поводу «пары» за домашку или выговора за плохое поведение, как это порой бывает сейчас. Те замечательные времена, когда профессия учителя считалась одной из самых престижных, Нина Ивановна захватила в полной мере. Пришла она работать в родную школу в 1966 году воспитателем группы продлённого дня, а по окончании пединститута стала учителем русского языка и литературы.
– Мне, начинающему педагогу, передали в классное руководство маминых учеников. Класс был довольно большой – 25 человек. Всего четыре девочки, все остальные – парни, каждый со своим характером и поведением. Спасибо маме, которая знала ребятишек как облупленных и очень помогла в начале моего пути ценными советами. Десять лет мы проработали вместе с ней в одной школе. У меня сохранилась фотография нашего большого и дружного коллектива, где есть и я, и она, – показывает мне чёрно-белый снимок Нина Ивановна, которая была не только учителем, но и с 1975 года по 1985 годы руководила школой, которую приняла у своего предшественника, фронтовика Сергея Филипповича Смагина.
Из одной школы в другую
Когда настали тяжёлые перестроечные времена, лесопромышленный посёлок постепенно стал вымирать. Редели и ряды учеников. В последнем выпускном классе Нины Ивановны их было всего двое – её дочь Людмила и Александр Ермолаев, известный первомайцам как корреспондент газеты «Заветы Ильича». Марии Дмитриевны к тому времени уже не стало.
В 1986 году семья приняла решение поменять место жительства. Нину Ивановну пригласили работать в районо, но она предпочла и дальше преподавать в школе, переехав в посёлок речников Беляй. Быстро влилась в новый педагогический коллектив, дочка обрела новых школьных подруг. Через два года девушка стала готовиться к поступлению в вуз – конечно же, педагогический. Для этого даже ехать в Томск не пришлось. В 1988 году в Беляйскую школу прибыла приёмная комиссия из пединститута и прямо на месте принимала вступительные экзамены. Членом комиссии оказалась бывший вузовский преподаватель Нины Ивановны, которая, высоко оценив сочинение Людмилы, была удивлена, что та собралась поступать на факультет иностранных языков, а не на филологический, как мать.
– А на самом деле, почему вы сделали такой выбор? – поинтересовалась я у Людмилы Петровны.
– Я хотела стать историком, но отдельного факультета по этому предмету не существовало, он шёл как вторая специальность на инязе, – вспоминает свой путь в профессию Людмила Петровна Изгорева, педагогический стаж которой начался в 1996 году. Преподавала в Беляйской школе историю и обществознание, а параллельно продолжала учиться: окончила юридический институт ТГУ, затем магистратуру. В отличие от бабушки и мамы, однажды изменила своей профессии – несколько лет отработала юристом. Но в 2014 году осознанно вернулась в педагогику, о чём совершенно не жалеет, хотя нагрузка у неё сейчас огромная. История, география, обществознание, подготовка к ГИА – в общем, не продохнуть. А ещё она является наставником начинающего педагога – своего родного сына Александра.
В педполку прибыло
Александр Иванович Изгорев работает в Беляйской основной школе совсем недавно – с сентября прошлого года, поэтому педагоги-родственники шутят, что их общий стаж – 99 лет и один год. Преподаёт информатику, технологию, ведёт внеурочную работу – кружок робототехники. С его появлением в школе наконец-то заработали все компьютеры и принтеры, стабильно функционирует напичканная разными лабораториями «Точка роста». Я поинтересовалась у Александра Ивановича, за каким советом он обратился к своему наставнику в первый раз.
– Как мне всё это выдержать, – отшучивается молодой учитель. – На самом деле, пока педагогика даётся мне очень непросто. Расстраивают порой пустые, равнодушные глаза учеников. Как их увлечь, как заинтересовать уроком? Для меня это ещё непростая задачка.
– Педагогический опыт приходит с годами, сразу стать Макаренко невозможно, – отвечает внуку Нина Ивановна. – Главное – любить детей, быть с ними на одной волне, а вместе с этим придёт и понимание.
Кстати, супруга Александра Наталья – тоже педагог. Окончила пединститут и до декрета работала воспитателем в детском саду. Подумывает о том, чтобы перейти в школу, так что у династии есть перспектива роста.
В чём заключается учительское счастье?
Я спросила у старшего поколения педагогов, что им не нравится в произошедших в последние десятилетия переменах системы школьного обучения и воспитания. По их единодушному мнению, многие перемены – не на пользу современному образованию. Сейчас учитель менее защищён и на многие эффективные прежде меры воспитательного воздействия попросту не имеет права, как бы ни вёл себя ученик. Вот и учебники стали другими.
– У меня приятельница преподаёт в школе русский язык. Как-то она показала мне учебник за пятый класс, – рассказывает Нина Ивановна. – Кто учился в советской школе, тот помнит, что правила писались кратко жирным шрифтом и выделялись рамочкой. К примеру: «НЕ с глаголом пишется раздельно». Просто и понятно. Сейчас ребёнку приходится докапываться до смысла. Я считаю, что у нас прекрасная отечественная педагогика, и надо её развивать, а не слепо копировать чужое.
– А что сильнее всего расстраивает и радует учителя? – поинтересовалась я у педагогов. Ответ был единодушным: «Расстраивает, порой даже до слёз, когда дети заваливают экзамены. Ведь вкладываешь в них столько сил, знаний, и очень хочется увидеть положительный результат. А радует, когда выпускаешь сильных ребят, которые поступают в вузы, техникумы, получают хорошую профессию и благодарят учителей за то, что получили необходимые знания и навыки в школе».
– В 2000 году я выпустила свой последний класс, в котором была руководителем и учителем русского языка. Почти все из 26 учеников поступили в высшие учебные заведения, окончили их и стали успешными людьми. Это ли не учительское счастье? – привела пример старейший представитель педагогической династии Нина Ивановна Изгорева, сеявшая разумное, доброе вечное 42 года. Ветеран труда, Отличник народного просвещения искренне рада тому, что дочь и внук сейчас продолжают её любимое дело.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: