Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
С заместителем директора льнозавода Василием Николаевичем Кузьминым, который руководит здесь производством, я встретилась на его вотчине. Территория завода занимает огромную площадь, поэтому по пути от проходной до цехов, где сегодня перерабатывают до 100 тонн льна в месяц, я успела Василия Николаевича, согласившегося провести для меня экскурсию, о многом расспросить.
С СИНЕГЛАЗЫМ ДОЛГУНЦОМ С ДЕТСТВА ЗНАКОМ
— Сейчас лён почти никто не возделывает, а вот в шестидесятые-семидесятые его выращивали практически все сельхозпредприятия Томской области. Зырянский район, где прошло моё детство, не был исключением. Во время уборки льна на помощь колхозам приходили школьники. Конечно, тогда, пацаном, укладывая тонкие стебли долгунца в рядки, я даже подумать не мог, что он так «прорастёт» в мою жизнь, — рассказывал мне Василий Николаевич.
После службы в армии он не вернулся в родную Зырянку, а обосновался в посёлке Молодёжный Томского района. Устроился трактористом на Томскую птицефабрику. Работал и параллельно учился в техникуме, где получил специальность техника-механика. В начале девяностых многие пробовали свои силы в организации собственного бизнеса, и Кузьмин не стал исключением. В отличие от большинства россиян, он не торговал на рынке заморскими окорочками и кофточками, а рискнул заняться земледелием.
— Это было время больших перемен. Был дан толчок развитию российского фермерского движения. Одним из первых к нему присоединился мой тёзка и хороший товарищ Василий Носков из села Ягодного. Он-то и предложил мне в 1994 году создать ИП, — вспоминает собеседник.
Бизнес-партнёры выращивали пшеницу и другие зерновые культуры, а ещё лён, под который на маложировских полях отвели 300 гектаров. Тресту доставляли на Асиновский льнозавод и в Ново-Архангельск, где имели свою небольшую линию по переработке долгунца. Сказать, что было трудно, это не сказать ничего. Техника, доставшаяся в наследство от развалившихся совхозов, была уже старая, запчасти и солярка дорогие, а закупочные цены на зерно, напротив, низкие. Но работали и жили надеждой на то, что следующий год будет лучше предыдущего. Но лучшие времена так и не наступили. После кончины В.Носкова Василий Николаевич решил навсегда оставить фермерское дело и по приглашению Ю.Катюка пришёл на льнозавод.
ВСЁ ИДЁТ В ДЕЛО
В 2005 году Юрий Катюк возглавил обанкротившийся Асиновский льнозавод. Его команда спасла отрасль от гибели.
— Постепенно смогли запустить завод. Отремонтировали шохи для хранения льнотресты, реанимировали старую линию по производству пакли, организовали новую линию по производству нетканых материалов. С сырьём давно проблем нет. На своих полях у села Нижние Соколы ООО «Томский лён» каждый год собирает хороший урожай с 1400 гектаров, — показывает замдиректора рукой на горы льна, ждущие своего часа на складе.
Заходим в цех, где производят паклю ленточную, межвенцовый войлок, а также длинное сантехническое волокно. Наблюдаю за одним из первых этапов работы: на специальных машинах отделяют тресту от костры (треста — это солома льна, а костра — жёсткая часть стеблей).
— Если раньше костра шла в отвал, то теперь её направляем вон в тот ангар, где расположен цех по производству наполнителя для кошачьего туалета. Это экологически чистый продукт, который за три минувших года уже хорошо зарекомендовал себя на рынке и пользуется у покупателей неплохим спросом. Пока гранулированную костру фасуем вручную, но уже весной, а скорее всего и раньше, заработает фасовочная линия, — поделился хорошей новостью Василий Кузьмин.
Увидела я, как производят на льнозаводе нетканое полотно. Интересно было наблюдать, как через специальный станок проходит обычная треста, а на выходе получается аккуратный материал, который скручивают в ровный рулон. Платье из такого материала не сошьёшь, но утеплитель получается хороший. Несмотря на то, что цеха буквально напичканы всевозможным оборудованием, без ручного труда здесь не обойтись, поэтому около каждой машины или конвейера — рабочие.
СВОЮ РАБОТУ ЗНАЕТ
Замдиректора признаётся, что поначалу были довольно серьёзные проблемы с текучкой кадров: за год через завод проходило до 100 человек. Но теперь это уже позади.
— Последние несколько лет коллектив остаётся практически неизменным и составляет порядка 40 человек. Зарплата сейчас у нас неплохая, действует система поощрений. А вот и наши старожилы: бригадир Людмила Кожемякина, рабочая Лидия Куликова, главный технолог Елена Татыржа, — знакомит меня с людьми Василий Николаевич.
Поговорить со мной им некогда: одни что-то подают, другие принимают, третьи упаковывают. Буквально на минуту отвлеклась только Елена Станиславовна, кстати, единственный на предприятии человек, имеющий специальное образование.
— Чтобы руководить производством, Василию Николаевичу пришлось изучить здесь всё досконально, а это непросто. Мы ведь не стоим на месте. К примеру, в ближайших планах у предприятия — запуск второй очереди производства нетканого материала с большим диапазоном линейной плотности. Кузьмин хорошо знает своё дело, поэтому мне как технологу работать с ним комфортно. Он умеет и вовремя конфликт погасить, и правильно рабочий день организовать, — рассказала о замдиректоре его первая помощница.
Наша экскурсия подошла к концу. Как я смогла убедиться, льнозавод обладает достаточным количеством оборудования, складских и производственных помещений, необходимым штатом специалистов. А значит, предприятие будет развиваться дальше. Конечно, пока ещё многое только в планах, но руководство всё делает для того, чтобы они сбылись.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: