Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 10.04 | 85.46 | 0.73 |
▲ | EUR | 10.04 | 93.78 | 0.99 |
Чуть более месяца назад в Новиковскую школу пришло письмо из далёкой Латвии. В нём Гунерс Опманис из Риги рассказывал, что в пятидесятых годах прошлого века он вместе с родными проживал в Новиковке. Мужчина вспоминал своих соседей, тоже сосланных в Сибирь во время сталинских репрессий: латышей, литовцев, молдаван, а также одноклассников, первую учительницу. В конце письма сообщал, что готов приехать.
Дальнейшую работу взяла на себя новиковский библиотекарь Любовь Анатольевна Бурлакова, к ней присоединились работники местной администрации, культуры и образования. Они нашли односельчан, теперь проживающих в Томске, которые могли бы поделиться воспоминаниями о жизни села в те годы, когда тут проживал Гунерс Опманис, вели с ним переписку и организовали встречу.
ДОЛГОЖДАННАЯ ВСТРЕЧА
Гунерс Опманис узнал о существовании села Новиковка в 1949 году, когда его, шестилетнего мальчишку, вместе с мамой, братом Андрисом и дядей отправили в сибирскую ссылку. Главу семьи Николая Опманиса родные не видели долгих пять лет. Он отбывал наказание в лагерях Свердловска. Стоит ли говорить о том, сколько страданий выпало на долю миллионов людей, попавших в жернова политической машины, сколько не вернулось на родину, оставшись лежать в сибирской земле. О них и сейчас напоминают старые кладбища, где на покосившихся крестах можно увидеть непривычные для нас имена. К счастью, Опманисам удалось воссоединиться и вернуться в Латвию всем — живыми. Мирдза и Николай Опманис вырастили сыновей, увидели внуков. И вот спустя 65 лет их сын решил посетить места своего детства.
Латвийский гость приехал в Томскую область вместе с сыном Марисом, который сопровождал 76-летнего отца в дальнем путешествии, в составе латвийской делегации из десяти человек. Все эти люди являются членами общественной организации «Дети войны», которая помогает осуществить подобные поездки для тех, кому слово Сибирь напоминает о прожитом. Делегация уже побывала в Молчановском и Колпашевском районах, а в прошлую пятницу приехала в Асиновский. В Асине автобус, на котором они прибыли, встречали глава Новиковского поселения Сергей Леонтьевич Петров, библиотекарь Любовь Анатольевна Бурлакова и бывшие новиковцы Анатолий Андреевич Адаховский и Геннадий Семёнович Фомин.
— Для отца эта поездка имеет большое значение, — пояснил Марис. — Он давно мечтал побывать здесь. Я же знаю о Новиковке и Асине лишь из воспоминаний бабушки Мирдзы и папы. Но они многого не рассказывали...
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРОШЛОЕ
Первой остановкой на пути к Новиковке стал железнодорожный полустанок.
— Неподалёку есть кедрач, где мы собирали шишки, — начал свой рассказ с чуть заметным прибалтийским акцентом гость. — По этим железнодорожным путям я ходил с мальчишками из деревни на станцию. Тут был магазин, там — карьер. В памяти остался почему-то здешний песок. Когда его брали лопатой, он так приятно шуршал. Очень качественный песок, такого нигде больше не встречал.
По дороге в Новиковку Гунерс вспоминал:
— Сначала нас поселили в Нижних Соколах, а затем мы переехали в Новиковку. Мама всегда говорила, что мы попали в рай. Люди очень по-доброму относились к ссыльным. Огромная заслуга в таком отношении принадлежала основателю посёлка Светлый и руководителю местного колхоза Борису Никифоровичу Сидоренко, именем которого названа одна из улиц в посёлке, и коменданту, не помню, к сожалению, его имени. Замечательные были люди! Они помогли обустроиться, к ним шли со всеми проблемами и вопросами.
У здания Новиковской администрации делегацию встретили Лидия Михайловна Шальнова, которая живёт в Томске, а на лето приезжает в родную деревню, и Мария Алексеевна Синявская, бывший педагог начальных классов и директор школы.
— Я приехала в Новиковку в 1955 году, — сказала Мария Алексеевна. — Гунерса не знаю, он тогда уже уехал, а вот других ребят, латышей и литовцев, помню. Моими учениками были Витас Ботулайтис, Ивар Гравитис, Валдис Карасос, Янис Гадекс.
— Фото Гадекса могу показать, — удивил учительницу Гунерс.
Постепенно в разговоре всплыло ещё много имён. Геннадий Фомин привёз с собой школьные фото, где также нашлись общие знакомые. Воспоминания о школьной жизни переместили всех в Новиковскую школу, по которой для него провела экскурсию директор Алевтина Анатольевна Кирилкина. Конечно, того старого здания, где пошёл в первый класс Гунерс, уже и в помине нет. Зато как приятно он был удивлён, посетив нынешнее сельское учреждение образования! Его поразили просторные классы, чистота и уют, современное оборудование.
— В такой школе должны все учиться только на «4» и «5», — сделал вывод мужчина. — Я сам много лет преподавал химию, поэтому знаю, как непросто быть педагогом. Кстати, где кабинет моего любимого предмета?
По Новиковке Гунерс Опманис предпочёл прогуляться пешком. Компанию ему составили Лидия Михайловна Шальнова с Сергеем Леонтьевичем Петровым, восстанавливая по крупицам прежний облик села.
— Вот здесь находился клуб, чуть дальше — комендатура, а здесь кинопрокат, — вспоминал вместе с ними гость. — В Ново-Троице была семилетка. Туда шла тропинка с деревянным мостком через речку Итатка. Новотроицкие и новиковские парни недолюбливали друг друга. Существовал неписаный закон — не переступать Итатку. Только школа была нейтральной территорией. В детстве мы часто лазали по соседским огородам за морковкой и огурцами. Но не наглели, брали по одной штуке в день — норма! На дорогах была непролазная грязь, не то что сейчас — асфальт. Всё здесь теперь по-иному.
ПО ДОРОГИМ МЕСТАМ
Когда мы подошли к дому, где предположительно проживала семья Опманис, а точнее, к тому, что от него осталось, наш собеседник, до того разговорчивый и весёлый, замолчал. Видно было, как от нахлынувших воспоминаний у него навернулись на глаза слёзы. Оставив мужчину наедине с мыслями, решили не мешать. Лишь спустя несколько минут он продолжил разговор:
— По соседству жили семьи Папедис и Сержанс. На сестре фотографа Сержанса женился мой дядя, поэтому у нас сохранилось много фотографий тех лет. У них в 1956 году родился сын Вилнес. В Латвию дядя вернулся из Сибири уже со своей семьёй. Мы покинули Новиковку 8 декабря 1954 года. Вилнес сейчас хотел приехать со мной, но не смог по состоянию здоровья. Он говорит так: «Я даже никогда не видел своей родины, но в душе я сибиряк». Я тоже считаю себя русским. Моя внучка посещает русский детский сад. Все мои четверо детей знают русский язык, восемь внуков понимают по-русски. С женой, с которой вместе уже больше полувека, говорим на русском, ведь город нашей юности, где мы познакомились, — Ленинград, ныне Санкт-Петербург. Там мы часто бываем.
За разговорами дошли до берега Итатки, где Гунерс с друзьями рыбачил.
— Тут и щука, и окуни, и караси, и ерши, и чебаки водились, — вспоминал он. — А в августе появлялась какая-то рыба, очень осторожная. Красивая такая, похожая на форель. Так её никто не выловил ни разу.
Свой первый большой трофей, за который маленького рыбака похвалила мать, Гунерс помнит до сих пор: он поймал щуку весом почти два килограмма. Мария Алексеевна Синявская вспомнила, как ходила сюда полоскать бельё: «Берег был чистый, с невысокой травой, а кругом — черёмуха!» Сейчас нет мостков, по берегам непролазные заросли, вместо черёмухи — высокий тальник.
Следующим пунктом свидания с детством был дом в посёлке Светлом, который стоит до сих пор. Его для семьи Опманис строил дядя. Однако жить в нём не довелось. Семья была реабилитирована и возвращена на родину. В деревню Нижние Соколы, которая стала первым пристанищем сосланных, Гунерс не поехал. Возвращаться на развалины домика, приютившего семьдесят лет назад ссыльных, ему не хотелось.
Много было в тот день воспоминаний. Бывшие новиковцы и Гунерс не могли наговориться, ведь все они вернулись душой в те времена, когда были молоды и счастливы на этой земле. И теперь она подарила им эту незабываемую встречу, дала силы.
— Новиковка очень изменилась, — поделился впечатлениями гость. — Всё теперь другое, но неизменными остались люди. Сибиряки по-прежнему радушные, гостеприимные, открытые. У меня такое ощущение, что я встретился с родными, хотя многих до этого и не знал.
В доказательство этих слов в Вороно-Пашне для приехавших гостей был организован концерт местной группы артистов и накрыт хлебосольный стол.
Валентина СУББОТИНА
Оставить сообщение: