Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
В ноябре прошлого года в статье «Страховка в нагрузку» мы рассказали, как страховой агент одного из филиалов компании «Росгосстрах» вручил клиенту, оформлявшему ОСАГО, дополнительную страховку от несчастного случая в размере 1000 рублей. Вернуть эти деньги мужчине не помогли ни прокуратура, ни региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе: его подпись стояла под всеми документами, а значит, клиент заключил оба договора добровольно. Тем не менее проверяющие инстанции в один голос заявили, что договор добровольного страхования от несчастного случая не является обязательным и заключается только с согласия страхователя. В итоге клиент сделал для себя вывод: пострадал из-за своей невнимательности, в следующий раз заключу договор с другой СК, где ничего не навязывают в нагрузку. На самом деле, рынок страхования даже в нашем небольшом городе вполне конкурентный, но есть проблема: компании, которая оформила бы вам полис копеечка в копеечку по ОСАГО-калькулятору, на сегодня в Асино нет. Либо страхуйся на полную катушку, либо «бланки у нас кончились».
Бланки в дефиците
Если несколько лет назад вас попросили бы описать страхового агента, получился бы словесный портрет человека, приходящего прямо к тебе домой или на работу и навяливающего свои услуги: «Застрахуйте жизнь, здоровье, имущество…» Но в последнее время наблюдается небывалое явление: клиент хочет застраховаться, а агент от него буквально отбивается. Правда, странность эта проявляется только тогда, когда речь заходит о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В нашу редакцию поступила не одна жалоба на действия СК. Александр О. рассказал, что ему не удалось заключить договор ОСАГО с компаниями «УралСиб» или «Югория», потому что там пояснили: «Бланков временно нет». На вопрос, когда они появятся, страховые агенты лишь неопределённо пожали плечами. Он обратился туда вновь через неделю, потом ещё через одну и так безрезультатно прождал почти два месяца. В итоге поехал в Томск. Чужака и в областных офисах «УралСиба» и «Югории» встретили неприветливо, но представители одной из компаний после долгих уговоров всё же согласились оформить автогражданку, попросив с клиента... почти 6000 рублей. На вопрос Александра, почему так дорого, страховщики отвечали настолько витиевато, что клиент ничего не понял и поехал искать компанию подешевле. Вскоре увидел вывеску страховой компании «Цюрих», где оформил автогражданку всего за 2700 рублей. Правда, уверенности в том, что эта малоизвестная компания выплатит в случае ДТП страховку, у Александра нет. Дело в том, что на фоне повального «отсутствия бланков» появились страховые фирмы-однодневки, которые оформляют фальшивые договоры ОСАГО.
Страховка в нагрузку
Ещё одна жительница нашего города Наталья С. попыталась докопаться до истины, когда агент Асиновского филиала компании «Росгосстрах» при оформлении ОСАГО назвала ей общую сумму страховки — 4380 рублей. Зная, что в прошлом году эта услуга обошлась ей гораздо дешевле, а расценки на этот обязательный вид страхования не менялись, Наталья настойчиво попросила расписать, сколько и за что она должна заплатить. Выяснилось, что в придачу к своей водительской ответственности клиентка должна застраховаться от несчастного случая и приобрести бланк прохождения диагностики. «Хочу только договор ОСАГО», — возмутилась женщина, на что ей ответили: «Без дополнительной страховки, которая входит в обязательный перечень документов, и без нашего ТО мы не имеем права оформить полис ОСАГО!» Показать документы, строго регламентирующие эти правила, агент не смогла и отправила настойчивую клиентку разбираться к начальству, которого на месте не оказалось. Наталья обиделась на такое отношение к постоянному клиенту и пожаловалась в редакцию. «Что мне теперь делать? — сетовала она. — Скоро рабочий день закончится, все конторы закроются, а страховка нужна завтра…»
На те же грабли
Как складывается ситуация с оформлением ОСАГО, я решила выяснить сама. Разыскала телефоны всех страховых компаний города и стала их обзванивать. Агент «Югории», выяснив, что я никогда не являлась их клиентом, заявила, что у них временно нет документов для оформления необходимой мне страховки. Агент «УралСиба» не был столь категоричен и согласился подсчитать, во сколько мне обойдётся договор. Я назвала необходимые данные о своей машине и о водителях, которые будут ею управлять. Итог — 4490 рублей. «Это только ОСАГО?» — переспросила я. «Да, но если вы ранее не являлись нашим клиентом, то ОБЯЗАНЫ оформить дополнительную страховку «Защита в пути» в размере 750 рублей», — услышала в ответ.
Дороговато выходит... Попробую-ка я обратиться в «Росгосстрах»! После устной консультации и непродолжительных подсчётов выяснилось, что здесь мне полагалось заплатить за договор ОСАГО 4490 руб. (2494 руб. умножается на коэффициент 1,8, т.к. страховка должна быть без ограничения), плюс за дополнительную страховку на случай ДТП «Фортуна Авто» (1000 рублей) и за прохождение техосмотра (890 руб.), который я как бы задним числом обязуюсь пройти где-то в Томске. Общий результат — 6380 руб.! На вопрос, можно ли без «Фортуны» и ТО, последовало категоричное: «Нет!»
Всё дело в 1 октября!
Понятно, что филиалы страховых компаний начали «бегать» от желающих оформить ОСАГО, как чёрт от ладана, или навязывать дополнительные страховки не по собственной инициативе. Мне удалось поговорить инкогнито с несколькими агентами, и вот что я выяснила. В последнее время в филиалы «спускают сверху» очень много ограничительных распоряжений: от категорического запрета принимать «перебежчиков» из других компаний или свежеиспечённых автовладельцев до указания оформлять ОСАГО только «пакетом», то есть в комплексе с другой страховкой. Причина таких распоряжений не указывается, но она очевидна: с 1 октября 2014 года повысятся тарифы на ОСАГО (предположительно на 24%), и компаниям будет просто невыгодно выплачивать «старую» страховку по новым, более высоким лимитам. Согласно поправкам, внесённым в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», лимит выплат по пострадавшему в ДТП имуществу с 1 октября 2014 года увеличится со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, а с 1 апреля 2015 года со 160 тыс. до 500 тыс. рублей вырастут выплаты по ущербу жизни и здоровью. Разница немалая, поэтому компании пытаются уже сейчас скопить некий фонд для регулирования убытков. Создать его, не прибегая к дополнительным страховкам, невозможно, поскольку выплат по «автогражданке» столько, что дохода эта услуга уже не приносит.
Беззаконие, однако
Между тем проблемы страховых компаний — это проблемы страховых компаний, и они не должны перекладывать их на плечи своих клиентов, как это происходит сейчас. Об этом говорят и сотрудники надзорных органов. «Договор ОСАГО является публичным, и компания не вправе отказать вам в его заключении. Навязывать какие-либо дополнительные услуги тоже не может, поскольку в силу требований Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг», — ответили мне в Асиновской городской прокуратуре. Как же надо действовать, когда компании нагло нарушают закон? Вот как советует поступать прокурор Виктор Викторович Гречман:
— В случае отказа страховой организации в заключении договора ОСАГО следует обратиться с письменной претензией к руководителю офиса компании. В ней вы должны изложить суть проблемы (отказ агента-страховщика в оформлении полиса ОСАГО) и потребовать заключения договора. Если и руководитель отвечает отказом, требуйте письменных разъяснений, на основании каких правовых актов вам было отказано. Руководитель страховой компании должен поставить на претензии дату и свою подпись и в течение 10 дней её удовлетворить. Помните, что претензия составляется в двух экземплярах, один из которых (с датой и подписью) должен остаться у вас. Если полученный ответ вас не удовлетворит (а удовлетворить он не может, поскольку отказ в оформлении ОСАГО не подкреплён законодательно), вы можете обратиться в суд с иском о признании незаконными действий страховой компании, отказавшей в заключении договора ОСАГО. В судебном порядке такую организацию можно обязать заключить договор ОСАГО в установленный законом срок.
Также с жалобой на действия страховщика следует обращаться в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (630099, г. Новосибирск, Красный пр-т, 27), Российский Союз Автостраховщиков (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3) либо в территориальный отдел Роспотребнадзора по месту жительства. К этим обращениям следует также приложить доказательство — ответ руководителя страховой компании.
В случае, если компания (её руководитель) уклоняется от получения ваших претензий, следует направить заявление о заключении договора ОСАГО (с приложением копий документов, необходимых для оформления договора) почтой с уведомлением о вручении (при перезаключении договора у одной компании оригиналы документов не требуются). Компания должна принять решение в течение 30 дней со дня получения заявления и известить вас. Это будет основным доказательством того, что страховщики получили ваше заявление. Вышеуказанные органы проведут проверку и в случае обнаружения нарушений примут предусмотренные законом меры к недобросовестным компаниям.
По словам Виктора Викторовича, в Асиновскую городскую прокуратуру уже поступило несколько жалоб на неправомерные действия страховых компаний, но, к сожалению, ни одна из них не была подтверждена документальным доказательством, свидетельствующим о нарушении закона.
Машину — в гараж или сдаться?
Как пояснили мне в прокуратуре, 21 июля 2014 г. был принят Федеральный закон №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данным документом введена административная ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при его оформлении. ФЗ содержит вполне серьёзные санкции и вступает в силу с 1 сентября 2014 года (за исключением отдельных положений). Но вот только поможет ли он автовладельцам? Тяжбы — дело долгое, а страховка нужна уже сейчас, и тут только три выхода из ситуации: либо согласиться на условия страховщиков, либо поставить машину в гараж и ждать решения по вашему вопросу, либо управлять автомобилем с просроченной страховкой и надеяться на то, что тебя не остановят сотрудники ГИБДД, не снимут номера и не оштрафуют, как предписывает закон, на 800 рублей...
Екатерина Корзик.
Оставить сообщение: