Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
Татьяна Петровна Сепеева, преподаватель ДШИ:
– В начале шестидесятых годов наша семья переехала из Первомайского района в Асино, где я пошла учиться в третий класс. Часто вспоминаю наш городской каток, который каждую зиму заливали на стадионе. После школы, сделав уроки, мы с подружками пропадали там до позднего вечера.
Детей тогда в Асине было больше, чем сейчас. Многие из них ходили в школу №4, которая располагались в двух зданиях: в одноэтажном на улице Ивана Буева, где учились старшие классы, и в двухэтажном для младших классов – на месте нынешней полиции. Территория была засажена яблонями и весной утопала в яблоневом цвету.
На месте нынешнего военкомата находилась восьмилетняя школа №2. Самой современной была школа-интернат, где проводилось много мероприятий, в которых участвовали не только её воспитанники. Дом, где я жила, располагался по соседству, никаких заборов не было, и интересную интернатовскую жизнь я могла наблюдать ежедневно.
У асиновской молодёжи любимым местом времяпрепровождения был, конечно же, горсад. Там даже аттракционы имелись: колесо обозрения, качели-лодочки, цепная карусель. Билет стоил сущие копейки, а кое-кого и вовсе пускали бесплатно, поэтому желающих развлечься было много. Горсад вообще никогда не пустовал. Вечерами там гуляли большими и маленькими компаниями, танцевали допоздна и никого не боялись, так что темнота на самом деле была «другом молодёжи». Настоящей «достопримечательностью» горсада была уборщица Мотя, которую все шутя называли директором горсада. Подростки её просто обожали, потому что Мотя, добрейшей души человек, могла угостить папироской. В городском саду проводились разные праздничные мероприятия. Очень популярным был фестиваль «Северное сияние», в котором участвовали лучшие коллективы Сибири.
Мне часто снятся добрые сны о нашей старой музыкальной школе. Стояла она на месте кафе «Элит». Я окончила там фортепианное отделение. Ещё там преподавали игру на домре, баяне, аккордеоне. Воспитанников было очень много, а какие великолепные и талантливые люди там работали! Для меня величайшим авторитетом была Валентина Владимировна Тюплина. Именно она определила мою дальнейшую профессиональную судьбу.
Центр города почему-то больше всего запомнился первомайскими демонстрациями. Рядом с памятником Ленину воздвигались трибуны, на которых стояли высокопоставленные лица, приветствуя трудящихся. А мы, проходя мимо, громко кричали «Ура!» и махали воздушными шарами и веточками с распустившимися изумрудными листочками.
Юрий Борисович Домнич, ветеран строительной отрасли:
– В моём детстве и юности Асино было больше похоже на деревню: несколько каменных домов на центральной улице, ДК «Восток» и горком – вот и вся архитектура. Я уж не говорю про дороги. Бывало, привезут на Асиновский льнозавод лён из соседнего района, а дальше Горы техника пройти не может, потому что вокруг – сплошное месиво. Добирались до места сутки, а то и двое! Что говорить: город-то на болоте. Условия мало-мальские старались создавать только в центре. Улицу Ленина отсыпали щебнем, а вдоль неё сооружали деревянные тротуары высотой чуть ли не два метра. Только в середине пятидесятых годов появилась федеральная программа по строительству осушительных каналов. Такие оборудовали на улице Павлика Морозова. Канавы были трёхметровой глубины, выложенные досками. Вся вода сбрасывалась в сторону лесозавода под гору. С этого и начался процесс осушения асиновских земель. Активно велась посадка тополей, так как они отлично впитывают влагу из почвы.
Бурное развитие строительства пришлось на конец семидесятых – начало восьмидесятых годов. Тогда все предприятия выделяли деньги на эти цели, особенно ЛПК и ТРЗ. Одно только СУ-24, которое я возглавлял, в год вводило по 20 тысяч квадратных метров жилья. А были ведь и другие строительные организации, и всем работы хватало. Многоквартирники строили, каждый год сдавали по детскому саду. При такой напряжённой работе ещё и несли дополнительную нагрузку по помощи совхозам. И попробуй не выполни! Возле горкома партии стояли красная доска почёта и чёрная – позора. На последнюю я однажды попал, потому что не стал снимать в самый разгар строительного сезона целую бригаду на заготовку кормов, чтобы заготовить 360 тонн зелёной массы. Это из расчёта одна тонна на одного работника стройуправления!
С транспортным сообщением была просто беда. По городу ходили полуразвалившиеся автобусы, которые не могли грязь преодолеть: пассажиры то на них ехали, то на руках несли. Асфальт только в восьмидесятые годы класть начали. Между населёнными пунктами ходило грузотакси – ГАЗ-51 с высокими бортами, натянутым тентом и скамейками. Представьте, как ехали зимой в сорокаградусный мороз до Батурина. Летом туда добирались только на пароходе. Так называемый тракт был лишь до Копыловки, а дальше дороги не было. Её отсыпали позднее, когда появилась нужда в доставке леса, потому что сплав был остановлен. В конце семидесятых совхозы стали укладывать асфальт между сёлами, в городе начали появляться новые асфальтированные дороги. Я в своё время стал инициатором появления бордюров вдоль дорог. Хотелось, чтобы город выглядел цивилизованно. Ой, сколько я тогда из-за этих бордюров наслушался критики! А теперь мы представить себе не можем дороги без бордюров и газонов. Многое из того, что прежде было непривычно, теперь – в порядке вещей. С тех пор Асино очень изменилось, и преобразования делают его всё красивее.
Ольга Михайловна Серкова, ветеран ЦБС:
– Я приехала в Асино вместе со своими сокурсницами в начале августа 1975 года по распределению работать воспитателем в детский сад №12.ф Сегодня это здание занимает коррекционная школа. Помню, вышли мы из автобуса на Горе, а дальше отправились пешком в поисках общежития на Гагарина, где нам выделили комнату. Идём, у людей спрашиваем, где оно находится, а нас не понимают. Потом узнали, почему никто из прохожих подсказать не смог: этот район люди между собой называли «Химдым», потому что там жили так называемые «химики» – освобождённые из-под стражи заключённые. Бабушка моя, когда рассказывала знакомым, куда я уехала, так говорила: «Ольга где-то у фиников живёт». Ох уж эти химики нам в общаге покоя не давали! Мы ж девчонки молодые, интерес у них вызывали. Бывало, двери комнаты ночью подопрут – мы утром выйти не можем.
В общем, добрались до места, заселились. Первое, что произнесли, когда здесь оказались: «Куда нас завезли!» Смотрим в окно нашей комнаты на пятом этаже, а вокруг – сплошной лес. Как-то решили прогуляться по лесной тропинке. Вышли из леса и удивились: да тут город в городе! Микрорайон ТРЗ на пригорке находится, а Гагарина – в низине, поэтому нам и не видно было всех построек, которые за деревьями прятались. Это даже не микрорайон был, а отдельный посёлок: жилые двухэтажки, клуб «Октябрь», библиотека, почта, школа, медпункт с аптекой, столовая, промышленный и продуктовый магазины, на втором этаже – гостиница. Ну а сердце всего этого – трактороремонтный завод. Весь жизненный режим посёлка был связан с ним, ведь практически все местные жители там работали, в том числе и мой будущий муж. ТРЗ был одним из ведущих предприятий такого профиля не только Сибири, но и страны во многом благодаря его директору С.А.Гущину.
Центром культурной и спортивной жизни был клуб «Октябрь». Там проводились все мероприятия к праздникам, и народу всегда – битком. В старой школе тогда спортивного зала не было, уроки физкультуры шли на втором этаже клуба. Детские новогодние утренники там проводили.
В те годы ТРЗ был очень развитым микрорайоном, и мы не стремились в центр ехать. В магазине было всё, что необходимо для жизни. Правда, очереди приходилось отстаивать длиннющие, и не факт, что купишь. И всё равно в центр ездили редко, тем более, что это было очень проблематично. Автобус по полчаса ждали, а когда он придёт, люди набивались в него, как кильки в банку. Друг друга подпихивали, чтобы всем зайти в салон. А зимой! Стоишь в мороз на остановке, ноги замерзают. Чтобы согреться, шли до соседней остановки. Зимы в те годы лютые были. Минус сорок – это привычная температура.
Невзирая ни на что, жизнь в нашем микрорайоне била ключом. Я тоже связала с ним свою судьбу. Здесь вышла замуж, здесь выросли мои трое детей, здесь добросовестно трудилась на благо своего города и земляков, к которым отношусь с большим уважением. Отработав в детском саду десять лет, посвятила себя библиотечному делу до выхода на пенсию. Чуть более десяти лет назад я выпустила небольшую книгу, куда поместила собранные мною материалы об истории ТРЗ, о людях, трудившихся на заводе, о вкладе, который они внесли в его развитие. Бывшие работники охотно делились со мной всем, что имели: фотографиями, воспоминаниями, газетными статьями.
Жаль, что после ликвидации предприятия стал угасать и микрорайон. Многих социально значимых объектов здесь уже нет. Но старожилы помнят время своей молодости и с удовольствием отпразднуют в августе этого года 70-летие со дня образования тракторо-ремонтного завода и самого микрорайона.
Оставить сообщение: