Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Марина ЛЕОНТЬЕВА, 33 года, г. Асино:
— Ребёнком я была общительным, обожала компании, поэтому играть в одиночку в куклы не очень любила. Куда интересней было организовать во дворе с подругами парикмахерскую. Нашими клиентами были… одуванчики. Мы рвали на тонкие полоски длинный стебель и опускали в воду, в результате чего тот закручивался, а потом сравнивали, у кого «причёска» получилась пышнее. Когда отцветали одуванчики, причёску наводили «волосатой» кукурузе. Ещё обожали «готовить». Щебёнка была нашими пельменями, потому что, когда её опускали в воду, она начинала шипеть. Пекли пирожки: тестом служила глина, а начинкой — всё те же одуванчики. Угощали всеми этими «кулинарными изысками» знакомых мальчишек.
Батутом нашего детства была обыкновенная металлическая кровать с сеткой, которая, кстати, до сих пор стоит у дома моей мамы и служит детям развлечением. Даже я иногда нет-нет да и попрыгаю. Но ни одна игра не пользовалась такой популярностью, как резиночка. Прыгали в любом удобном и не очень месте: во дворе, в школьных коридорах во время переменок, в квартире. Какие только движения не выполняли! Бегунки, ступеньки, бантик, конфету, кораблик… Самые ловкие доходили до шестого уровня. Это когда резиночку держали на уровне шеи.
Валентина Ивановна ПУПЫШКО, 80 лет, с. Зырянское:
— Моё детство пришлось на военные годы, поэтому ни о каких игрушках и речи не могло быть. Тогда их ни у кого не было. Развлекали себя сами, как могли. Всё свободное время были на улице, играли в салки, в догонялки. А ещё строили «клетки»: находили на улице угол, расчищали его, украшали всем, что подбирали: камешками, разноцветными стёклышками. Потом друг перед другом хвастались, у кого получилось лучше. Летом любили ловить стрижей — ещё одно развлечение цыгановской детворы. Привязывали к нитке пёрышко и гальку и бросали их на дорогу. Стрижей это изобретение заинтересовывало: они подлетали и пытались схватить гальку, но путались лапками в нитке. Мы подбегали и хватали их. Подержим в руках, погладим, в клювик поцелуем и отпустим, а потом снова приманиваем. Когда стала постарше, сама себе шила кукол из тряпочек, какие найдутся в доме. Лицо нарисую — можно играть. На магазинные игрушки денег не было. Да что говорить: я магазин-то только в 1947 году впервые увидела, когда наша семья из Цыганова в райцентр переехала. Когда заводские игрушки стали доступны, я уже вышла из детского возраста.
Наталья БРЮТОВА, 20 лет, с. Первомайское:
— Моё поколение мальчиков и девочек повально было увлечено покемонами. Это такие персонажи компьютерной игры, созданной японцами. Покемоны — вымышленные существа, каждый из которых обладал определённым набором сверхспособностей. Компьютеры были не у многих, поэтому о покемонах мы узнали из японских мультиков-аниме. Игрушек-покемонов в продаже не было, зато в магазинах продавали или давали в довесок к жвачкам фишки с изображением покемонов, в которые все и играли. Первое время фишки были картонными, а потом стали появляться пластиковые. Захватывало дух, когда у тебя появлялась фишка с изображением нового редкого персонажа. Я их имена, кстати, до сих пор помню: Пикачу, Эш Кетчум, Айрис, Доун, Брок, Сирена…
Фишки складывались в стопку рубашкой вверх и сильно ударялись о землю. Какие фишки перевернулись, те ты забирал себе. У меня было порядка 200 фишек, а у двоюродного брата Паши ещё больше. Однажды он взял у родителей без спроса 100 долларов и выменял их на 100 фишек с покемонами. Родители деньги вернули, а Пашку выпороли.
Антон ШКУРАТОВ, 45 лет, г. Асино:
— У меня были конструкторы: всевозможные металлические детали с дырочками, которые дополнялись разного размера колёсами, болтами, гайками и даже рожковым ключом. Ковыряться я мог с конструктором часами, собирая паровозы, машины, краны, луноходы. Конструкторский набор хранил на книжной полке, но мой четырёхлетний брат каким-то образом однажды его достал и одну из гаек засунул себе глубоко в нос. Доставать инородный предмет пришлось в больнице, после чего мама изъяла у меня любимую игрушку и кому-то отдала.
Ещё помню, как с пацанами строгали себе деревянные обрезы и автоматы. Позднее родители купили мне в Томске пластмассовый автомат, который делал та-та-та. Пробыл он у меня недолго: оружие было нещадно уничтожено «фашистами», которые «взяли меня в плен». Никаких других игрушек больше не помню. Мы с друзьями предпочитали командные игры на свежем воздухе: казаки-разбойники, двенадцать палочек, вышибала, цепи-кованые.
В 17 лет отец подарил мне игру «За рулём». Ему по великому блату кто-то достал. Несколько дней у меня пропадали пацаны со всего микрорайона ТРЗ вместе со своими отцами. Гоняли машинку по кругу часами.
В детстве мечтал иметь настольный хоккей, но родители не могли купить такую дорогую игрушку. У моего сына есть и настольный хоккей, и настольный футбол, но в них он практически не играет. Современным детям интересны только компьютерные игры.
Мария Михайловна БОРЗЕНКОВА, 69 лет, с. Зырянское:
— У меня были целлулоидные игрушки: свинки, зайки, белочки и пупсы. Пупсам одежду шила сама: лоскут сложу пополам, вырежу горловину, рукава пришью — вот и рубаха, и платье. Косынки делала, юбочки. Ещё помню резиновые игрушки с пищалками. Книжки были тоненькие, из нескольких страниц, мы их называли лапшички. В них печатали произведения Чуковского, Маршака, Михалкова, Маяковского. Исходивший от них запах типографской краски помню по сей день. Любила мастерить новогодние игрушки: вырезать из бумаги фонарики, делать из соломы гирлянды. Стоит сказать, красиво очень получалось.
Что касается уличных развлечений, то их у нас было очень много: это разнообразные игры с мячом, классики, лапта, жмурки, зимой катание на санках. Родители мастерили около дома качели. Мы такие качели на Брянщине, где прошло моё детство, называли рели. Ещё у нас была забава — катание на тарантасах, которые делали из большого количества проволоки. О такой игре здесь, в Зырянском, куда я приехала в 1967 году, не слышала. Любили играть в школу. Девчонки постарше, чтобы выставлять нам оценки, делали чернила из свёклы.
Елена ХРАПОВА, 39 лет, с. Первомайское:
— Моей первой запомнившейся любимой игрушкой был беленький пушистый львёнок. Подарила его мне на пятилетие бабушка. Лёву я кормила, поила, баюкала, укладывала спать. Каждую неделю устраивала ему купание, в результате чего он стал выглядеть непрезентабельно, но для меня всё равно оставался самим дорогим и любимым. Ещё у меня была детская металлическая посуда: тарелки, кружки, кастрюли, тёрка, сковорода. Лет в шесть на этой самой мини-сковороде я нажарила родным настоящие драники. Не помню уже, какими они получились, но близкие меня нахваливали, называли хозяюшкой.
Вообще игрушек у меня было немного. Как-то обходились с ровесниками без них. Часто играли в войну. Я была в роли матери солдата. Плакала, провожая «сына» на фронт, и говорила, что он обязательно вернётся домой в 1945 году 9 мая. Когда наступал этот счастливый день, рвала букет полевых цветов и радостно бежала «сыну» навстречу. Параллельно исполняла роль медсестры. У меня была санитарная сумка с настоящими бинтами, зелёнкой и йодом. Любили играть в железнодорожников. Я своим пассажирам раздавала билеты — листья деревьев. Почему-то всегда — до станции Улу-Юл.
Люся Ашотовна ЛИ, 70 лет, с. Зырянское:
— Моё детство прошло в узбекском городе Ангрен. Дружила с двумя жившими по соседству девочками и ходила к ним играть. Старшая сестрёнка была моей лучшей подругой. Её отец работал директором хлебозавода, поэтому мог купить дочерям много кукол. Я же делала их сама: скрепляла палочки нитками, обматывала ватой, а сверху оборачивала тканью. Позже мама купила мне небольшую пластмассовую куколку, которую можно было купать, а на 8 лет подарила большую куклу из прессованных опилок: красивую, в нарядном платье, в туфельках и носочках. Вспоминается, что среди игрушек были юла, мячик, прыгалка, кубики, из которых собирали картинку. Строили домики, где было всё самодельное. Брат самостоятельно мастерил для себя машинки. Материалом служили ящики из-под фруктов. Потом мама смогла купить ему первый большой самосвал.
Совсем недавно в соцсетях нашла ту самую подругу, с которой наши пути разошлись в 14-летнем возрасте. Решили, что на будущий год обязательно встретимся.
Опрос провели Екатерина КОРЗИК и Елена СОНИНА.
Оставить сообщение: