Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 10.04 | 85.46 | 0.73 |
▲ | EUR | 10.04 | 93.78 | 0.99 |
Многие родители об изменениях в системе организации питания детей понятия не имели. К нам в редакцию обратилась молодая мама и рассказала свою историю. Возвращаясь из детского сада домой, пятилетняя дочка спросила её: «Мама, разве я себя плохо веду, если мне не дают печенье и соки?» Когда мама стала разбираться, выяснилось, что в их группе несколько детей получают дополнительное питание в виде двойных обеденных порций, сладостей, соков и фруктов. Ни эту женщину, ни других родителей не удосужились проинформировать, в связи с чем это происходит. Когда родители стали задавать вопросы работникам детсада, те объяснили, что программу разработал какой-то учёный муж, считающий, что усиленное питание способствует умственному и физическому развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Вот только он не подсказал, как объяснить это другим малышам, которым не дали йогурт или шоколадку и которые никак не могут понять, чем же они так провинились, что не получают лакомство.
Воспитатели оказались в сложной ситуации: с одной стороны, надо выполнять постановление, с другой — остальных детей жалко. От родителей, чьи дети посещают разные детские сады, мы узнали, что одни выдают детям доппаёк в открытую, другие стараются сделать это незаметно, третьи объясняют, что Вася, Петя и Коля принесли еду из дома, четвёртые тихо подкладывают еду в кабинки. В общем, каждый воспитатель на выдумку горазд.
Чтобы узнать о подробностях нововведения, мы обратились в управление образования.
— «В соответствии с распоряжением департамента общего образования от 13.08.2013 года №542-р «О предоставлении мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья за счёт средств областного бюджета в 2013 году», в целях реализации ст. 16 Закона Томской области от 12.08.12 г. №149-ОЗ «Об образовании Томской области» обеспечить бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в размере 103 рубля в день», — зачитала мне выдержку из приказа главный специалист по всеобучу и итоговой аттестации С.А.Кухаренко. — Данное распоряжение вступило в силу с 1 сентября этого года и будет действовать до 31 декабря.
Далее Светлана Александровна пояснила, что группа детсадовцев и школьников с ОВЗ (классификацию предложили В.А.Лапшин и Б.П.Пузанов), на которых и ориентировано распоряжение департамента, чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Причём диапазон различий в уровне развития детей с ОВЗ велик: от временных и относительно легко устранимых трудностей до необратимых тяжёлых нарушений. Ребят, нуждающихся в усиленном питании, отбирает специальная комиссия, в состав которой входят логопед, психолог, психиатр и другие специалисты. Среди дошкольников на сегодняшний день получают доппаёк 130 человек. «Не мы это придумали, — объясняет Светлана Александровна. — Методику питания разрабатывают учёные и целые институты». Правда, при этом соглашается, что на местах взялись за внедрение новшества, не продумав до конца механизм исполнения. «Мы ещё будем работать над тем, чтобы дети не чувствовали дискриминации», — подытожила С.А.Кухаренко.
Пока решение проблемы до конца не найдено, как поступать родителям, чьим детям не выдают доппитание, и как воспринять информацию о том, что их ребёнок «не такой, как все», тем, кого совсем не радует прибавка к дневному рациону их детей? Признаться, эти и другие вопросы привели в замешательство даже опытного детского психолога Виталия Николаевича Пирогова.
— Ребятишки, глядя, как других подкармливают, испытывают тревожность, — поясняет Виталий Николаевич. — У них возникает закономерный вопрос: «Почему мне не дают?», на который они сами же находят ответ: «Потому что я плохой, я не заслужил». Если мамы и папы станут объяснять своему ребёнку, что Васе дают печенье, потому что он болеет, то к Васе будут относиться, как к ущербному. И, как следствие, этот Вася может стать изгоем. У ребёнка может возникнуть и обратная реакция: «Почему мне не давали то же самое, когда я болел?» Я вижу только один выход: надо пытаться отвлекать своего малыша разговорами на другую тему и не заострять его внимание на возникших у него вопросах. Что же касается воспитателей и их помощников, то ни в коем случае нельзя обманывать ребят, говоря, что Коля и Оля принесли еду из дома, потому что последние могут это опровергнуть. Такие поступки взрослых учат детей лгать и лицемерить.
Вот так у нас и получается: наверху постановили, вниз спустили, а непосредственные исполнители такого «оригинального» решения, учителя и воспитатели, должны, глядя детям в глаза, распределять, кому — булочку с чаем, а кому — котлету с соком. И ведь что интересно, в списке нуждающихся в усиленном питании есть дети из вполне обеспеченных семей, у которых дома и котлеты, и фрукты со сладостями не переводятся, а дети из малообеспеченных семей наблюдают за пиром со стороны.
Я, конечно, спорить с учёным, чьё открытие наделало столько шума, не собираюсь, но всё же не могу понять, какую роль может сыграть четырёхмесячное усиленное питание в коррекции детей с определёнными нарушениями в развитии. И неспециалисту ясно, что она должна носить комплексный характер и проводиться индивидуально. А одним доппайком проблему точно не решишь.
Елена СОНИНА.
Оставить сообщение: