Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 19.04 | 81.14 | 0.88 |
▲ | EUR | 19.04 | 92.22 | 1.03 |
9 ЧАСОВ 30 МИНУТ
Несмотря на то, что меня заранее предупредили, что на собрание, где состоятся выборы нового председателя, прессу не пустят, я решила всё-таки приехать. Об этом редакцию настоятельно просили жители Моисеевки, искренне переживавшие за судьбу предприятия. Начало собрания было назначено на 10 часов утра, но люди стали подходить заранее и толпились у гаража, где должна была начаться регистрация пайщиков — участников собрания. По списку — где-то 20 человек. Некоторые из них в ожидании назначенного часа вместе с другими многочисленными жителями деревни перебрались в соседний гараж, где топилась буржуйка и кипели человеческие эмоции. В общем хоре мужских и женских голосов трудно было уловить суть проблемы, поэтому я попросила людей высказываться по одному.
— Пусть Ситарь скажет! Он стоял у истоков образования кооператива, — предложил кто-то из собравшихся, и все враз замолчали.
Об этом человеке я была наслышана. В советские годы он на старенькой совхозной технике бил все рекорды, но никаких регалий за это не получил из-за веры в Бога. Непризнанному передовику производства уже за шестьдесят, а он и сегодня продолжает работать на предприятии не покладая рук, пользуясь большим авторитетом у односельчан.
— А что тут скажешь. Хуже нет, когда в родной семье разлад, — невесело начал Александр Николаевич и стал вспоминать, как долго к своему успеху шёл «Успех». — Вначале я работал в совхозе «Новиковский», куда входило 4 отделения: Вороно-Пашенское, Новиковское, Нижнесоколинское и Моисеевское. Когда большому предприятию пришёл крах, мы, моисеевцы, создали товарищество. ТО «Моисеевское» возглавил Василий Кечин, но дело не пошло, и тогда в том же 1993 году 17 человек решили выйти из товарищества, вначале создав своё крестьянско-фермерское хозяйство, а в 1999 году — сельскохозяйственный производственный кооператив. Александр Сергеев, Николай Тронин, Ходкевичи, Алексей Козловский, Александр Растенец, Александр Золотухин, я и другие моисеевцы, вложив в предприятие то, что имели, единодушно отдали бразды правления Виктору Ходкевичу.
По мнению Александра Николаевича и других участвовавших в разговоре людей, руководитель из Виктора Анатольевича получился хороший. Поначалу, конечно, туго пришлось. На полях пропадали с утра до поздней ночи, а зарплату только по осени после сдачи зерна получали. На горючее, запчасти денег не хватало, поэтому постоянно были в долгах, как в шелках. Но постепенно развернулись. Когда в 2003 — 2008 годах другие мелкие предприятия банкротились, их «Успех» работал в полную мощь. Приобреталась необходимая техника, строились новые гаражи и склады, увеличивались посевные площади, внедрялись передовые технологии растениеводства.
К тому времени Виктор Ходкевич уже получил высшее образование, окончив университет. Все работали дружно и слаженно. Урожайность порой доходила до 40 центнеров с гектара! Люди стали получать вполне достойную заработную плату, а ещё зерно на каждый заработанный рубль и солярку, что позволяло заготавливать дрова, держать полный двор скотины и продавать излишки.
В последние годы из-за погодных условий предприятию не удавалось достичь высоких результатов, но сумели приобрести современную сушильную установку, «Кировец». Понятно, что купить всё это на вырученные от продажи зерна средства было бы невозможно, поэтому брали кредиты, весомую часть которых помогало гасить государство. Прибыль распределялась между членами кооператива в соответствии с трудовым участием. По словам рассказывавших историю конфликта, была договорённость не тратить на заработную плату более 30%, а основную часть средств пускать на развитие. До поры до времени всех всё устраивало, а потом, как выразились моисеевцы, нашлись кооперативщики, которые захотели получать больше, и в сторону руководителя посыпались обвинения в воровстве, мошеннических манипуляциях с кредитами, ущемлении прав пайщиков и т.д. Дошло до судебных разбирательств. Всё это серьёзно пошатнуло здоровье Виктора Анатольевича, оказавшегося в этом году в предынфарктном состоянии на больничной койке. Его противники, среди которых и двоюродный брат Александр, были намерены исключить Виктора и членов его семьи из состава правления и выбрать новое руководство.
— Считаю, что никто из членов кооператива не сможет более достойно руководить предприятием, чем Виктор Ходкевич, — заявил Ситарь.
Согласен с ним и Александр Растенец. Он тоже много лет трудился на предприятии и только недавно оставил работу по состоянию здоровья, но, как и другие члены производственного кооператива, ежегодно получает 4 центнера зерна на свой земельный пай.
— Я предполагаю, что за всем этим стоят томичи, которые собираются произвести рейдерский захват кооператива, довести его до банкротства и прибрать к рукам всё имущество, — считает он. — Чтобы этого не случилось, нужно отстоять нашего председателя и не допустить в правление тех, кто мутит воду и своими действиями пытается угробить твёрдо стоящее на ногах предприятие.
10 ЧАСОВ
Собрание началось в назначенное время. То, что страсти там с первых же минут разгорелись нешуточные, было слышно даже из-за закрытых дверей. Остававшиеся на улице моисеевцы, немного послушав, замёрзли, вновь вернулись в тёплый гараж и продолжили обмен мнениями.
— Мы не за «белых» и не за «красных», мы за то, чтобы предприятие работало и дальше, — заметила фельдшер Светлана Жандарова. —Чтобы у людей было на что купить лекарства, содержать свои семьи. Чтобы пенсионеры могли и дальше получать помощь в виде дров, сена, вспашки огородов. Чтобы не постигла нас плачевная участь воронопашенцев и тихомировцев, оставшихся без какого-либо производства. Вот в Ново-Кусково предприятие загнулось, но близость к Асино позволила людям найти новую работу. А что будет с нашими мужиками? Сколько их здесь трудится?
— Больше 20 человек! — ответил кто-то.
— Моя семья из-за отсутствия работы была вынуждена в 2004 году переехать сюда из Тихомировки, — вступила в разговор Светлана Прудникова. — Анатольевич тогда очень нам помог.
— А у меня не только муж, но и двое сыновей работают в «Успехе», — поддержала односельчан Валентина Григорьева. — В своё время парни помыкались, помыкались в Асино в поисках работы и жилья, но несолоно хлебавши вернулись домой. Пусть больших денег и не зарабатывают, но впроголодь не живём, хозяйство своё держим. Посыпку нам дают бесплатно и с сеном помогают.
— Виктор Анатольевич для людей старается, а его во всех грехах обвиняют, — заступается за руководителя ещё одна жительница села Полина Шинкевич. — Конечно, многим завидно, что у него дом — полная чаша. Так он этот достаток своим горбом заработал. Ведь не только на предприятии трудится, себя не жалея, но и дома вкалывает. Свиней разводит, гектарами картофель садит, а потом сдаёт. Большая семья: три дочери, два сына, жена — во всём ему помогают. Отсюда и прибыль! Мужики! Вы-то что молчите!
Кто-то из курящих в сторонке мужиков, видимо, занимающий нейтральную позицию, произнёс: «Дети у Ходкевичей выросли, вот и воюют отцы за их благополучие».
11 ЧАСОВ 30 МИНУТ
Собрание явно затягивалось. Самые нетерпеливые «болельщики» несколько раз пытались заглянуть в помещение, где оно шло, но каждый раз оттуда звучало раздражённое: «Закройте двери!»
— Мы тоже на этом предприятии работаем и что, права не имеем его судьбу решать? Куда сельхозуправление смотрит, почему районная власть не вмешивается? — вновь завозмущались люди.
О возникших в кооперативе разногласиях районное руководство, конечно же, наслышано, но вмешиваться не намерено.
— У каждого Ходкевича своя правда, и занимать чью-то позицию мы не имеем права, — пояснили мне в администрации. — Изменение устава кооператива, приём и прекращение полномочий его членов, утверждение годовых отчётов и бухгалтерских балансов, распределение прибылей, решения о реорганизации и ликвидации — всё это относится исключительно к компетенции общего собрания членов кооператива.
Когда я передала людям объяснения чиновников, они, услышав слово ликвидация, запаниковали.
— Уверен, что до этого сегодня дело не дойдёт, — постарался успокоить всех младший сын Виктора Ходкевича Павел.
12 часов 15 минут
Наконец-то к «майдановцам» вышел парламентёр. Вытерев пот со лба, улыбнулся и сообщил: «Наша взяла! За Анатольевича проголосовали 14 человек, против — 6». Люди встретили эту новость аплодисментами. Когда узнали, что в правление кооператива вошли Алексей Козловский, Александр Ситарь и сам председатель, тоже обрадовались. Собрание на этом не закончилось: пайщикам предстояло обговорить дальнейшее сосуществование. Люди не спешили расходиться...
13 ЧАСОВ 20 МИНУТ
Двери гаража вновь распахнулись, и участники собрания стали по одному выходить на улицу. Никакой радости на покрасневших от пережитых эмоций лицах. Некоторые моисеевцы бросились поздравлять Виктора Анатольевича с победой, но тот лишь устало заметил, что проблемы не закончатся: каждый остался при своём мнении, и всё это не может не сказаться на дальнейшей работе кооператива.
На обратном пути, проезжая мимо впавших в зимнюю спячку моисеевских полей, я искренне желала, чтобы по ним каждый год по-прежнему плыли комбайны. Не дай Бог, если в угоду чьим-то амбициям пойдёт ко дну крепкое предприятие с обнадёживающим названием «УСПЕХ».
Екатерина Корзик.
Оставить сообщение: