Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
На слёте победителей соцсоревнований в честь XXVII съезда КПСС в президиуме сидели первый секретарь ГК КПСС А.Д.Колтыков, второй секретарь ГК КПСС А.Л.Артёмов и члены ГПШ.
Игорь Владимирович Пономарёв, г. Асино:
— Помню, с какой завистью я, тогда ещё пионер, смотрел на комсомольские значки старшеклассников. А когда пришло время мне готовиться к вступлению в ряды ВЛКСМ, целых две недели учил устав, даже по ночам, прячась с фонариком под одеялом, усиленно зубрил. Кто-то считает, что в комсомол заставляли вступать. Может, такое и было, но не у меня. Я так боялся опозориться и не ответить на вопросы, что, придя на предварительную комиссию, переживал жутко. Когда всё было позади и мне на грудь прикололи комсомольский значок и выдали билет, знаете, сколько было счастья! Я гордился тем, что я комсомолец. Но политические перемены в стране не дали мне почувствовать всю романтику комсомольских дел. Примерно через месяц ВЛКСМ перестал существовать. Сейчас я даже с некоторой ностальгией думаю о том, что не смог, как поколение моих родителей, бабушек и дедушек, строить БАМ или трудиться на целине. С интересом и даже некоторой завистью смотрю кинофильмы советского периода, когда люди были, как мне кажется, чище, бескорыстнее и добрее, а комсомол ковал кадры для партийной, хозяйственной, советской и профсоюзной работы. Благодаря комсомолу, можно было построить карьеру, получить квартиру, выучиться. Сейчас все отношения строятся только на деньгах, и все радости жизни покупаются.
Тамара Фёдоровна Максимова, Первомайский район:
— Когда после окончания ТГУ я в 1978 году по распределению приехала работать учителем географии в Улу-Юльскую школу, меня, молодую и активную, тут же заметил директор Улу-Юльского леспромхоза ныне покойный Иван Прохорович Тарабрин и предложил занять должность секретаря комсомольской организации. На предприятии тогда работали около 2000 человек, из них 200 были комсомольцами, и я, понимая, какой огромный груз ответственности на меня хотят возложить, до поры до времени отнекивалась. Но потом партия приказала: «Надо!», и мне пришлось ответить: «Есть!»
Я была освобождённым секретарём и каждый день жила комсомольскими делами. Принимала активное участие в комсомольских собраниях, конференциях, организовывала агитационные концерты, социалистическое соревнование между бригадами. Когда объявлялись ударные месячники, молодёжи, работающей, к примеру, на вывозке леса, приходилось трудиться круглыми сутками, чтобы установить трудовой рекорд. Много было общественной работы. В выходные мы совершенно бесплатно построили большую детскую игровую площадку, разбили рощу перед школой. К сожалению, некоторые нечестные руководители пытались нагреть руки на результатах нашего труда, но об этом вспоминать как-то не хочется, поэтому скажу так: в деятельности комсомола было много такого, чем я горжусь, но было и то, что вызывает сожаление.
Анна Дмитриевна Горбунова (Жукова), с. Зырянское:
— В 1964 году по распределению меня, молодого агронома, отправили в деревню Иловка в колхоз имени Калинина. Там я проявила себя как активистка, и меня заметили товарищи из райкома. Уже через девять месяцев стала вторым секретарём. По должности мне много приходилось общаться с теми, кто и работал, и учился. В те годы был дан клич: каждому получить среднее образование. Лично ездила по рабочим коллективам и агитировала взрослых людей, кто не смог в своё время получить образование, идти в ШРМ. Теперь многие из них мне благодарны.
Вместе с первым секретарём Михаилом Михайловичем Огребой мы исколесили весь район. Если нужно было, то вместе с комсомольцами выполняли план: рубили деревья, обрубали сучки, помогали на покосе и уборке урожая. Когда произошёл распад ВЛКСМ и СССР, я не вступила ни в одну партию. Обидно было сознавать, что всё, чем мы жили и во что верили, рухнуло в одночасье. Я осталась в душе всё той же комсомолкой и не перекрашиваюсь под время. Очень тяжело осознавать, что комсомола теперь нет. Я нашла себя в другом: отдаю всю себя воспитанию трёх внучек. То, что недодала своим детям, пропадая на работе, теперь компенсирую им.
Александр Леонидович Артёмов, г. Асино:
— Комсомол — это моя судьба. Я был комсоргом в школе, затем в институте. После его окончания вернулся в наш город, потому что был хозстипендиатом ЛПК. Тогдашний первый секретарь горкома комсомола Владимир Владимирович Малаховский сразу пригласил меня к себе и предложил работать в аппарате горкома. Я отказался. Отчасти руководствовался и материальными мотивами: мне как молодому специалисту была положена квартира от предприятия, а тогда этот вопрос стоял очень остро, ведь жили мы с женой в общежитии. Такой перспективы в горкоме комсомола мне не обещали. Вскоре меня избрали секретарём комитета комсомола ЛПК вопреки заранее согласованной кандидатуре. Так что зря сегодня комсомол обвиняют в том, что там не было свободы выбора и мнений. Мне пришлось руководить самой крупной организацией в районе: на комбинате работали около 450 комсомольцев. Моё секретарство совпало с периодом укрепления производственных мощностей комбината, 40-летием Победы в Отечественной войне, в праздновании которой был задействован весь район, с антиалкогольной горбачёвской кампанией.
Дальше карьера пошла в гору: через два года предложили стать вторым секретарём горкома комсомола, а спустя ещё три года перешёл в горком партии, где проработал до конца существования КПСС и ВЛКСМ. Комсомол — это часть моей жизни, причём лучшая. Именно там я научился работать с людьми. Пройдя комсомольскую школу, мне было легко на последующей государственной службе.
Василий Васильевич Вялов, Первомайский район:
— В октябре 1969 года я был назначен вторым секретарём Первомайского райкома комсомола. В то время шла всесоюзная комсомольская стройка железной дороги Асино — Белый Яр. Партия поставила задачу сдать дорогу в срок, и комсомольцы не имели права подвести. Каждый месяц я по 14 дней находился в командировках, дома был редким гостем. Приходилось несколько часов на дрезине или пешком по песчанке вместе с секретарём комитета комсомола Улу-Юльского участка дороги Василием Гордейчуком добираться до строителей-путейцев. Помню, как принимали юношей и девушек в комсомол прямо там, в тайге. Что бы про комсомол ни говорили, но он был действительно уникальной, сегодня не имеющей аналогов массовой общественной организацией молодёжи. ВЛКСМ дал нам шанс быть социально активными, проявлять инициативу, вносить свой вклад в общее дело. Помню, как по ночам в Улу-Юл приходили составы со строительным материалом. Кто их должен был разгружать? Конечно же, комсомольцы! Мы бросали клич, и тут же съезжались молодёжные бригады. Отработав ночь на разгрузке, утром приступали к своим прямым обязанностям, а вечером, невзирая на усталость, собирались в клубе на танцы, концерты и спектакли, поставленные опять же самими комсомольцами.
Это было незабываемое время, когда у молодёжи реально были равные стартовые возможности, а в обществе преобладала атмосфера созидания, в которой раскрывались лучшие качества человека.
Галина Михайловна Сологор, с. Зырянское:
— Я с первого момента, как только вступила в комсомол, стала активисткой. Возглавляла школьную комсомольскую организацию, потом работала в райкоме ВЛКСМ заведующей отделом, была членом бюро райкома комсомола. Приходилось часто бывать в школах, проводить с ребятами идеологические и патриотические беседы в соответствии с требованиями времени. А сколько было досуговых мероприятий! Как не вспомнить нашу замечательную игру «Зарница», множество акций и мероприятий. Это всё сближало, потому что делалось коллективно.
Для меня комсомол стал началом всех начал, дал мне путёвку в жизнь. Благодаря ему я пришла в 1970 году в районную газету «Сельская правда», которой отдала 36 лет. Я и сейчас в гуще событий: являюсь членом совета ветеранов, не теряю связи с бывшими комсомольцами. Они, как и я, состоялись в жизни и до сих пор сохраняют активность, несмотря на возраст. Просто мы были так воспитаны.
Алла Юрьевна Иванова (Шаповалова), г. Асино:
— Так сложилось, что комсомол всегда направлял меня в гущу событий. Учась в школе, я была комиссаром городского пионерского штаба «Алые паруса», который действовал при Доме пионеров. В мои обязанности входила работа с пионерами. Тогда приветствовалась преемственность поколений: комсомольцы тесно сотрудничали с пионерами, пионеры — с октябрятами. Самое яркое воспоминание о комсомольской жизни — это поездка на XX съезд ВЛКСМ в 1987 году. Редактор областной газеты «Молодой ленинец», которому было поручено найти кандидата для делегирования на съезд, объезжал лично все районы области. Когда очередь до-шла до Асино, для беседы с ним по поручению Натальи Чугуновой, руководителя штаба «Алые паруса», пошла я. А через некоторое время пришло распоряжение направить на съезд от школьников Томской области одну меня, всего в делегации было 15 человек. Тогда я училась в девятом классе. Конечно, такая миссия была очень почётной.
Помню, как я волновалась, собираясь в дорогу. В Москве во Дворце съездов собрались шесть тысяч делегатов из всех республик СССР. Были там и гости из других стран. Съезд длился неделю, но она пролетела незаметно. С утра до вечера мы находились на заседаниях, а вечерами нам показывали Москву, возили на спортивные, культурные мероприятия. Проживали делегаты, и я в том числе, в гостинице «Россия». Очень меня поразило, что, когда мы выезжали на заседания или на мероприятия, нас всегда сопровождали машины ГАИ.
После окончания школы мне предлагали продолжить учёбу в высшей школе ВЛКСМ в Москве, но я отказалась. Поступила на экономический факультет ТГУ. Но и там мне покоя не дали: узнав, что я была делегатом съезда, сразу же приобщили к общественно-политической работе. Правда, вскоре началась перестройка, и я отошла от комсомольских дел. На первом месте была учёба, поэтому я на себе остро не ощутила распада ВЛКСМ.
Мария Михайловна Борзенкова, с. Зырянское:
— Комсомольские годы — это лучшая страница моей жизни. Я много лет работала секретарём райкома комсомола по учащейся молодёжи. Каждый наш новый день был наполнен новыми идеями, позитивом, радостью творчества. Жизнь молодёжи кипела в прямом смысле этого слова. Мы придумывали разные мероприятия, проводили слёты, организовывали вечера. Сейчас смотрю на нынешних подростков и с сожалением думаю о том, что нет в их глазах того огонька. Комсомол был для многих, и для меня в том числе, по-настоящему семьёй. Команда молодости нашей до сих пор вместе. Мы поддерживаем тёплые отношения, даже те ребята, которые живут далеко от нас, не теряют с нами связи. Благодаря комсомольской закалке и сегодня «я в дороге, я в пути»: занимаюсь спортом, общественной деятельностью.
День рождения ВЛКСМ для тех, кто знает, что такое комсомол, остаётся одним из самых дорогих праздников. Нынче в этот день мы тоже собрались. Естественно, вспомнили свои песни, провели комсомольское собрание и крикнули троекратное «Ура!» родному комсомолу.
Валерий Дмитриевич Кривошеин, г. Томск:
— Моя молодость и комсомольские годы связаны с Асино. После окончания лесотехнического техникума я был принят на работу на трактороремонтный завод. Тогда это было мощное предприятие, в жизни которого комсомольская организация играла важную роль. Во многих цехах трудились комсомольско-молодёжные бригады, которые соревновались в достижении высоких производственных показателей. Комсомольцы ТРЗ славились успехами в спорте, у нас была лучшая в городе хоккейная команда. По вечерам члены добровольной народной дружины проводили рейды по охране общественного порядка. Много было и других интересных и полезных дел. Многие комсомольцы, и я в том числе, в год празднования 100-летия В.И. Ленина получили юбилейные медали за трудовые успехи и общественно полезную работу.
В 1971 году по рекомендации бюро горкома ВЛКСМ мне пришлось сменить место работы: из цеха я перешёл в горком комсомола. Потом были учёба в высшей партийной школе и партийная работа. О периоде комсомольско-партийной деятельности в Асино у меня самые хорошие воспоминания, потому что асиновцы всегда активно участвовали в общественных делах и откликались на интересные инициативы. Со многими из них у меня сохранились на всю жизнь добрые отношения. В настоящее время я принимаю участие в делах общественной организации «Асиновское землячество в Томске». Часто бываю в городе на различных мероприятиях.
Николай Андреевич Иванов, с. Зырянское:
— После армии я вернулся домой молодым коммунистом. Мне предложили возглавить в селе Богословка в колхозе имени XXII съезда партии комсомольскую ячейку. Конечно, я согласился. Со мной работали прекрасные люди: главный зоотехник Анна Алексеевна Русинова, при мне ставшая депутатом Верховного Совета РСФСР, животноводческое комсомольское звено Матрёны Поповой, которому за высокие показатели было вручено переходящее знамя обкома комсомола. Жизнь на селе была насыщенной и интересной. Мы с комсомольцами постоянно выезжали с концертами на покосы, зимой посещали фермы. Обязательной была работа со школьниками.
После Богословки я работал парторгом в колхозе имени Ленина в Громышовке. На молодёжь нашего сельхозпредприятия вся область равнялась. Наш комсомолец комбайнер Гена Дроздов из Михайловки был делегатом XVII съезда ВЛКСМ, катерист Вася Ефремов, который со своей бригадой сплавил 1 миллион 200 кубов леса, ездил на шестой Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Гремела трудовая слава звена под руководством Галины Чучуковой.
Я и сегодня не предаю идеологию своей молодости. Руковожу местным отделением КПРФ, в котором состоят пятьдесят человек. Комсомол мне очень помог в жизни, поэтому 29 октября для меня особенный день. Он дорог многим людям моего поколения. В честь празднования 95-летия ВЛКСМ четырём активистам прошлых лет: Василию Алексеевичу Ефремову, Геннадию Ивановичу Дроздову, Николаю Луколовичу Филиппову и Анатолию Акимовичу Щёголеву — на сцене нашего ДК были вручены юбилейные медали. В душе все мы остались молодыми и с комсомольским задором продолжаем идти по жизни.
Оставить сообщение: