Валюта Дата знач. изм.
USD 10.04 86.09 0.63
EUR 10.04 95.09 1.31

Кто на мичуринских живёт?

06:54 14.08.2021

Больше заброшенных, чем обитаемых

По дороге на мичуринские участки я вспомнила, что в начале 90-х годов россияне после просмотра одного из популярнейших сериалов тех лет «Рабыня Изаура» в шутку стали именовать свои шесть соток фазендами и с весны по осень все выходные, как те киношные негры, вкалывали на своих плантациях. Впрочем, это приносило не только хлопоты, но и удовольствие. В первую очередь оно заключалось в крепкой дружбе с соседями и негласном соревновании, у кого урожай лучше, садовый домик красивее, а ситцевые занавесочки на окнах веселее.

Наверняка так жили и садоводы общества имени И.В.Мичурина, образованного в 1996 году в районе озера Киргисак после выхода решения исполнительного комитета Асиновского городского Совета о создании в городе садоводческих товариществ. Сейчас оно встретило меня уныло покосившимися воротами и заброшенным металлическим вагончиком, где прежде размещался то ли магазин, то ли пункт охраны. О том, что когда-то здесь было и то, и другое, мне рассказали первые встретившиеся дачники — супруги Тамара Александровна и Виктор Иванович Бутовы. Как выяснилось, для них дача давно стала вторым домом, так как живут здесь и летом, и зимой, хотя и имеют городскую квартиру.

— Этот участок мы приобрели более тридцати лет назад, построили дом, — рассказывает Тамара Александровна, выкапывавшая и укладывавшая на просушку озимый чеснок размером с кулак. — Массово нарезать землю стали гораздо позднее, а первые участки появились во-о-н там, за дамбой. Сейчас большинство из них заброшены, а в нашем районе, слава богу, почти все обитаемы.

 

Дачи появились после «всемирного потопа»

По соседству с Бутовыми свою битву за урожай, собирая с картошки колорадских жуков, вела Тамара Павловна Кливинская. Мне повезло побеседовать с пенсионеркой, ведь она оказалась из числа самых первых асиновских мичуринцев.

— В 1966 году случилось в Асине большое наводнение, — рассказала она мне историю о первых днях жизни общества садоводов. — В ДОКе ушла под воду площадка с дверными заготовками. Пролежав долгое время в воде, они стали непригодными для строительства, и их сбывали всем желающим за бесценок. Как сейчас помню, дверь-утопленник стоила рубль штука. Асиновцы сооружали из них дачные постройки, которые больше походили на сарайчики. За богатством тогда люди не гнались. Было где от солнышка голову спрятать и прилечь на часик отдохнуть — и ладно. Вон там, в самом начале территории садоводства, до сих пор такие «динозавры» сохранились.

Возможно, и сохранились, но вот только найти их среди крапивы и малины, образовавших колючие джунгли, оказалось делом затруднительным. Впрочем, ухоженных участков на Киргисаке тоже достаточно. С раннего утра здесь трудятся в основном пенсионеры. Бабушки встречали меня очень приветливо, угощали иргой, крыжовником и малиной и рассказывали много интересного. Оказывается, в советские годы «мичуринские» давали не всем подряд, а только передовикам производства или местной интеллигенции — учителям, медикам. Только в восьмидесятые земляные наделы стали брать все подряд.

Дольше всего в должности председателя общества имени И.В.Мичурина пробыл Иван Филиппович Лойченко. До выхода на пенсию он руководил несколькими крупными предприятиями, был коммунистом, по характеру пробивным человеком, поэтому при нём здесь отсыпали дороги (место-то болотистое, сплошные кочки), поставили автобусный павильон, провели воду, которой, увы, давно нет, и каждый дачник теперь выкручивается, как может. А вот рейсовый автобус №5 продолжает сюда приходить: по пятницам, субботам и воскресеньям — три раза в день, в остальные дни — дважды. После И.Ф.Лойченко товарищество возглавляли Николай Александрович Туров и Надежда Фёдоровна Соловей. Фамилию нынешнего председателя никто не вспомнил, назвали лишь имя — Олег Фёдорович.

Дачники с горечью рассказывали, как в конце девяностых люди стали массово покидать свои мичуринские владения, оставляя их варварам на разграбление. Тащили с дач в те годы всё подряд — от выращенных овощей до водопроводных труб, электрических проводов, кухонной утвари и лопат. Поэтому и осталось общество без водоснабжения и электричества. Ещё хулиганы громили теплицы, садовые домики, и бороться с этой вакханалией в те годы было невозможно, легче всё бросить. Супруги Шаймардановы стойко пережили тот страшный период, а теперь свои два участка передали в пользование сыновьям и снохам. Некоторые новосёлы, купившие брошенные дачи за бесценок, теперь строят на них бани и домики. Я поинтересовалась у молодой пары, зачем им «мичуринский». Мне ответили так: «Жить стало тяжелее, а дача — это и подспорье, и место для отдыха».

 

Огород — всему голова!

В тот же день решила я за-глянуть и в садоводческое общество «Тимирязевское». Путь туда довольно неблизкий — порядка восьми километров от Асина. На остановке «Бараки» в сопровождении бездомного, прикормленного дачниками щенка сидели уставшие, с набитыми доверху луком и огурцами сумками русские рабыни Изауры. Коротая время в ожидании новиковского автобуса, пенсионерки рассказали, что корчевать и обрабатывать землю под мичуринские здесь стали гораздо позднее, чем на Киргисаке, — в начале восьмидесятых. Именно тут наиболее состоятельные хозяева стали возводить крепкие, порой даже двух-этажные дачные дома. У Владимира Васильевича Шестова тоже всё было хорошо обустроено. В девяностые мичуринский участок очень выручал его семью. Ради картошки и других овощей содержит его и сейчас. В огородных заботах ему помогает Анна Семёновна, которую я застала за сбором малины.

— Разве можно на наши пенсии прожить? — считает женщина. — В магазине томаты, огурцы, зелень, картошка, лук очень дорогие, к тому же невкусные. Вот и выручает нас, пожилых людей, дача. Конечно же, делимся выращенным и консервациями с детьми и внуками.

Трудятся люди не только ради экономии. Галина Сутулина говорит, что ей нравится быть на природе, работать на грядках, возиться с цветочками.

— Купила участок всего за 4 тысячи рублей. Земля давно была заброшена, поэтому пришлось заново всё разрабатывать. Я особо не убиваюсь, а больше отдыхаю. Не сидеть же всё лето в душной квартире! Здесь природа, общение. А какие у нас в лесу растут грибы! Правда, Витя? — крикнула своему соседу, который приветливо помахал в ответ.

Заглянула я в гости и к Ольге Шатериной, купившей участок с неплохим домом и баней всего за 10 тысяч рублей. Сегодня он — всем на загляденье. Под присмотром оригинального пугала в военном кителе и противогазе растут цветы, всевозможные овощи, несколько сортов яблок, дыни, арбузы и даже кое-что экзотическое. По всему видно, как много кропотливого труда вложено в эти шесть соток, где даже у маленькой внучки есть собственный домик со всей полагающейся мебелью.

 

Воров стало меньше, дачников — больше

На узких улицах с красивыми названиями я с трудом отыскала спрятавшийся за раскидистой калиной домик председателя садоводческого общества «Тимирязевское» Николая Валентиновича Серебренникова. Удобно усевшись на уличном диванчике, поговорили с ним о нынешнем житье-бытье дачников.

— Всего здесь 500 участков, из них действующих 200. Избрано правление, за каждой улицей закреплён старший. Весной проводим общее собрание дачников, которые сами решают, как распорядиться членскими взносами. Нынче они составили 1 тысячу рублей с участка. Эти деньги идут на заработную плату казначея, председателя, качальщиков (тех, кто подаёт воду, — прим.ред.) содержание водопровода, дорог и электросетей. Электричество, правда, есть не у всех, а только у тех, кто сам за свой счёт подвёл его к дому.

Николай Валентинович посетовал на то, что некоторые не платят взносы. В основном этим грешат так называемые «новые» дачники, кто побогаче и помоложе. К неплательщикам приходится принимать крайние меры — обрезать водопроводные трубы. Скважина здесь сохранилась с советских времён. Из неё воду сначала подают в пруд, а уже из него закачивают в водопровод.

По словам председателя, с каждым годом всё больше людей хотят приобрести участок, но найти прежних хозяев трудно. Кто-то умер, кто-то переехал, у многих просто не сохранилось никаких документов. Но всё-таки, если проявить настойчивость, купить себе дачку можно. Правление окажет всяческую поддержку. «Мичуринцы» очень хотят, чтобы их ряды прирастали, ведь тогда и взносов будет больше, а значит, появится возможность что-то дополнительно сделать на общее благо.

Екатерина КОРЗИК

107899

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы