Валюта Дата знач. изм.
USD 19.04 81.14 0.88
EUR 19.04 92.22 1.03

Лес рубят — миллионы летят

23:59 24.03.2016
Лес рубят — миллионы летят

Об этом на недавней пресс-конференции сообщил замгубернатора по агропромышленной политике и природопользованию Андрей Кнорр. «Сегодня практически выкашиваются Первомайский, Асиновский и Зырянский районы», — заявил он, приведя статистику, согласно которой в минувшем году чёрные лесорубы вывезли причулымского леса более чем на 30 миллионов рублей! И это только официальные цифры, не отражающие реального положения дел. К некоторым порубщикам вообще сложно придраться: они приобретают лесобилеты у местного населения и, пользуясь пробелами в законах, «осваивают» всё новые и новые деляны. Тем временем справляться с нарушителями в одиночку малочисленным лесничествам всё сложнее...

 

На чёрном рынке берёза в цене

В Причулымье растут разные виды деревьев, но самый распространённый из них — берёза. До поры до времени красавица русских лесов была интересна только местному населению, использовавшему её для топлива и строительства. Однако с появлением бизнесменов из Поднебесной ситуация изменилась. У них на родине коммерческую рубку естественного леса запретили под страхом расстрела. Где брать недорогой материал для производства палочек для мороженого и китайской лапши? Правильно — у нас.

Сдать мягколиственные породы можно в китайские пункты приёма и отгрузки древесины, которых сейчас в Асиновском районе насчитывается 17,  в Зырянском — 9. Это только зарегистрированные конторы. Нелегальных пунктов наверняка больше. Говорят, что есть они и на первомайской территории. Дельцы из КНР скупают даже 50-сантиметровые чурки и предлагают неплохие деньги —  до 4,5 тыс. рублей за кубометр. Чем не заработок для сельчанина?

— Местное население с приходом китайцев стало активнее, чем прежде, пользоваться правом на получение древесины для собственных нужд, — отмечает Владимир Суворов, главный лесничий Первомайского лесничества. — Особенно эта тенденция прослеживается в Первомайском районе, где лесобилет стоит в пять раз дешевле (от 300 до 500 руб.), чем в лесодефицитных Асиновском и Зырянском районах. Посудите сами: если в 2008 году мы выделяли жителям 22,2 га леса, то в прошлом году — аж 52,8 га! Может, строить и заготавливать дров стали больше? Да нет. Полученные билеты многие просто-напросто перепродают местным частникам, а те рубят лес и везут его китайцам. По оценкам департамента лесного хозяйства, на чёрный рынок уходит не меньше двух третей нашей древесины. Я думаю, эта цифра близка к истине.

По закону перепродажа выделенных делян влечёт за собою штраф до 2 тыс. рублей, но в реальности наказаны были лишь единицы, поскольку доказать факт сделки весьма сложно. Чисто по-человечески понять население можно. Лесобилеты ведь продают не от хорошей жизни. Кроме того, лесоучасток порой за тридевять земель находится, а деревья ещё срубить и вывезти надо, для чего нужны техника и средства. Вот поэтому и идёт какая-нибудь баба Маша к предпринимателю со своим «талоном». Она ему — право на вырубку 25 кубов кругляка, он ей — «газик» дров, а может, и тысчонку-другую в придачу.

— Такие коммерсанты рассматривают лес, важную часть экосистемы, исключительно как экономический ресурс, — говорит Елена Холенко, инженер первой категории Зырянского лесничества. — Поэтому и отношение к нему соответствующее — варварское. Пилят всё подчистую: обычную древесину, а вместе с ней и деловую. Кто там, мол, разбираться будет! После таких порубщиков остаются лишь полянки с пнями.

 

Штат маленький – ответственность большая

По официальным данным, в прошлом году чёрные лесорубы нанесли весьма значительный урон Зырянскому лесничеству: они выкосили почти 2,4 тыс. кубов леса, ущерб составил 9,6 млн. рублей. И это только зафиксированные цифры, сколько вывезли на самом деле, можно только догадываться: гружёные лесовозы из Зырянки в сторону Асино и Томска идут круглосуточно…

— В нашем лесничестве трудятся 11 человек, в их числе участковые лесничие и их помощники в райцентре, Окунеево и Чердатах, —  рассказывает Александра Дербенёва, и.о. главного лесничего. — Разве можно такими силами уследить за всем? На одного нашего сотрудника приходится больше 100 тыс. га леса! Львиную долю времени мы тратим на бумажную работу: оформление лесобилетов, различных отчётов и так далее.

Поймать нерадивых дровосеков за руку, по словам Александры Анатольевны, очень непросто. Они обеспечены рациями и другими современными средствами связи. Пока идёт вырубка, кто-нибудь обязательно «стоит на шухере». Как правило, лес вывозят ночью, когда меньше шансов быть замеченными. Иногда до лесных браконьеров просачивается информация о предстоящих рейдах: район небольшой, все друг друга знают и прикрывают.

В советские годы, когда штат Зырянского лесничества насчитывал больше 100 человек, незаконных рубок практически не было, — делится Александр Степанов, который много лет был участковым лесничим в Окунеево. — Мы успевали следить за всем. Бывало, кемеровчане наведывались в поисках наживы, так мы их чуть ли не на въезде штрафовали и отправляли восвояси. А местные даже и не думали связываться с нами: уважали. А сейчас что? Всех посокращали вопреки здравому смыслу, а нынешний Лесной кодекс рассматривает лес в качестве товара, а не национального достояния. Уважения к лесничим тоже не прибавилось. Я слышал о случаях, когда наши приезжают с проверкой, а обнаглевшие лесорубы им говорят: «А вы кто и какие у вас полномочия?»

—     

Наносят урон и государству, и природе

В Асиновском и Первомайском лесничествах — точно такая же проблема с нехваткой людей: и у нас, и у соседей работают по 12 человек, занятых в основном бумажной рутиной. В прошлом году на территории Асиновского района было зафиксировано 42 случая незаконных рубок, но изловили виновных лишь в
12-ти из них: четверых — в Батурино, шестерых — в райцентре, двух — в Копыловке. А теперь, внимание: варвары навалили почти 3,4 тыс. кубометров кругляка, нанеся государству ущерб на 19,5 млн. рублей — то есть даже больше, чем зырянские чёрные лесорубы! И это не считая невосполнимого урона, нанесённого флоре и фауне.

—  Половину дровосеков мы задержали сами, о других сообщили местные жители, — информирует Сергей Семенцов, главный лесничий Асиновского района. — На проверки выезжаем регулярно, особенно в выходные дни: именно тогда, как показывает практика, искатели быстрой прибыли наведываются в лес: одни — на лесовозах, другие — на «Беларусах». Штраф за незаконную вырубку деревьев составляет до 500 тыс. рублей, но в большинстве случаев нарушители отделываются мелкими суммами. В настоящий момент те, на кого завели уголовные дела по 260-й статье УК РФ («Незаконная рубка лесных насаждений») в прошлом году, выплатили в госказну в совокупности… чуть более 50 тысяч рублей. Некоторые дела ещё рассматриваются в суде.

В Первомайском районе за тот же период чёрные лесорубы вывезли 366 кубов леса с территории Первомайского лесничества и ещё 293 куба — с территории Улу-Юльского лесничества — немного по сравнению с их причулымскими «коллегами». Ущерб составил 2,5 млн. рублей, из них на сегодняшний день погашено только 300 тысяч.

 

У лесничеств появится «группа поддержки»

В департаменте лесного хозяйства понимают: такими темпами лет этак через тридцать из края берёзового ситца мы превратимся в сибирскую Сахару. Лес в огромных количествах рубят все, кому не лень, а о будущем задумываются разве что крупные арендаторы, которые мало-мальски высаживают дешёвые саженцы. Поэтому чиновники готовят поправки в 165-й и 24-й областные законы.

Во-первых, объём древесины, выделяемый населению для собственных нужд, будет скорректирован с учётом площади отапливаемых помещений. То есть если у тебя однокомнатный домик, то 25 кубов, как раньше (а в северных районах 37),  тебе никто не выделит. Кроме того, ты должен будешь отчитаться перед местным лесничеством о том, по назначению использовал лес или нет.

Во-вторых, ужесточатся требования к пунктам приёма и отгрузки древесины. Их владельцы будут обязаны проинформировать департамент, сколько приняли древесины и у кого. Если выяснится, что кругляк пришёл с чёрного рынка, приёмки будут обложены штрафными санкциями.

— Далеко не всегда мы имеем представление о том, что творится в пунктах приёма, поскольку лишний раз трогать малый и средний бизнес запрещено, — говорит Игорь Смелянцев, председатель комитета лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства. — Изменение закона позволит приоткрыть завесу тайны.

А вот проблему с нехваткой кадров департамент предлагает решить путём создания постоянно действующих межведомственных групп, в которые войдут представители местных администраций, полиции, миграционных и налоговых служб и ГИБДД. Предполагается, что такие группы станут хорошим подспорьем для лесничеств, помогут им в проведении рейдов и контроле над оборотом древесины. Эту идею горячо поддержали в районах. Главный первомайский лесничий Владимир Суворов также считает необходимой мерой объединение первомайских лесничества и лесхоза в одну структуру: так, по его мнению, лесоохранная работа будет вестись эффективней.

Четыре года назад, кстати, чиновники уже предпринимали попытки создать «группу поддержки» для лесничеств, назвав её лесной полицией. Просуществовала она недолго. Будем надеяться, что текущие инициативы будут продуманы лучше. На кону самое главное богатство Сибири — лес.

 

Алексей Шитик.

143975

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы