Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Два чудака, два видака – вот тебе и телекомпания…
Такая шутка ходила по селу Первомайскому в начале девяностых. Чудаками называли двух талантливых людей — Владимира Яковлевича Будько и Анатолия Викторовича Авдюшева, взявших на себя осуществление невероятно смелой по тем временам задачи — создания сельского ТВ. Это я пришла работать на телестудию в 1997 году уже на всё готовое, а они начинали буквально с нуля. К примеру, первый телевизионный передатчик (с его помощью первомайцы впервые услышали 4 марта 1990 года позывные ПТВ) был собран местным Кулибиным Николаем Басмановым, работавшим в Доме быта телемастером. Радиус его действия был всего 500 метров, поэтому не все жители села смогли услышать первые передачи. Я не ошиблась: именно услышать, ведь первое вещание — это скромная заставка на пятом канале и закадровый текст, поскольку камеры тогда в арсенале ПТВ ещё не было. Она была приобретена чуть позднее, как и заводской телевизионный передатчик, позволивший смотреть программу ПТВ теперь уже не только всем жителям села Первомайского и прилегающих к нему деревень, но и асиновцам.
Местного ТВ тогда в Асино ещё не было, а те зарубежные фильмы, что транслировали соседи (в те годы можно было делать всё что угодно — ни тебе лицензирования, ни ограничений в вещании), можно было посмотреть только в платных видеосалонах. Многие горожане тогда пожертвовали ради кино с участием Брюса Ли, Джеки Чана и Сильвестра Сталлоне качеством вещания двух федеральных каналов, развернув свои антенны на первомайскую сторону.
Воплощение творческих идей и фантазий в полной мере стало возможно благодаря появлению видеокамеры. Это сегодня снимать на видео умеет каждый ребёнок, а тогда в Первомайском это могли делать только два человека — Владимир Будько и Анатолий Авдюшев. Работали они всегда в паре. Дело в том, что первая камера «Электроника» была стационарная, то есть могла работать только в студии. Поэтому «студию»: небольшой телевизор, исполнявший роль монитора, видеомагнитофон, на который передавался и записывался видеоряд с камеры, аккумуляторы, осветительные лампы и т.д. — приходилось везде носить с собой. Нагруженные всем этим оборудованием телевизионщики ездили по деревням, снимали концерты, спектакли и даже делали фильмы про деревенскую жизнь в эпоху больших перемен.
Время, вперёд!
Со временем стараниями Анатолия Авдюшева стала формироваться собственная студия, представлявшая из себя маленький кабинет в здании РТУ. Анатолий Викторович, ставший её директором, считал: без новостей нет телеканала, поэтому одной из первых в эфире появилась информационная программа. Готовили и вели её в разное время Ольга Бебенина и Любовь Мандрик. Один-два сюжета — вот всё, что удавалось снять и смонтировать тогдашней съёмочной группе. На создание одной минуты эфира затрачивался целый час. Куда меньше времени и сил требовала пользовавшаяся большой популярностью у зрителей программа «Примите наши поздравления...» Это было так неожиданно, что с экрана можно поздравить с юбилеем или праздником, при этом показать фотографию виновника торжества и включить его любимую песню! Народ валом шёл с заявками. Дольше всех поздравительную программу вела одна из самых красивых женщин села Первомайского Любовь Чудакова.
Состав сотрудников ПТВ, работавших скорее на собственном энтузиазме, чем за деньги, часто менялся. Вот любимые зрителями телевизионщики, кто работал в кадре и кто оставался за его пределами в девяностые годы: Лидия Авдюшева, Владимир Мухин, Надежда Стародубцева, Эмилия Райд, Нина Шагалова, Сергей Черкасов и почти весь коллектив тогдашнего РТУ.
В конце девяностых на помощь Анатолию Авдюшеву пришёл оператор и журналист Николай Карташов, сменил его нынешний глава Первомайского сельского поселения Андрей Панченко. Ещё раньше стала работать корреспондентом, ведущей и редактором Светлана Тимошина. Благодаря ей, восемнадцать лет назад состоялось и моё первое знакомство с телевидением. Были небольшие репортажи с места событий, опросы на улицах села, а потом интереснейшие программы, родившиеся в совместном творчестве нашего небольшого коллектива, и незабываемые прямые эфиры, которые продолжались порой более двух часов. Помню, как, обливаясь потом от ламп (они ведь не только светят, но и греют, а студия была совсем крошечная), в конце эфира прощались с гостями и зрителями и дружно хватали стаканы с водой.
В конце девяностых требовался рывок вперёд, и таким рывком стала наша новогодняя музыкальная передача «Кабачок «Три ёлочки». К тому времени Первомайская студия телевидения отпраздновала новоселье в новом просторном здании, и её помещения превратились в съёмочные павильоны. Передача снималась больше месяца, но результатом остались довольны все: и авторы, и зрители. Сохранились в моём домашнем архиве и снятые нами видеоклипы, где главными звёздами были первомайские артисты. В эфир выходили все крупные концерты и спектакли, поставленные на первомайской сцене.
Много нового и хорошего внесла в развитие ПТВ её следующий директор Марина Басаргина. Это при ней стали выходить всевозможные авторские программы, в том числе передача о земляках «Наши люди», цикл программ «На старой ленте», где участники телевизионных эфиров спустя много лет комментировали показанные в конце девяностых по ПТВ события. Было снято продолжение того самого знаменитого «Кабачка» и не только. В целом сохранившийся архив ПТВ за эти годы составляет более 150 тысяч минут!
Всегда в рейтинге
Вечерний первомайский канал — и сегодня лидер телеэфира в районе. Посмотреть его у экранов собираются четыре раза в неделю практически все жители села Первомайского и окрестных деревень. Конъюнктура медиарынка, конечно же, со временем сильно изменилась, а это требует от тележурналистов особого мастерства в поиске информационных поводов, подачи материала, организации обратной связи с населением. Но даже в сельской обыденности нынешние телевизионщики могут найти любопытное и сделать из этого стоящий сюжет.
Нынешний коллектив ПМ (новый бренд Первомайского ТВ) довольно молод. «Делают» эфир семь человек. Четыре корреспондента: Елена Надрина, Светлана Потёмкина, Александра Дорохова, Елена Боянгина; два оператора: Николай Глушкаренко, Евгений Зуев и главный редактор Михаил Захаренков. Телевизионная команда, кроме Александры Дороховой, закончившей журфак ТГУ, не училась на журналистов и видеооператоров. Но у ребят есть огромное желание работать. Они в постоянном поиске новых тем, сюжетов. Количество еженедельного выпускаемого ТВ-продукта — 16 часов эксклюзивного материала. К старейшей новостной программе «Провинциальные вести» (где я и начинала работать) добавились «Добрые вести». Появились «Тема дня», «Вопрос специалисту». Среди авторских программ: «Чулымские предания», «Забавная статистика», «Пойдём в кино», «В поисках веры», «Первомайское LIFE!».
Наибольшей популярностью пользуются у первомайцев передачи «Забавная статистика» и «Что готовим?» с Еленой Надриной, «Сказки на каждый день» с Александрой Дороховой (что-то вроде «Спокойные ночи, малыши» на первомайский лад). Но главный хит эфира — «Домашняя ферма» со Светланой Потёмкиной, созданная по просьбе администрации и направленная на популяризацию ведения ЛПХ.
Современное телевидение — это союз творчества и техники. Достичь совершенства в техническом оснащении невозможно, потому что за современными технологиями сельской студии не угнаться. Но технической модернизации здесь уделяется огромное внимание. С 2006 года они выходят в цифровом формате, и результат того стоит.
На что же живёт сегодня сельское телевидение? Оказывается, как и во времена моей работы, — на бюджетные средства. Телевидение остаётся частью Первомайского отдела культуры, в том числе и в материальных вопросах. С бюджетной строки оплачивается аренда помещений, коммунальные расходы, заработная плата сотрудникам, приобретается новое оборудование. Как признался Михаил Захаренков, вряд ли телевидение выжило бы, если бы находилось на самоокупаемости, ведь выпускаемые программы лишены какой-либо коммерческой подоплёки. Реклама, конечно, есть, но её совсем немного. Первомайским телевизионщикам сегодня грех жаловаться на условия работы. Студия занимает чуть ли не весь второй этаж КЦ «Чулым». Съёмочный павильон оснащён всем необходимым, журналисты — комфортными рабочими местами, все сотрудники имеют неплохой гонорар, при этом творческий коллектив самостоятелен в принятии своих профессиональных решений. Отсюда, наверное, и оригинальность журналистских идей, и энтузиазм, и желание развиваться ради одной-единственной цели — оставаться в рейтинге. Это провинциальным телевизионщикам удаётся.
Екатерина Корзик.
Нынешний коллектив Первомайского ТВ: Михаил Захаренков, Елена Надрина, Светлана Потёмкина, Александра Дорохова, Елена Боянгина, Николай Глушкаренко и Евгений Зуев.
Анатолий Авдюшев со своей командой конца 90-х: Андреем Панченко, Екатериной Корзик и Светланой Тимошиной.
Оставить сообщение: