Валюта Дата знач. изм.
USD 04.04 84.38 0.17
EUR 04.04 93.16 1.96

Мелодия жизни Валентины Тюплиной

06:04 05.08.2021
Мелодия жизни Валентины Тюплиной

Училась музыке и языкам

Из четверых детей Валентины Владимировны в живых остались двое. Старший сын Сергей живёт во Владивостоке, а единственная дочь Юлия, младшая в семье, — в Асине, так что восстановить с её помощью историю жизни выдающегося педагога не составило труда. Кроме того, большую помощь в подготовке статьи оказали сотрудники муниципального архива и БЭЦ, где хранятся подшивки газет. О Валентине Владимировне регулярно писали в районках, автором статей часто становился её сын — журналист Михаил Тюплин. До сих пор в школе искусств работают её коллеги и бывшие ученики. 

Валентина Владимировна родилась 27 сентября 1928 года в Эстонии. Её родители, очень интеллигентные люди, уделяли большое внимание образованию детей. Дочь с детства изучала четыре языка: французский, немецкий, английский и русский, брала уроки музыки. 

Юлия Эдуардовна рассказывает, что при всей любви мамы к музыке она не стремилась заниматься ею профессионально, а хотела стать врачом. Но мечтам девочки не суждено было сбыться. Наступил 1941 год. Для нас, россиян, он ассоциируется с началом Великой Отечественной войны, а для близких Валентины Владимировны — ещё и с репрессиями.

— Я была ещё слишком мала, когда в семье стали говорить о репрессиях и гонениях сталинского периода, которым подверглись жители Латвии, Литвы и Эстонии, откуда родом моя мама. Эта тема особенно интересовала брата Михаила. Он в своё время очень много беседовал с мамой о её ссыльном детстве и молодости, дотошно собирал по крупицам все воспоминания, которые нашли отражение и в семейном документальном видеофильме, и в газетных статьях.

 

Дочь врага народа

Кто как не сын, тогда известный в районе журналист Михаил Тюплин, мог так достоверно, с болью и надрывом рассказать о судьбе своей мамы, чья семья в один день, 21 июня 1941 года, превратилась во врагов народа на том лишь основании, что имела небольшой хозяйственный магазин с наёмными работниками. «Мы узнали, что нашего деда зовут не Владимир, а Вольдемар, что наша мама вовсе не Валентина, а Лия, и что когда-то давно все они жили в далёком эстонском городе Пярну, откуда советская власть препроводила их в сибирскую глухомань», — писал Михаил Гаврилович в газете «Диссонанс» в 2006 году.

Лие едва исполнилось двенадцать, когда её вместе с мамой и младшим братом посадили в «столыпинский вагон» и отправили в неизвестную Сибирь. «Потом... долгие годы ссылки в богом проклятом сибирском Кривошеинском районе. Мать рассказывала, что поначалу, чтобы не помереть с голоду, они вместе с младшим братишкой рвали побеги лебеды и варили из них суп. Помнит, как пытались накормить этим супом свою маму Веру Константиновну, которая, мечась в тифозном жару, шептала им: «Там, на чердаке под стружками, мешок с зерном, там, на чердаке...» Брат и сестра стали, сдирая до крови пальцы, скрести обледеневшую землю и древесные стружки, но никакого мешка с зерном там не было. Мать попросту бредила», — рассказывал автор статьи.

Через несколько лет отца реабилитировали, и снова под конвоем семью эстонцев по фамилии Ерик доставили на родину в город Пярну. Но в начале пятидесятых на пороге их дома опять появились военные. Теперь уже двадцатилетняя Лия Ерик как дочь врага народа в вагонзаке отправилась по этапу, сменив 12 пересыльных тюрем. Страшное время закончилось только с наступлением хрущёвской оттепели. Лия осталась жить в Сибири, сменив своё эстонское имя на привычное нам Валентина.

Какое-то время, по воспоминаниям дочери Юлии, она проработала художественным руководителем в детском доме (населённый пункт не установлен — прим. авт.), а позднее поступила в Томское музыкальное училище, где заочно обучалась по классу фортепиано и на дирижёрско-хоровом отделении. Свой педагогический путь Валентина начала в Кожевниковском районе. Там и создала семью. Музыка свела её с первым мужем — баянистом Гаврилом Тюплиным. В этом браке родились трое сыновей: Сергей и близнецы Михаил и Алексей. А через три года Валентина Владимировна с детьми приехала в наш город и устроилась в детскую музыкальную школу. Здесь она встретила своего второго супруга Эдуарда Румянцева и родила дочь Юлию.

 

Школа начиналась с двух кабинетов

Музыкальная школа в Асине появилась в 1958 году. Правда, школой её назвать было сложно. Для обучения детей музыке выделили две комнаты в Доме культуры, располагавшемся на улице Садовой, который впоследствии отдали под ДМШ. В такие условия в 1961 году и приехала работать преподавателем по классу фортепиано Валентина Владимировна. Её личные воспоминания о первых годах работы на асиновской земле были опубликованы в книге-буклете «В доме на Садовой поселились музы», выпущенной к 30-летию школы: «В те годы большой проблемой для пианистов была подготовка домашнего задания — большая часть учеников не имела дома инструментов. Выход был один: заниматься в школе. А поскольку инструменты были заняты практически весь рабочий день, то на самоподготовку оставались только раннее утро, поздний вечер да единственный выходной — воскресенье». Валентину Владимировну практически сразу назначили завучем. В этой должности она проработала 16 лет, а позднее, когда фортепианное отделение расширилось, возглавила его. Валентина Владимировна была награждена знаком Министерства культуры РСФСР «За отличную работу», получила почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Юлия, будучи ребёнком, часто приходила к маме в класс, так как и сама училась в музыкалке, как и все дети Тюплиной.

— Я удивлялась, как она терпеливо с каждым ребёнком разучивала ноты, как тщательно занималась правильной постановкой пальчиков на клавишах. Все ученики, поступавшие в её класс, заводили первым делом не дневник, не нотную тетрадь, а альбом для рисования. Ребёнок на листке изображал свою ассоциацию от прослушивания мелодии. Очень творчески подходила к обучению.

Собирая материал о педагоге, я перечитала много воспоминаний её бывших и нынешних коллег, учеников и вот что заметила: говоря о Тюплиной, все как один употребляли эпитет «величественно-спокойная». Для эстонского народа действительно свойственна степенность и сдержанность в мыслях и движениях.

— Она скорее создавала такое впечатление, — возражает дочь. — Мама была полна энергии. И это прослеживалось во всех её школьных делах. Приходила домой только поздним вечером. К счастью, отец позволял ей заниматься творчеством, взяв на себя заботы по дому.

 

Заложила много традиций

Об активной жизни Тюплиной говорит и педагог Асиновской ДШИ с сорокалетним стажем Татьяна Петровна Сепеева, которая при беседе со мной первым делом отметила, что для ветеранов школы имя Валентины Владимировны вовсе не забыто.

— Мы вспоминаем её практически каждый день. Её имя прочно вписано в историю школы. Первый директор Леонид Фёдорович Волк и завуч Валентина Владимировна Тюплина — это два столпа, на которых держалась школа, благодаря которым она развивалась и процветала. Он отвечал за финансово-хозяйственную часть, она — за творческую.

На протяжении почти четырёх  десятилетий Валентина Владимировна была инициатором многих традиций школы. Некоторые из них укоренились, дойдя до наших дней. Это она придумала  организовывать капустники, театрализованные новогодние утренники и посвящение в первоклассники,  проводить классные часы с лекциями и концертами, сольные концерты учеников. По выходным дням вела кружки, придумывала костюмы, готовила к выступлениям вокальные и инструментальный ансамбли. Она долгое время была единственным педагогом, писавшим партии для фортепианных ансамблей. В то время ноты было не достать, а Валентина Владимировна, услышав мелодию по телевизору, на слух записывала её, раскладывала на партии, внося свои аранжировки, а дети потом играли в 4, 8 и даже в 10 рук. Вот как она сама об этом рассказывала: «Когда наш 10-ручный фортепианный ансамбль был заявлен на конкурс, посвящённый П.И.Чайковскому, оказалось, что в Томске  ни в одном зале нет трёх роялей». А в зале Асиновской ДМШ они были.

 

Неоспоримый авторитет

— Тюплина имела незыблемый авторитет среди коллег, — говорит Т.П.Сепеева. —  Всегда могла сказать своё весомое слово, иногда резкое, нелицеприятное. Как завуч держала дисциплину среди педагогов: каждый знал свой рабочий план на неделю и не нарушал его. На академических концертах ученики Валентины Владимировны выделялись и ярким исполнением, и сложностью произведений. Помню, когда я приехала поступать в Свердловский педагогический институт по её рекомендации, комиссия удивилась, что в нашем маленьком сибирском городке ученики разучивают такую программу.

Среди выпускников Валентины Владимировны было много талантливых ребят, которые продолжили своё обучение. Некоторые становились профессиональными музыкантами, кто-то пополнил педагогические ряды Асиновской ДШИ. Среди них — и Татьяна Юрьевна Рипа, которая призналась, что её с Валентиной Владимировной связывали отношения ближе, чем учитель и ученик.

— Мы очень много с нею разговаривали и о личных переживаниях, и по рабочим вопросам, обсуждали музыку. Рассуждали о жизни, о семейных и человеческих ценностях и взаимоотношениях. Нам обеим это было очень интересно, — вспоминает Татьяна Юрьевна. — Я всегда чувствовала её поддержку. Она была моим другом, поэтому её смерть я восприняла как личную трагедию.

Валентины Владимировны не стало на 71-м году жизни. Это были летние каникулы. Она находилась дома, когда почувствовала резкую опоясывающую боль.

— А потом произошло практически мистическое событие. Перед сидевшей на диване мамой рухнула с потолка люстра, — вспоминает Юлия тот роковой день. — Мама верила в подобные знаки. Когда её забирали в больницу, обернулась и проговорила: «Сюда я больше не вернусь». И не вернулась... Скончалась она 21 июня 1999 года — ещё одно странное совпадение: именно 21 июня 1941 года семью мамы объявили врагами народа.

Прощание с педагогом было организовано в стенах музыкальной школы. Казалось, что в тот день трагедия собрала в академическом зале ДШИ полгорода скорбящих о такой потере асиновцев. Среди них были и выпускники, и дети, которых она не успела доучить. В числе последних находилась и я. Мы пребывали в полной растерянности, не представляя, кто сможет заменить нашу Валентину Владимировну, сумевшую привить нам любовь к музыке, не делившую детей на одарённых и бесталанных, умевшую в каждом разглядеть индивидуальные способности. Для нас, для школы, для коллег она была незаменимой...

Елена СОНИНА.

94575

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы