Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
В начале 90-х правительство решило провести реорганизацию колхозов и совхозов и отдать сельским труженикам в собственность землю. Прошло почти 30 лет, а вопрос о праве собственности на земельные доли в Первомайском районе так и остался нерешённым.
Землю — крестьянам!
В Первомайском районе в советские годы был колхоз «1 Мая», имевший свои отделения в сёлах Крутоложное, Туендат и Ломовицк. Ломовицким управлял уважаемый человек, отмеченный многими правительственными наградами, Владимир Толкачёв. В начале 90-х годов он одним из первых в районе организовал частное сельхозпроизводство и начал обрабатывать 200 гектаров заброшенной земли в районе уже несуществующей деревни Медадат.
Государство подобные инициативы всячески поддерживало. Земельные паи получали не только сотрудники ликвидированных или подлежащих реорганизации сельхозпредприятий, но и пенсионеры этих предприятий, а также прочие жители сельской местности: медицинские работники, учителя, работники культуры. В одном только селе Туендат свидетельства, подтверждающие право долевой собственности на землю, имели более 250 жителей. Данные в свидетельствах были у всех одинаковые, а сама собственность виртуальной — не конкретным участком, а всего лишь правом на землю. С учётом того, что один пай составлял 9,5 гектара, туендатцы в общей сложности получили около 2,5 тысячи гектаров земли! Только единицы впоследствии оформили земельные наделы в собственность, большинство же деревенских жителей просто не знали, что с этими паями делать и даже с некоторым облегчением передали их в аренду фермеру В.Толкачёву. Владимир Яковлевич к тому времени через конкурсного управляющего приобрёл оставшееся от разорившегося СПХК «Кедровый» имущество (он был создан на месте Туендатского отделения колхоза «1 Мая») и начал там работу.
Если бы туендатцы, прежде чем передать ему свои паи, провели межевание, а впоследствии воспользовались правом их бесплатной однократной приватизации, сегодняшней ситуации не возникло бы. Пайщики считают, что им должны были разъяснить их права и помочь в оформлении земель работники администраций, но этого не сделали. «Многие вопросы, связанные с земельными участками, решались за закрытой дверью, а по большому счёту и вовсе не решались, — рассказывали они мне при встрече. — В результате сегодня у кадастровых участков нет официальных границ, известна лишь их общая площадь». Полная неразбериха получилась и с местом регистрации паёв туендатцев: у некоторых они оказались зарегистрированы не на том кадастровом участке, где находились.
Чем богаче предприятие, тем беднее пайщики
Толкачёвское предприятие с каждым годом росло. Со временем оно занялось животноводством, построив в Туендате ферму. ООО «КХ «Куендат», образованное братьями Владимиром и Виктором Толкачёвыми и ещё одним учредителем, на сегодняшний день занимается возделыванием зерновых культур на 6,3 тыс. га и клевера — на 700 га полей, в том числе в окрестностях села Туендат.
Нужно отметить, что многие годы пайщиков-арендодателей всё устраивало. По их словам, Владимир Яковлевич ежегодно выплачивал им за аренду одного пая тонну зерна в год, а также выделял 2 гектара хороших покосных угодий. Но чем больше становилось предприятие, тем меньше платили за аренду паёв, тем сложнее было договориться о новом покосе.
— Когда КХ «Куендат» возглавил Виктор Толкачёв, нам стали давать всего 300 килограммов зерна за один пай, при этом о снижении размера оплаты в известность никто не ставил. Возникли проблемы с выделом новых покосных угодий. В результате многие стали отказываться от содержания скота: 300 килограммов зерна даже на прокорм кур не хватит, — жаловались мне туендатцы.
В прошлом году несколько пайщиков решили, что хватит довольствоваться тем, что дают. Нужно оформлять свои земельные доли в собственность и если сдавать их в аренду, то уже на своих условиях. А тут ещё услышали, что Толкачёв стал массово скупать паи у населения, чтобы оформить землю рядом с Туендатом в свою собственность.
— Скупал, — рассказывают, — за бесценок — 11 тысяч рублей за пай. При этом пайщики ещё оплачивали сделку купли-продажи, а это порядка 3 тысяч рублей. Конечно, это их право, но нас возмущает то, что Толкачёв приобретал паи у жителей соседних деревень, а землю решил получить на кадастровых участках возле Туендата. По имеющимся у нас сведениям, на сегодня В.Толкачёву продано, если перевести паи в гектары, 2550 га.
Тернист путь к земельной доле
Яблоком раздора стали поля, находящиеся рядом с деревней. Именно здесь хотят получить свои наделы и туендатские пайщики, и В.Толкачёв, не нашедшие общего языка: предприниматель предложил людям участок в соседнем Верхтуендате, который их не устраивает. В декабре прошлого года было организовано собрание с участием представителя управления имущественными отношениями администрации Первомайского района Олегом Чернаковым. Тот попросил пайщиков подождать: дескать, когда закончится процедура выделения невостребованных земель, тогда займёмся вашими межеваниями и определением границ участков.
«Пока мы ждали, Толкачёв начал процедуру межевания», — продолжали вводить меня в курс дела туендатцы, считающие себя обманутыми. Один из них, Роман Плиско, выбранный председателем «восставшей» группы пайщиков, отправил кадастровому инженеру, занимающемуся толкачёвским межеванием, возражение, тот передал подготовленный проект своему заказчику для снятия возражений через суд.
На днях Первомайский районный суд признал возражения необоснованными. Р.Плиско подал апелляцию и, выступая в интересах земляков, обратился в ООО «АсиноМежТехПроект», где тоже начали процедуру выделения земель в количестве 105 паёв на тех же кадастрах, что и Толкачёв, который, со своей стороны, выдвинул возражение против проекта межевания своих оппонентов. «Почему мы не можем получить своё кровное? — вопрошают туендатцы, уже потратившие на разорительную войну около 200 тысяч рублей. — Сначала государство землёй нас наделило, а сейчас вынуждают довольствоваться буераком за тридевять земель. Мы хотим, чтобы земли вокруг Туендата оставались нашими и чтобы мы могли по-прежнему сдавать их в аренду».
Возделанные поля отдавать не собирается
По словам туендатцев, они готовы на некоторые уступки, но Толкачёв категорически не хочет идти с ними на контакт. От встречи со мной Виктор Яковлевич не отказался. По его словам, этот неприятный делёж начал не он.
— Это Плиско решил прибрать к рукам земли, которые находятся рядом с фермой. Его поддержали некогда работавшие у нас на предприятии, но по разным причинам уволенные туендатцы, затаившие обиду. Ну а дальше — как снежный ком. В общем, «завели» других пайщиков, на земли которых, как мне кажется, инициаторы и метят. Я считаю, что поля, в которые мы вложили столько сил и средств, должны остаться за предприятием. Хотят туендатцы получить землю в собственность — пусть берут, только в другом месте, но ведь они никак не соглашаются. Самое обидное, что не будут использовать свои участки! Уже были случаи, когда пайщики выделяли свои наделы, а в итоге они заросли бурьяном.
Глава Первомайской районной администрации Ирина Сиберт считает, что земля должна остаться за сельхозпредприятием.
— ООО КХ «Куендат» — одно из наиболее перспективных и активно развивающихся молочных хозяйств Первомайского района. Сегодня здесь трудится около 300 сельчан. Для закрепления специалистов за счёт предприятия в Туендате были построены дома. Виктор Толкачёв организовал комфортные условия для работы на ферме, для доярок и механизаторов разработана хорошая система премирования. Средняя заработная плата — 20 тысяч рублей. Разве это плохо?
Услышат ли друг друга?
Пайщики считают, что они тоже, как доярки и механизаторы, вправе получать за использование их паёв достойную оплату. Виктор Яковлевич, по его словам, в этом году готов увеличить объём выделяемого зерна до 500 килограммов, но не потому что буча поднялась, а потому что урожай обещает быть хорошим. Но отдавать разработанные земли он не намерен. Туендатцы, в свою очередь, больше не хотят довольствоваться тем, что им дадут, тоже считая эти земли своими. Точку в этом споре поставит, скорее всего, суд, но когда это ещё будет? Лучше всего, конечно, мирно договориться, пойдя на взаимные уступки, вот только пока это никак не получается...
На территории Первомайского района из общей площади земли сельхозназначения около 60% остаётся невостребованной. Казалось бы, чего делить: бери — не хочу! Но земля земле рознь. Одна заросла бурьяном и до неё по бездорожью добираться надо, а другая вот она — плодородная, разработанная, до которой рукой подать. Кто ж от такой добровольно откажется?
Оставить сообщение: