Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
Чувствовалось во время разговора, что скучает Александр Макаров и по грохоту печатных машин, и по запаху типографской краски. Всё-таки почти 20 лет отработал печатником. Больше него – только родители и брат Леонид. Старшие Макаровы, Николай Александрович и Клавдия Григорьевна, стали печатниками в первые послевоенные годы. У станков и познакомились. Тогда типографское здание находилось на улице Ленина: его сейчас занимает кафе «Долина».
– Отец работал на ПС-1 – плоскопечатной машине ручного наклада, – показывает мне чёрно-белое фото Александр Николаевич, на котором запечатлён его отец за работой. – На накладной стол помещалась стопка бумаги, каждый листок вручную укладывался на дорожку – талер, по которой закатывался под печатный цилиндр. Только и успевай накладывать!
На такой же технике работала и Клавдия Григорьевна, и начинал свою трудовую деятельность сам Александр Николаевич, только уже в новом здании – на Партизанской. В типографию он пришёл в начале семидесятых, младший брат Леонид – чуть позднее. Интересуюсь, почему братья выбрали именно это дело.
– Когда оба родителя печатники, как-то и не задумываешься о другой профессии, – признался мой собеседник. – Дома только об этом и были разговоры.
Специальных учебных заведений никто из Макаровых не оканчивал, учились печатному делу непосредственно у станка. Родители были самоучками, а потом стали наставниками для обоих сыновей: более опытных учителей парням было не сыскать. Супруги Макаровы считались лучшими печатниками в Асиновском полиграфическом объединении, имели звание «Ударник коммунистического труда», многочисленные награды, им доверяли самый ответственный участок полиграфии – выпуск газет. Только их, а потом и младших Макаровых, посылали в соседние районы на подмену печатников.
Александр Николаевич несколько месяцев был учеником собственного отца, а потом самостоятельно встал у станка: сначала ПС-1, а потом уже модернизированных машин. Для нас эта техника – «прошлый век», а для типографских работников того времени – оснащение по действовавшим стандартам, позволявшим выпускать различные мелкие печатные формы, книги и газеты.
– Только после того, как газетные материалы проходили все этапы: от блокнота журналиста до редакционной машинистки и ответсекретаря, – она поступала в типографию, постепенно доходя до финишной прямой – печатной машины, – продолжает Александр Николаевич. – Сначала одну сторону отпечатывали, затем таким же способом обратную. Работали всю ночь, чтобы выпустить 6 – 7 тысяч экземпляров асиновской районки.
В наше время компьютеров, струйных и лазерных принтеров, позволяющих достаточно быстро изготовить любую печатную продукцию, в том числе цветную, трудно понять технологический процесс, при котором многое делалось вручную. При этом заказов в Асиновскую типографию поступало очень много. В одну смену за печатными станками стояли по девять человек: одни печатали фактуры, бланки или путевые листы, другие – брошюры или афиши, третьи – районку и многотиражку ЛПК «За коммунистический труд». С годами техника менялась и совершенствовалась, работать становилось легче.
– Сначала ручной наклад в ПС-1 сменился механическим, когда машина сама лист под цилиндр закладывала. Работа печатника в этом случае заключалась в том, чтобы следить за бесперебойностью процесса, – объясняет мне ветеран. – Потом появилась ПС-А3 с частичной автоматизацией. Ну а верх технического прогресса – это полностью автоматизированная чехословацкая «Доминанта». Она работала по принципу офсетной печати. Это была сразу двусторонняя печать, причём скоростная: семь тысяч экземпляров газеты были готовы всего за пару часов. Закладываешь в неё стопку бумаги – и можешь заняться другой работой.
– А если ломалась машина? Печать не доводилось срывать? – интересуюсь я.
– Не припомню таких случаев, – отвечает Александр Николаевич. – У нас наладчиком оборудования был Александр Степанович Арестов. Пришёл к нам после армии. Сметливый, мастеровой, скорый на ногу. Жил рядом с типографией, поэтому по первому же звонку спешил на помощь. Кстати, Арестовы тоже семейным подрядом работали, а ещё Зубаревы, Субботины.
В штате типографии числилось порядка 60 человек: административный аппарат, печатники, наборщики, брошюровщики, резчики и размотчики бумаги. Коллектив славился своими производственными достижениями. Это было довольно крупное предприятие, во главе которого два десятилетия стоял Александр Яковлевич Чернышов. Мой собеседник, как и Чернышов, о котором он говорит с большим уважением, отдал работе в типографии почти 20 лет. Как и родители, заслужил звание «Ударник коммунистического труда». Правда, скромничает:
– Я-то что! Через 20 лет работу сменил, а вот Лёня остался в типографии почти до самого её закрытия, отработав 36 лет. Отец отдал печатному делу около 30 лет, мог бы и больше, да рано ушёл из жизни. Мама четыре десятка лет там трудилась. Мой сын пару лет за станком простоял, сестра линотиписткой работала, ещё и брат двоюродный в типографию устроился. Так что на всех Макаровых больше 130 лет приходится!
Елена ЧЕБАНОВА
Александр Николаевич Макаров продолжил дело своих родителей-
печатников.
Николай Александрович Макаров за работой на печатной машине. Фото 50-х годов.
Оставить сообщение: