Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 19.04 | 81.14 | 0.88 |
▲ | EUR | 19.04 | 92.22 | 1.03 |
Несколько улиц, утонувших в глубоких сугробах, уныло тянутся вдаль. Если встать в центре села, то сквозь заброшенные и почерневшие домишки можно разглядеть окраины небольшого села Окунеево, что находится в Зырянском районе. Здесь практически нет работы, нет интернета, устойчивой мобильной связи, а во время весеннего разлива реки Кии местные жители на долгие три месяца остаются оторванными от большой земли. Зато есть девятилетняя школа, которая несколько лет назад могла закрыться из-за нехватки детей. Ради её спасения местные жители во главе с директором взяли под опеку детей-сирот.
ЧТОБЫ ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК НЕ СТАЛ САМЫМ ПОСЛЕДНИМ
С развалом местного сельхозпредприятия люди стали целыми семьями уезжать из села, в результате в начале двухтысячных в школе осталось около 30 учеников. Дошло до того, что на линейке по случаю последнего звонка среди них оказались один выпускник и один первоклассник. Вручая первому аттестат и говоря второму напутственные слова, педагоги вспоминали, что ещё в конце девяностых по коридорам школы во время переменок весёлой гурьбой бегали порядка 70 ребят. Когда в 2005 году на стол директора Окунеевской школы В.А.Меховича лёг список дошколят, в котором фигурировало всего десять фамилий, он понял, что, если ситуацию не изменить, коллектив может потерять работу, а село — школу.
Собрав вместе своих коллег и родителей, Владимир Антонович выступил перед ними с предложением взять детей под опеку из интернатов и детских домов. Но люди сомневались: «Чужого ребёнка взять — не котёнка в дом принести!» Директор первым показал пример, взяв под опеку сразу трёх ребятишек, следом это сделал почти весь технический персонал школы, а затем и другие окунеевцы. Всего в разные годы опеку над сиротами оформили около 20 семей. В результате к 2006 году численность учащихся возросла на 9 человек, а в 2012 году за школьными партами уже сидели 49 учеников.
ЗНАКОМСТВО С УНИКАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Мы давно хотели съездить в Окунеево, чтобы выяснить продолжение этой истории, но по разным причинам поездка из года в год откладывалась. И вот в минувшую пятницу я наконец увидела добротную двухэтажную школу, расположенную в красивом сосновом бору, на крыльце которой меня встретил подтянутый мужчина в строгом костюме. Щурясь на солнце и улыбаясь в чёрные усы, протянул большую и крепкую ладонь: «Будем знакомы, заведующий Окунеевского филиала Михайловской СОШ Владимир Мехович».
— И теперь, спустя одиннадцать лет, я считаю, что тогда мы поступили правильно, — сказал он мне уже в своём кабинете. — Конечно, в первые годы всем опекунским семьям было очень трудно, в том числе и нам с супругой. Взяли трёх малышей, а через три года их кровная мама родила четвёртого. Тогда всё село шутило: «Мехович, у тебя, говорят, сын родился!» У нас он появился совсем маленьким, в возрасте 1 года
2-х месяцев, но гены с годами брали своё: мальчик стал неуправляемым, и от него в интересах безопасности всей семьи пришлось отказаться, — не скрывает печального факта Владимир Антонович. — Отказы и в других семьях были, но в большинстве из них приёмные дети задержались на долгие годы. К примеру, Вера Мальцева с 2006 года воспитывает двух ребятишек.
— Тогда они были совсем ещё малышами: Лене около трёх лет, а Ване всего полтора годика, — рассказывает Вера Алексеевна, работающая в школе техничкой. — Сейчас уже подростки. Я даже представить себе не могу, как жила бы без них. Мы давно стали настоящей семьёй.
Своих детей у женщины нет, и их заменили приёмные. Свою маму они стараются не огорчать и уже строят планы на взрослую жизнь. Лена мечтает стать волонтёром и спасать бездомных животных, Ваня ещё со своим будущим не определился, но заявляет, что, когда станет взрослым и пойдёт работать, обязательно будет помогать своей любимой маме Вере.
ВОТ ТАКАЯ АРИФМЕТИКА
Часть приёмных ребят уже окончили школу и разъехались, получив полагающееся им от государства жильё. Ещё 17 человек продолжают жить в окунеевских семьях и ходить в школу. Только в одном седьмом классе из девяти учащихся шестеро — приёмные. В девятом из четырёх — трое, в шестом из пяти — четверо. Преподаватели никогда не делили детей на приёмных и кровных. Любой может и «пару» схватить, если заслужил, и похвалу получить. Что касается самих ребятишек, они между собой дружат и порой вместе озорничают.
Когда Владимир Антонович показывал мне школу, в одной из аудиторий воспитанники младших классов занимались изготовлением картин из разноцветного гороха. «Готовимся к выставке «Пасхальная радость», — пояснила мне учительница начальных классов Светлана Николаевна, жена Владимира Антоновича. Познакомившись с опрятными и весёлыми ребятишками, я не поняла, кто из них приёмный, а кто нет. В кабинете информатики немногочисленные ученики, сидя у мониторов, осваивали компьютерную грамоту. В кабинете русского языка и литературы одновременно занимались два класса. Ребята с увлечением смотрели по телевизору какой-то познавательный фильм, а потом активно обсуждали увиденное вместе со своей учительницей Ларисой Викторовной Кириенко.
Всего в школе семь педагогов. Почти у каждого стаж более двадцати, а то и тридцати лет. Часовая нагрузка у всех немаленькая — в среднем 25 часов, у некоторых более 40, потому что каждый ведёт по нескольку предметов. К примеру, Елена Александровна Мангазеева преподаёт физику, математику, информатику, ОБЖ, а с недавних пор ещё и химию. «Пришлось освоить и эту науку, деваться-то некуда», — сказала педагог, которая прошла специальную переподготовку.
ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙТИ?
Судя по тому количеству ребят, которых я застала на уроках, нетрудно было понять, что численность учеников вновь катастрофически упала.
— Так и есть, — подтвердил мои выводы Владимир Антонович. — Осталось всего 29 учеников, в списке дошкольников всего 9 ребят 2010-2016 годов рождения. Можно сделать печальный вывод, что через пять лет в школе останется всего 17 учащихся. Словом, всё возвращается на круги своя. В этом году в первый класс пришли всего два ученика, второго класса вообще нет, как и восьмого, в третьем — всего один ученик.
«Так может, продолжить так удачно начавшийся эксперимент», — предложила я. Владимир Антонович считает, что теперь из этого ничего не получится. Молодые семьи, получив за второго ребёнка материнский капитал, предпочитают приобретать жильё в районном центре или в соседней Михайловке, где работает несколько довольно крупных сельхозпредприятий. У тех же, кто раньше брал ребятишек, подошёл пенсионный возраст.
Школа ещё какое-то время останется центром жизни села, где сегодня проживают 226 человек. Что будет потом? Окунеевцы искренне переживают за судьбу родной школы, понимая, что без неё у их деревни нет будущего.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: