Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Правительство поставило задачу
Проблема теневой занятости, можно сказать, из числа вечных, но повышенное внимание к ней возникло после громкого выступления вице-премьера Ольги Голодец на прошлогодней апрельской конференции Высшей школы экономики. Речь тогда шла о пенсионной реформе и, в частности, о дефиците средств. По словам зампреда, государство не знает, где и как заняты 38 млн. человек трудоспособного возраста, которые не платят налоги и не делают взносы в Пенсионный фонд. Эксперты стали уточнять данные (сама Голодец сделала исключение для матерей с маленькими детьми и молодых людей, проходящих военную службу по призыву), но и цифра, которую называет Росстат, велика: в теневом секторе экономики России сейчас задействованы 35 миллионов человек.
Теневая занятость — серьёзная проблема не только с точки зрения нарушения прав трудящихся. Скрытая экономика, позволяющая предприятиям и их не трудоустроенным официально работникам избегать уплаты налогов и сборов, оказывает негативное влияние на государственную финансовую систему. В связи с этим правительство Российской Федерации (протокол совещания у заместителя председателя правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 9 октября 2014 года №ОГ-П12-275пр) обязало субъекты РФ с февраля этого года обеспечить реализацию мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости. Поставлена задача до конца первого полугодия 2015 года достигнуть следующих показателей: снижение не менее чем на 30% количества лиц трудоспособного возраста, не осуществляющих трудовую деятельность; повышение не менее чем на 10% объёма поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Теперь муниципалитеты обязаны ежедекадно предоставлять в департамент экономики отчёты о результатах проводимой работы.
Стараемся, да толку мало
Исполнить распоряжение правительства будет сложно.
— Для того, чтобы бороться с неформальной занятостью, администрации не хватает полномочий, — признаётся заместитель главы Асиновского района по экономике и финансам Татьяна Викторовна Сух. — Мы не имеем права самостоятельно проверять частные торговые, лесозаготовительные, строительные, сельскохозяйственные и другие предприятия для установления факта наличия наёмных работников без оформления трудового договора. Мы, конечно, делимся имеющейся у нас информацией с различными государственными органами (прокуратурой, налоговой службой и др.), но это мало помогает. К примеру, прокуратура проводит проверку только по заявлениям пострадавших.
Власть всё-таки пытается повлиять на нерадивых работодателей. С организациями и предприятиями заключены трёхсторонние соглашения, которые обязывают выплачивать заработную плату не меньше прожиточного минимума Томской области. Уже несколько лет в Асиновском районе работает межведомственная комиссия по вопросам исполнения доходной части местного бюджета и наращиванию налогового потенциала. Её функции заключаются в проведении мероприятий по снижению неформальной занятости и легализации «серой» заработной платы, влияющих на собираемость страховых взносов во внебюджетные фонды. Проводятся встречи с работодателями, которые имеют задолженность по налоговым и социальным отчислениям или указывают заработную плату ниже прожиточного минимума. Но в последнее время работодатели всё чаще игнорируют подобные приглашения.
— Приходится самим наведываться к ним в гости, — рассказывает Татьяна Сух. — Выслушиваем практически одни и те же объяснения: нестабильность рынка, высокое налогообложение, невозможность официального трудоустройства людей из-за сезонной деятельности и т.д. Низкую заработную плату чаще всего объясняют тем, что люди трудоустроены всего на 0,25 или 0,5 ставки. Словом, оправданий всегда находится много. Со своей стороны мы можем только попробовать убедить предпринимателей официально оформить рабочих, на которых и держится их производство. Других рычагов воздействия, увы, пока нет.
Выгодно ли быть трудящимся безработным?
Считается, что люди, которые работают в неформальном секторе, социально не защищены, но так ли страшен чёрт, как его малюют?
Одна из моих знакомых устроилась работать в компанию, которая занимается установкой пластиковых окон. Радовалась, что нашла хорошее место, ведь за плечами только Асиновский техникум, минимальный трудовой опыт и декретный отпуск. Зарплату обещали хорошую и обещание сдержали. За месяц в сезон Света зарабатывала 25 тысяч рублей. Конечно, у неё нет оплачиваемого отпуска, больничных и записи в трудовой книжке, но женщину это не смущает. Её сестра тоже работает неофициально на одном из предприятий по изготовлению китайских палочек. В среднем в месяц получает 15 тысяч рублей. О пенсии и выплатах в фонд соцстраха сёстры, как большинство молодых людей, не задумываются.
— Меня моя работа устраивает. Пенсию я в любом случае получу, и не факт, что она будет меньше той, что получают люди, имеющие многолетний стаж, — говорит Светлана. Единственным недостатком она считает отсутствие возможности взять кредит в надёжном банке или выступить поручителем.
Ещё одна жительница нашего города Елена много лет неофициально трудится в сфере торговли. Получала от работодателя предложение о трудоустройстве, но отказалась, потому что потеряет детские пособия и субсидию на ЖКУ. Кстати, таких, как Елена, я могу назвать с десяток, среди них много пенсионеров.
Сергей из Батурино хоть со льготами никак и не связан, тем не менее тоже работает без оформления трудовых отношений. Интересуюсь, почему.
— Я бы и рад устроиться официально, — рассказывает он. — Понимаю, что и трудовой стаж нужен, и что работа в лесной отрасли связана с вредными и опасными условиями труда, и я мог бы иметь льготу при выходе на пенсию. Но нашему хозяину это не нужно. Мы, работяги, бывает, ропщем, а толку-то? Ответ всегда один: «Не нравится — ищите другое место работы». А где его искать? «Белая» заработная плата, всевозможные отчисления и больничные листы — это дозволительная роскошь бюджетной сферы.
Пока гром не грянет...
Обо всех нюансах трудоустройства без оформления работник задумывается в большинстве случаев лишь тогда, когда возникает конфликтная ситуация. Как часто с помощью прокуратуры и суда асиновцы добиваются занесения в трудовую книжку записи о месте работы? Оказывается, нечасто.
В 2014 году с жалобами на нарушения в сфере трудовых отношений в Асиновскую городскую прокуратуру обратилось 49 человек. Только 36 заявлений оказались обоснованными, и по ним были приняты необходимые меры реагирования. В основном жалобы связаны с нарушением сроков выплаты заработной платы. Среди предприятий-должников — ООО «Перевозчик», Томский фанерный комбинат, «РосКитИнвест» (контролёры не получили сверхурочные), а чаще всего проблемы с выплатой заработной платы в прошлом году возникали в Асиновском АТП. Все руководители были привлечены к ответственности, допущенные нарушения устранены.
А вот по факту установления трудовых отношений поступило всего одно заявление. Наша газета подробно рассказывала об этом случае, когда сотрудница городской бани потребовала от работодателя официального трудоустройства, а тот надоедливую женщину уволил без выплаты заработной платы и выходного пособия. Ещё два подобных заявления рассматривались только в 2012 году.
— Доказать факт трудоустройства непросто, — поясняет городской прокурор Виктор Гречман, — тем не менее во всех этих немногочисленных случаях закон был на стороне заявителей. Ещё могу привести пример о том, как работодатель и потерпевший заключили мировое соглашение: руководитель согласился сделать необходимую запись в трудовой книжке и выплатить моральный вред. По словам Виктора Викторовича, граждане обращаются в городскую прокуратуру как правило после прекращения трудовых отношений, что влечёт проблемы при доказывании факта наличия именно трудовых, а не гражданско-правовых отношений.
«Работа в тени» порождает ряд острых социальных проблем. Неофициальные работники не имеют права на оплачиваемый отпуск и больничный, рискуют остаться без пособия в результате несчастного случая и с минимальной пенсией по старости. Их условия труда никто не контролирует. Государство со своей стороны несёт потери в виде налогов. Но одно только распоряжение правительства уж точно ничего не изменит. До тех пор, пока будет «хромать» наша экономика, которая, ещё не оправившись от кризиса 2008 года, сейчас вновь зашаталась после введённых против России санкций, у работодателей и работников будут совпадать интересы в главной задаче — выжить. А в таких условиях, считают и те, и другие, любые средства хороши, и неофициальное трудоустройство в том числе.
Екатерина Корзик.
Оставить сообщение: