Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 19.04 | 81.14 | 0.88 |
▲ | EUR | 19.04 | 92.22 | 1.03 |
НИ К ЧЕМУ НЕ ПРИУЧЕННЫЕ, НИЧЕМУ НЕ НАУЧЕННЫЕ
Ни для кого не секрет, что детские дома, особенно крупные, выпускали в жизнь не адаптированных к жизни людей, неспособных принимать самостоятельные решения, бороться с трудностями, обустраивать свой быт. В детском доме для них были созданы тепличные условия, которых нет за стенами государственного учреждения. Их вкусно кормили, хорошо одевали, создавали все условия для интересного досуга, но не готовили к жизни в социуме.
Выпускник детдома не умел воспринимать себя индивидуально — он всегда был частью коллектива. Неудивительно, что лишь единицы из вышедших в свободное плаванье детдомовцев заводят семьи, получают достойное образование, работают и умеют правильно распорядиться предоставляемыми им льготами. Остальные предпочитают вести асоциальный образ жизни, пополняя теперь уже своими детьми государственные учреждения, спиваются, становятся наркоманами. По статистике больше 30 процентов выпускников детдомов не доживают до 25 лет. Осуждать их за это? Нет, скорее всего, надо пожалеть, ведь после выхода из детского дома ребята остаются один на один с реальностью, которую не знают. Вот почему в последние годы государство стало активно поддерживать в российском обществе приоритет семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: всё больше «государственных» детей обретают приёмных мам и пап.
ДЛЯ КАЖДОЙ СЕМЬИ — ОТДЕЛЬНАЯ «КВАРТИРА»
Логично, что результатом более лояльного отношения общества к социальным сиротам стало сокращение количества детских домов: одни уплотнялись, другие закрывались. Только за четыре последних года в России было ликвидировано 120 детских домов. Уже несколько лет нет Первомайского и Новиковского детских домов. В Асиновском, где к началу 2000-х проживало более 100 детей, сейчас остался всего 41 ребёнок. Только за 2014 год 16 ребят переехали в приёмные семьи, 5 вернулись в кровные. В этом году ещё пять детей обрели другую семью. Всего за время существования Асиновского детского дома 95 девчонок и мальчишек были взяты приёмными родителями, 59 усыновлены, 25 взяты под опеку и 31 ребёнок возвращён в кровную семью.
О необходимости преобразований в системе воспитания социального сиротства говорили уже давно. Первой ласточкой в 1990 году стал Санкт-Петербургский проект городского дома ребёнка №13 «Как дома». Потом появилось много детских домов семейного типа, накопивших богатый опыт социализации ребёнка. Однако потребовалось много лет, чтобы он был признан на государственном уровне. Постановление правительства №481, реализация которого началась с 1 сентября этого года, как раз и направлено на то, чтобы дети, воспитывающиеся в детском доме, привыкали жить в семейных условиях и приобретали необходимые навыки.
— В соответствии с постановлением, количество детей в группе должно быть приближено к количеству человек в семье: для детей до четырёх лет — до шести человек, для более старших — до восьми, — говорит директор Асиновского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Ольга Ивановна Пичуева. — В нашем учреждении создано шесть таких групп. Официально установлены такие требования: если дети являются членами одной семьи или находятся в родственных отношениях, то они должны быть определены в одну воспитательную группу независимо от возраста. Надо сказать, что у нас и прежде так было. Мы всегда придерживались позиции, что дети из одной семьи должны жить вместе. Наши воспитанники учатся в общеобразовательной школе №5 вместе с «домашними» детьми. Они общаются, дружат, ходят в гости друг к другу. Это также способствует адаптации.
Во время летних каникул мы полностью переоборудовали жилую зону. Для каждой семейной группы выделено три комнаты: две занимают спальни, ещё одна разделена на буфетную и место для самоподготовки. Получается, что на каждую семью приходится полноценная трёхкомнатная квартира. В кухни были приобретены холодильники, микроволновки, чайники, электроплиты, кухонная утварь, кухонные гарнитуры. Специально проведено водоснабжение для моек. В будущем в каждой семье ещё появится стиральная машинка.
УЧАТСЯ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ
В маленьких детских домах, таких, как Асиновский, создать атмосферу домашней обстановки проще. Здесь и прежде все жили как одна семья. Однако разделение на группы уже за полтора месяца дало свои пока небольшие, но положительные результаты.
— Детям очень нравится, что теперь у них есть свой «дом», пусть даже и не совсем настоящий, — говорит воспитатель Анна Ивановна Арефьева. — По моим наблюдениям, ребятишки стали дружнее, отношения между ними — теплее. Мы можем своей группой сесть за стол и попить чаю, когда захотим. Специально для праздников, которые проводим внутри нашей семьи, сшили красивую скатерть. Бывает, устраиваем ужин при свечах и говорим по душам. Такая уединённая атмосфера помогает детям быть ближе не только между собой, но и со взрослыми. Для воспитателей очень удобно, что теперь уроки вся группа делает в одной комнате: не нужно бегать по этажу от одного ребёнка к другому.
Дети отметили, что им нравится учиться быть самостоятельными. Например, обед из столовой приносят в 14 часов. В это время не все ещё возвращаются из школы. Для задержавшихся еду убирают в холодильник, и они потом её самостоятельно разогревают. Все за собой моют посуду. Это занятие особенно почему-то нравится мальчишкам. Ребята стали более аккуратными и бережливыми по отношению к имуществу. С помощью воспитателей выращивают комнатные цветы, за которыми учатся ухаживать. Каждую «квартиру» оформляют по своему усмотрению. Кому-то больше по душе картины, кому-то аппликации.
Огромную радость вызывают у воспитанников хлопоты на кухне. Некоторые группы уже сделали первые попытки самостоятельного приготовления пищи. Ребята учились правильно нарезать овощи для салатов, пекли кабачковые оладьи, блины, жарили картошку. В дальнейшем, по словам воспитателей, такие «уроки» станут регулярными, ведь детям необходимо получать навыки самообслуживания.
И всё-таки никакие преобразования не заменят детям настоящую семью: назови государственное учреждение детским домом или центром помощи детям, суть его от этого изменится ненамного. Детям нужна настоящая семья с мамой, папой, братьями и сёстрами, с общими радостями и трудностями. На настоящих родственников надежды мало: руководство Асиновского центра обратилось недавно к близким всех детей с предложением о возвращении детей в кровные семьи, но никто не не захотел взять на себя такую ответственность. Спасибо неравнодушным людям, которые принимают на себя заботу о «государственных» детях. Именно на них прежде всего и рассчитывают сотрудники Центра, всегда готовые оказать поддержку приёмным семьям.
Валентина Субботина.
Оставить сообщение: