Валюта Дата знач. изм.
USD 04.04 84.38 0.17
EUR 04.04 93.16 1.96

«Наша Таня лучше всех», — говорят о продавце Ягодного сельпо Татьяне Анатольевне Канининой жители Цветковки

06:00 20.10.2016
«Наша Таня лучше всех», — говорят о продавце Ягодного сельпо Татьяне Анатольевне Канининой жители Цветковки

ДО НАЧАЛА ТОРГОВЛИ НАДО ПЕЧКУ ПРОТОПИТЬ

Пасмурное осеннее утро. Наш неблизкий путь лежит в далёкую деревню Цветковку, что находится на границе Асиновского и Томского районов в восьми километрах от трассы Асино — Томск. За окном мелькает серый пейзаж с опустевшими полями и прозрачным лесом. Невольно приходят на ум есенинские строки: «Нивы сжаты, рощи голы…» Цветковка встретила нас не менее печальным видом: пустующими домами, стоящими без окон, без дверей, остовом бывшего Дома культуры. Магазин в таком унылом окружении нашли сразу. Татьяна Канинина уже на работе. Она хоть и начинает торговлю в десять утра, но приходит к девяти.

— Надо хоть немного протопить печку, — поясняет мне. — В кирпичном здании очень холодно.

— И давно вы здесь работаете?

— В июле четыре года исполнилось, — отвечает она. — Я выросла здесь, закончила школу, потом — лесотехникум в Томске. Долгое время жила в областном центре. Работала всё время в торговле. Была продавцом, администратором в сетевых супермаркетах, управляющей. Когда пять лет назад сильно заболела мама, вернулась в Цветковку. К сожалению, мама умерла, а я так и не уехала в Томск. Не смогла оставить в одиночестве отца.

Пока Татьяна растапливает печь, я осматриваюсь. В помещении очень чисто и уютно, всё на витринах аккуратно выложено, нигде ни пылинки. Есть лавочка и стулья, чтобы покупатели смогли посидеть, поговорить или посмотреть телевизор, который здесь имеется. Ассортимент товаров вполне приличный. Есть всё необходимое. Кроме продуктов, продаются и промтовары: порошки, шампуни, одеяла, подушки, оцинкованные вёдра и тазы. Замечаю отдельную полку с канцелярией и детскими вещами.

— А здесь есть семьи с детьми? — интересуюсь я у Татьяны, которая уже подкладывает в разгоревшуюся, пышущую жаром топку следующую порцию дров.

— Немного, но есть, — рассказывает она. — В школу в Ягодное, где и мой сын Данил учится, каждый день ходит автобус. Человек пятнадцать возит. Есть и малыши. Поэтому завозим и ручки, и тетради, и игрушки, и детскую одежду. Не каждый родитель имеет возможность съездить в Асино или Томск.

 

В МАГАЗИН — ЗА ОБЩЕНИЕМ

Надев униформу, Татьяна в 10-00 открывает магазин и встаёт за прилавок. А вот и первые покупатели: местные женщины пришли за продуктами.

— Здравствуй, Танюша, — по-дружески приветствуют они молодую продавщицу. — Нам бы лапши, чая, печенья и ещё порошка стирального.

Покупательницы, рассчитавшись, отходят в сторону, чтобы поделиться новостями, обсудить деревенские дела. Они бы и с продавцом поболтали, но меня явно стесняются.

— Для наших жителей магазин — не только место, где можно что-то купить, но и просто поговорить, — улыбается Татьяна. — У кого-то корова отелилась, у кого-то внучка заболела, у кого-то сено не убрано осталось. У всех свои проблемы. И каждого нужно выслушать, найти слова поддержки. Я понимаю, что наши пенсионеры нуждаются в этом, ведь большинство живут в одиночку и «разговаривают» дома только с телевизором. Вот и идут сюда за живым общением.

 

ЗДЕСЬ ВСЁ РОДНОЕ

Работы в деревне никакой нет. Есть, правда, пилорама, но там трудятся единицы. В основном цветковцы трудоспособного возраста ездят на заработки в город или на вахту. Остальные жители деревни — пенсионеры. Татьяне, как она считает, повезло: освободилось место продавца, а магазин — напротив дома. Так и осталась в родной Цветковке.

— С одной стороны, жаль, что уехала из Томска, а с другой — есть работа, жильё, держим много скотины. Как говорится, где родилась, там и пригодилась. Люди здесь хорошие, родные, я с детства всех знаю. Меня многие мои друзья, которые приезжают в гости, не понимают. А мне здесь хорошо.

— Ой, Танечка, продай-ка мне шесть кило цемента, — перебила наш разговор вошедшая в магазин женщина.

Татьяна обслужила покупательницу и вновь вернулась ко мне. Увидев вопрос в моих глазах, пояснила:

— Да, и цементом торгуем. Чего только я не заказываю. Сетку-рабицу возим, ДВП, поликарбонат, ванны железные, комбикорм. Наши бабушки и дедушки — люди хозяйственные, но им не под силу в город мотаться. А так я закажу, а они заберут. И людям удобно, и сельпо выручка.

Когда помещение магазина опустело, у Татьяны выдалась свободная минута. Можно было бы и отдохнуть, но у продавца есть и другие обязанности — подписать и наклеить ценники на поступивший товар, посчитать фактуры, сделать отчёт, составить заявку.

— Отруби и комбикорм нужны, — диктует она по телефону. — Колбаса ещё есть. Ещё бы лапши и сигарет. Кофе баночек пять, из промтоваров — жидкое мыло, порошок, отбеливатель и освежитель.

Остались лишь воспоминания...

Дверь магазина снова открылась, впустив очередную покупательницу, которая пришла за посудомоечным жидким средством. Татьяна, оставив свои бумаги, обслужила женщину, потом вернулась к фактурам, а я пообщалась с покупательницей.

— Наша Таня лучше всех, — заявила Наталья Семёновна Малышева. — Она отзывчивая, добрая, все наши просьбы выполняет. Нам ни за чем далеко ездить не приходится. Знаем, что Танюша всё для нас закажет.

Её поддержала и зашедшая «на огонёк» художественный руководитель местного Центра досуга Надежда Николаевна Пронина.

— Мы в магазин идём, как к себе домой, знаем, что здесь всегда нас приветливо встретят, поговорят и иногда даже чаем напоят. Честно сказать, это то место, где чаще всего могут пообщаться односельчане. Без магазина в деревне вообще жизнь замрёт.

Помимо торговой точки, в Цветковке есть клуб, который в прошлом году отремонтировали, и новый фельдшерский пункт. Находятся эти два социально значимых объекта в одном двухквартирнике.

— Раньше у нас всё было, — предалась воспоминаниям продавец, услышав наш разговор с Надеждой. — Деревня строилась, были большой совхоз, Дом культуры огромный, детский сад. А какая школа… Помню, в зале стоял белый рояль, а на стенах в коридорах висели картины, написанные маслом местным художником. В живом уголке жили ёжики, попугаи, канарейки, хомячки. Последний раз мы собирались на вечер встречи в школе в 2000 году, но тогда она уже не работала. А сейчас от неё ничего не осталось.

 

ЗАВТРА БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ

Так за разговорами время приблизилось к обеду. Перерыв у Татьяны Анатольевны по расписанию с часу до трёх, но воспользоваться им не удалось. По понедельникам, средам и пятницам как раз в это время обычно привозят товар. Подъехавшая машина нарушила тишину цветковских улиц, а магазин вскоре наполнился ароматом свежего хлеба и булочек. После обеда ещё несколько жителей деревни пришли за хлебом. Всего за день, как пояснила Татьяна, её магазин посещают до 20 человек. Для Цветковки это нормально. В дачный период людей намного больше. Предпочитают здесь отдыхать томичи и северчане. Многие заезжают ранней весной, а уезжают только сейчас, когда земля покрывается снегом.

Выходной у Татьяны — вторник. Но ей всё равно приходится идти в магазин, чтобы протопить печь. Иначе, особенно в зимние холода, может перемёрзнуть отопление, да и товар некоторый испортится. Ремонтом тоже занимается сама. Нынче пришлось на сутки закрыть магазин, чтобы побелить и покрасить. Больше нельзя — люди без продуктов останутся. Руководство сельпо поддерживает добросовестного, ответственного продавца в её стремлении своевременно завозить пользующийся спросом товар, следить за состоянием здания. В прошлом году, например, установили новые современные двери, пластиковые окна. Нынче поставили забор из металлопрофиля, крышу перекрыли. На следующий год обещали линолеум постелить. В общем, вид у магазина вполне приличный.

Мы ещё много разговаривали с Татьяной Анатольевной о деревне, о её работе, о плюсах и минусах сельской жизни. К концу рабочего дня она навела в торговом зале порядок: вымыла полы, протёрла полки и засобиралась домой. В шесть часов её рабочий день заканчивается. В это время на четырёх улицах Цветковки не было ни души, и лишь в немногочисленных домах светились окна и топились печи.

— Вот так и живу: днём — магазином, вечером — домом, — подвела она итог очередному дню. — Сейчас приду, затоплю печь, сварю ужин, накормлю своих домочадцев, потом — в стайку кормить скот и убираться. А ещё надо воды натаскать, дома убрать, постирать, с сыном уроки сделать. Лягу только за полночь. Завтра будут новый день и новые заботы...

Валентина СУББОТИНА.

89847

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы