Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 04.04 | 84.38 | 0.17 |
▼ | EUR | 04.04 | 93.16 | 1.96 |
СВЁЛ СЛУЧАЙ
В 2007 году Юрий Грязнов работал в Михайловской школе преподавателем физической культуры. В тот период учебное заведение выиграло грант Всероссийского национального проекта «Образование». Полученные деньги необходимо было направить на обучение и повышение профессионального уровня педагогов.
— Кому-то надо было ехать в Москву на курсы, — вспоминает Юрий Алексеевич. — Но женщины не соглашались: не на кого было оставить детей и хозяйство. Поэтому откомандировали меня и учителя физики и информатики Сергея Николаевича Абрамова.
Юрий Алексеевич знал, что в Подмосковье близ Калуги живёт его дядя, с которым виделся только в детстве. Александр Иванович Грязнов, родной брат отца Юрия, учился в Тимирязевской академии на агронома, но потом кардинально изменил свою жизнь и принял решение служить церкви. Пути братьев разошлись. Александр остался в Москве, а Алексей после окончания института по направлению поехал в Сибирь, в Томскую область. С тех пор поддерживали связь только через переписку.
Юрий с дядей не общался, потому что не помнил его. Их последняя встреча произошла, когда Юра был совсем маленьким: Александр Иванович крестил его. И вот спустя много лет решил повидаться с родственником. Узнал, что тот имеет высокий сан, служит архиепископом в Калуге и зовут его теперь владыка Георгий. Нашёл телефон, созвонился. Дядя с радостью пригласил племянника и его коллегу к себе.
— Нас встречали в трапезной духовной семинарии. Поразили её богатое убранство и тёплый приём. Дядя оказался очень простым в общении человеком, — рассказал мужчина. — На следующий день Сергей отправился по своим делам, а я напросился ещё побыть с владыкой Георгием. Нам удалось о многом поговорить, посмотреть Калугу с её многочисленными храмами.
Домой в Михайловку Юрий вернулся с иконами, подаренными дядей. А через полгода они вновь встретились. По приглашению архиепископа Юрий со своим зятем побывал в Оптиной пустыни. Там они приложились к мощам святых, осмотрели хозяйственный блок, где особенно поразила конюшня с породистыми лошадьми. Посчастливилось нашим землякам даже трапезничать за одним столом с митрополитом Климентом. Посетили они и Сергиев Посад. Впечатлений осталось море! Но главные воспоминания, как признаётся Юрий Алексеевич, всё же были связаны с беседами, которые они вели. После них он многое переосмыслил в своей жизни. Таких встреч было пять, и каждая отпечаталась в памяти навсегда.
ИКОНЫ ВЁЗ В ЧЕМОДАНАХ
В 2011 году владыки Георгия не стало. Племянник оказался его единственным наследником: ему в собственность перешли квартира в Сергиевом Посаде и все личные вещи архиепископа. Многие из них Юрий передал в музей Московской духовной семинарии, где и сейчас есть отдельный стенд, посвящённый его дяде. Себе оставил лишь малую часть реликвий как память. Что-то отправил домой по почте, что-то привёз в чемоданах. Конечно, в первую очередь это были иконы. Среди них немало старинных, созданных два-три века назад. Есть иконы, написанные и в более поздние периоды. Например, икона святой Матроны Московской. Она уникальна тем, что к образу прикреплена небольшая частица мощей святой, которые, как считается, имеют чудодейственную силу. Эти и некоторые другие иконы Юрий Алексеевич часто даёт в пользование Зырянскому храму, когда отец Алексей ведёт праздничные богослужения. Есть и редкая святыня — лик Калужской Божией Матери. В основном её изображают с младенцем на руках, но в варианте, который хранится у Грязнова, в её руках — книга. Имеется икона с изображением Иоанна Богослова, рукописная копия рублёвской «Троицы», лик Николая Чудотворца и очень почитаемый среди христиан образок — Господь Вседержитель.
— Не могу сказать, что я очень верующий и отношусь к каждой иконе с благоговением. Поэтому часть из них передал в наш местный храм, — признаётся мужчина. — Какие-то подарил родным и знакомым. Мне даже от этого на душе легко, что через меня люди приобщаются к вере. У моих детей Алексея и Анны тоже есть иконы, которые теперь стали семейными реликвиями. Редкие и ценные экземпляры попали в частные коллекции.
НАСЛЕДСТВО АРХИЕПИСКОПА
Кроме икон, архиепископ оставил в наследство племяннику священные книги. Самая ценная из них — Евангелие в бархатном переплёте, украшенное металлическим окладом. На титульном листе — автографы митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и известных епископов. Надпись на Евангелии гласит: «Сие Святое Евангелие было возложено на главу архимандрита Георгия (Грязнова) при поставлении его во епископы Челябинского и Златоустского 23 апреля 1989 года в Вербное воскресение в Богоявленском Патриаршем Соборе». Есть у Юрия ещё Библия в тяжёлом кожаном переплёте с золотым тиснением. Это подарочное издание русской православной Церкви.
В отдельном сундучке хранятся наперсные кресты архиепископа. Все они разные, надевал их владыка соответственно конкретному случаю.
— Один наперсный крест я отдал нашему отцу Алексею. Он с благоговением относится к нему, зная, что прежде тот принадлежал такому великому человеку, как мой дядя, — поведал Юрий Алексеевич. — Однажды к нам на службу приехал архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Увидев этот крест, поинтересовался у батюшки, откуда он. Тот рассказал. Выяснилось, что Ростислав был учеником владыки Георгия и спустя много лет узнал его крест. Действительно земля круглая!
Частью домашней коллекции являются панагии — отличительные нагрудные знаки архиепископа округлой формы, которые являются символами высшей власти в церкви. В шкатулке поменьше находятся маленькие нательные крестики, разные чётки, значки Московской духовной семинарии и многое другое.
Сам Юрий Алексеевич в храм ходит нечасто, предпочитает посещать томские церкви вместе с детьми и внучкой. Считает, что главная вера — в душе.
ФОТОАППАРАТЫ В ПРИДАЧУ
В память об архиепископе Георгии Юрий Алексеевич привёз и мирские вещи. Это десяток плёночных фотоаппаратов. Их было гораздо больше, но более двадцати штук новый владелец оставил в музее семинарии.
— Дядя в молодости увлекался фотоделом. После его смерти в квартире я обнаружил много фотографий, которые также отдал в музей. Себе взял только те снимки, на которых запечатлён он сам, — показывает мне свои семейные сокровища собеседник.
Среди аппаратуры — один из первых «ФЭДов», которые были популярны и производились в Харькове вплоть до 1996 года, несколько штук «Киева» разных лет выпуска, уникальный гэдэ-эровский Praktica. Фотоаппарат этой фирмы, отличавшийся высоким качеством, первым из камер побывал в космосе. Имеются и более компактные экземпляры, относящиеся уже к концу 20 века: импортный «Никон», ленинградские «Ломо» и «Селена», белорусский «Эликон-535». Все модели в отличном состоянии, в оригинальных чехлах.
— Если бы не моя командировка, я бы никогда не узнал этого прекрасного и светлого человека. Сейчас понимаю, что ничего в нашей жизни не происходит случайно. Значит, так было угодно Богу. После общения с владыкой Георгием я многое начал понимать иначе, ценить каждый миг, подаренный судьбой. Стал более мудрым, обрёл душевное равновесие. Я очень рад, что он был в моей судьбе. А наследство — это лишь вещи, к которым я отношусь как ко всему бренному и которые мне напоминают о близком человеке. Важнее, какой след он оставил в моём сердце, — подытожил Юрий Грязнов.
Валентина СУББОТИНА.
Оставить сообщение: