Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Пришла беда — открывай ворота
Написать о Нине Ивановне Неумержицкой предложили работники культуры, которые недавно навестили свою бывшую коллегу, чтобы поздравить её с восьмидесятилетним юбилеем. Зная, как много горя свалилось на эту женщину за последние пять лет: тяжёлый инсульт, смерть любимой дочери, ампутация ноги — последствие сахарного диабета, ещё более подкосивший здоровье коронавирус, — я сильно сомневалась, что ещё недавно полная сил Нина Ивановна, семнадцать лет возглавлявшая совет ветеранов Ягодного поселения, а сейчас лишившаяся возможности самостоятельно ходить, согласится на встречу с журналистом. Внимание прессы на самом деле женщину смутило и взволновало, но всё-таки мы договорились о встрече. А когда в назначенный час я подъехала к её дому в Ягодном, дверь мне, увы, никто не открыл. «Передумала», — расстроилась я. В этот момент со стороны улицы меня окликнула Жанна Григорьевна Жигульская — местная общественница: «Ждёт вас Нина Ивановна, только двери сама открыть не может — меня отправила». С Ниной Ивановной их связывают не только соседские отношения, но и многолетняя дружба.
— Познакомилась я с Ниной в 1991 году, когда приехала в Ягодное на свадьбу дочери, — рассказала мне. — Она тогда была заведующей столовой, где проходило торжество. Всё было организовано на высшем уровне. А в 2001 году мы с супругом переехали сюда, и Нина Ивановна пригласила меня в хор ветеранов «Сударыня», которым руководила. Вместе готовили концертные программы и гастролировали по области. Всегда возвращались с дипломами и грантами. Вы беседуйте, а я варенье варить побегу, — заторопилась домой, оставив нас наедине.
Приехала погостить и осталась
О том, что Нина Ивановна родом из Мордовии и приехала в Сибирь следом за двумя старшими сёстрами, я знала ещё до встречи с ней. Накануне наводила порядок в редакционном шкафу и наткнулась на книгу «Села родного отражение», изданную к столетию Ягодного. В ней и обнаружила две страницы, посвящённые Неумержицкой. Приведу часть текста: «В далёком 1962 году Нина планировала недолго погостить у сестры Марии в Ягодном, получившей туда направление по окончании Саранского педагогического института, а потом обосноваться в Томске у сестры Клавдии, которая уже подыскала ей работу. Надо сказать, что Нина ещё со школьных лет любила организовывать различные мероприятия, вечера, поэтому у себя на родине поступила в культпросветучилище, но не окончила его. Каким-то образом секретарь парторганизации колхоза имени Кирова Пётр Поликарпович Суворов прознал о способностях приезжей девушки и такой шанс упустить не мог. Давно он уже подыскивал в клуб специалиста, а тут такая удача. Он сумел уговорить Нину временно принять учреждение...» Когда я ей об этом факте напомнила, Нина Ивановна скромно заметила: «Ничего героического в своей жизни я не сделала. Как и другие сельские женщины, много работала, хозяйство держала, детей растила, мужа любила...»
Николая Неумержицкого она встретила здесь, в Ягодном. Когда Нина приехала в село, молодой тракторист буквально «прописался» в клубе, где она работала. Влюбившись с первого взгляда, не отступился, пока не добился руки девушки. Супруги до самой кончины Николая Антоновича делили горести и радости, родили двоих детей и всячески поддерживали друг друга.
— Коля был замечательным гармонистом, поэтому постоянно помогал мне в проведении танцев в клубе. Вместе со мной рисовал плакаты к праздникам. Когда я в разные годы работала библиотекарем, заведующей столовой, директором ДК, главой Ягодного поселения, был мне добровольным помощником, — вспоминала вдова.
С таким руководителем не пропадёшь!
Я удивилась, услышав, на каких разных должностях успела за свою жизнь поработать Нина Ивановна.
— Думаете, я по доброй воле с одного места на другое уходила? — улыбнулась в ответ моя собеседница. — Как только появлялась брешь в профессиональных кадрах, руководители совхоза Пётр Афанасьевич Артёмов и Анатолий Васильевич Филиппов тут же обращались ко мне. Хотите, подробней одну историю расскажу? При Артёмове у нас в поселении началось активное строительство, которое при Филиппове ещё более ударно продолжилось. Благодаря прогрессивным методам управления крепло и развивалось не только предприятие, но и всё село. Привели в порядок дороги, построили общественную баню с бассейном и сауной, детский сад, благоустроенные пятиэтажки, здание администрации, столовую. Как-то после отдыха в санатории я решила заглянуть в совхозную контору, чтобы узнать о произошедших в моё отсутствие новостях. Тут-то секретарша и огорошила: «На последнем голосовании правления решили назначить тебя заведующей столовой, так что Филиппов ждёт не дождётся, когда ты из отпуска выйдешь». Я так не хотела из библиотеки уходить, где после клуба несколько лет проработала, что «спряталась» у родственников на Алтае, благо, что ещё неделя отпуска оставалась. Надеялась, что, когда вернусь, нежеланное место уже не будет вакантно. Но Филиппов меня ждал. В общем, уговорил, и я три с половиной года заведовала большой современной столовой. Так как тяга к культуре продолжала во мне жить, то часто организовывала всевозможные праздники и проводила весёлые деревенские свадьбы. Быстро освоилась и даже полюбила эту работу, но у Филиппова и районного руководства возникла другая идея — назначить меня директором ДК.
Кинули на новую амбразуру
Вместо старого деревянного клуба совхоз построил в Ягодном каменное здание. Филиппов пригласил Нину Ивановну на экскурсию и заявил: «Бери под своё руководство!» Та категорически отказалась. Оно и понятно: на страну как раз обрушилась перестройка. И Нина Ивановна, и Анатолий Васильевич были людьми упрямыми: ни тот, ни другой не хотел уступать. Филиппов решил пойти на крайнюю меру. Он просто взял и сократил должность заведующей столовой, и Нина Ивановна осталась без работы.
Подвёл черту противостоянию муж Неумержицкой: «Иди принимай клуб — не отстанут!» К тому времени Нина Ивановна была уже трижды бабушкой. Пожертвовав заботой о внуках, она согласилась и, проявив свойственный её характеру интерес к новому делу и великолепные организаторские способности, почти девять лет вела сельский корабль культуры по правильному курсу. Пришлось не один месяц помотаться по разным городам, чтобы в условиях тотального дефицита приобрести кресла, осветительные приборы, «одежду» сцены, музыкальные инструменты, сшить костюмы для артистов... Параллельно подбирала коллектив. В феврале 1988 года состоялось торжественное открытие ДК, где появились вокальный ансамбль, хор ветеранов, хореографический и театральный коллективы, работали многочисленные кружки и клубы по интересам, демонстрировались кинофильмы.
Глава с характером
За год до пенсии Нине Ивановне пришлось взвалить на себя ещё одну ношу. В 1996-м односельчане не видели другой кандидатуры, кто бы мог в то трудное время обеспечить стабильную работу сельской администрации. Страна переживала большие трудности: безработицу, безденежье, недофинансирование бюджетной сферы. Их пришлось сполна испытать ставшей главой поселения Неумержицкой.
— На том, чтобы я возглавила поселение, настаивала Татьяна Васильевна Юрьева, которая несколько лет руководила совхозом, а позже — Ягодненской ассоциацией фермеров. Перед главой района Юрием Домничем она поставила условие: «Буду работать только в тандеме с Неумержицкой», а мне пообещала всестороннюю поддержку. Слово своё сдержала. В то время было не до революционных планов — мы просто пытались выжить. Искали деньги на выплату заработной платы, текущий ремонт школ, детского сада, медпункта, клубов, водопроводных сетей и котельного оборудования.
По признанию моей собеседницы, с пришедшим на смену Домничу Валентином Николаевичем Кольцовым отношения не заладились. На одной из планёрок, где присутствовали все руководители сельских поселений, между ними произошёл конфликт. Нина Ивановна посчитала несправедливыми слова главы района, сказанные в её адрес, и в тот же день написала заявление об увольнении, но положенные по закону две недели отработала.
В то время по счастливой случайности Неумержицкая и Юрьева разжились краской, лаком и белилами. Привезли целую машину и распределили по учреждениям поселения. Кольцов, предпринявший вояж по деревням, удивился: в других поселениях от безденежья плесенью всё поросло, а здесь куда ни глянь, ремонт идёт. Смягчившись, предложил Нине Ивановне: «Может, останешься?» Но та своих решений менять не привыкла. Наутро управделами районной администрации привезла ей трудовую книжку и сказала много приятных слов. Сильная женщина, проработавшая в должности главы поселения три с половиной года, впервые при всех расплакалась…
И вновь продолжается бой...
Бразды правления поселением принял зять Нины Ивановны — Николай Данильчук. Избранный уже всенародным голосованием, руководил несколько сроков. А Нина Ивановна с головой ушла в новую работу — возглавила местный совет ветеранов. Члены совета, заручившись помощью сельской администрации, поддерживали нуждающихся стариков, навещали и поздравляли с праздниками ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, проводили в селе разнообразные мероприятия и даже наладили выпуск ежемесячной газеты «Наша жизнь».
За свою трудовую деятельность Нина Ивановна была отмечена многочисленными грамотами, медалью «Ветеран труда», почётным знаком Всероссийской организации ветеранов и другими поощрениями.
— Можно, я ещё слово вставлю, — напомнила о себе вернувшаяся Жанна Григорьевна. — Нина Ивановна у нас очень богатая: у неё восемь правнуков! Она может гордиться всеми своими потомками, которые выросли не без её участия достойными, образованными и порядочными людьми. Любит всех, за каждого переживает, а они — за неё.
И правда, телефон не умолкал ни на минуту: звонили и родные, и члены совета ветеранов, и просто знакомые. Впрочем, это всё — заочное внимание, а Нина Ивановна сейчас нуждается в постоянной помощи. Сын Анатолий уже давно зовёт маму переехать к себе, но та категорически отказывается. «Не была и не буду никому обузой!» — твёрдо заявляет она, поручая бытовые дела социальному работнику. Характер у Нины Ивановны остался прежним — неподдающимся. «Я не из тех, кто сдаётся!» — говорит она.
Екатерина КОРЗИК
На фото: Нину Ивановну Неумержицкую (справа) часто навещает её соседка и подруга Жанна Григорьевна Жигульская.
Оставить сообщение: