Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Николай Лихачёв называет себя свободным художником. В свои сорок пять попробовал себя во многих сферах деятельности, но ни на одной надолго не остановился. Сегодня зарабатывает берестой, а рисует для души, и не только карикатуры и дружеские шаржи. В его домашней коллекции — портреты, натюрморты, авторские копии, пейзажи, нарисованные в разные годы жизни. Не сохранились разве только детские рисунки, хотя карандашом и красками он неплохо владел, ещё будучи учеником школы №2. Как-то в младших классах на уроке литературы Коля изобразил в самом углу парты мясистую, блестящую муху. Она получилась настолько натуральной, что учительница, проходившая между рядами, попыталась прихлопнуть её учебником. Когда поняла, что насекомое ненастоящее, оставила проказника после уроков и заставила отмывать его художество, а заодно и все остальные столы. В отместку обиженный мальчишка на откидной стороне своей парты вырезал ножичком копию портрета Лермонтова, что висел в кабинете. Мыло и щётка в этом случае были бессильны, поэтому изображение знаменитого поэта просуществовало вплоть до утилизации старой мебели.
Запомнилась Николаю и история, произошедшая однажды на уроке рисования, когда он умудрился нарисовать заданный натюрморт не только в своём альбоме, но и в альбомах одноклассников. Учительница, конечно, быстро поняла, что все рисунки выполнены рукой одного автора, и в назидание всем поставила «пятёрки», а ему — «четыре».
Желание рисовать никогда не покидало Николая, поэтому рисунки красовались во всех его тетрадках. В старших классах узнал, что рисованием можно заработать. Друзья-товарищи во время драки сломали гитару, и, оторвав заднюю уцелевшую стенку, он изобразил на рельефном отрезке обнажённую девушку в розах и покрыл картину лаком. В тот же вечер произведение было продано за три рубля какому-то знакомому.
Чем бы ни занимался по жизни Лихачёв, он всегда находил повод для творчества. Окончив приборостроительный техникум, некоторое время работал в ВЭС. Когда на предприятии переоборудовали старую кочегарку в столовую, он предложил расписать внутренние стены и по всему периметру изобразил 9 копий картин знаменитых художников. Но доставлявшая удовольствие работа, закончилась, и вновь пришлось заниматься нелюбимым делом. В какой-то момент ему всё надоело, и мужчина, уже имевший семью, круто изменил свою жизнь. Решение созрело внезапно. Проснувшись утром, он заявил молодой супруге, что отправляется в Ленинград поступать в Академию изящных искусств. Та сочла это шуткой и спокойно отправилась на работу, а Николай... в аэропорт.
— Четыре часа на самолёте — и я оказался в северной столице. Нашёл академию, а там абитуриентов видимо-невидимо. Все со своими работами, а у меня нет ничего, — вспоминает мой собеседник. — В общем, приобрёл в ларьке школьный альбом и за несколько часов нарисовал встретившуюся на улице бабульку, памятник какой-то и вернулся обратно в академию. Сел на лестнице и довожу свои наброски до ума. Смотрю, по ступенькам какой-то старичок спускается. Взглянул он на моё художество и спрашивает, на какой факультет я собираюсь поступать. А я, как та Фрося Бурлакова, отвечаю: «Ну это, рисовать». Он заулыбался: «Молодой человек, здесь везде рисовать, направление какое?» — «Ну чтобы как Репин», — совсем насмешил я старика. «Это графика и станковая живопись», — пояснил незнакомец, оказавшийся профессором. Комиссии мои работы понравились, но среди них не было картин маслом. Несмотря на это, когда выяснили, что я обычный самоучка, не посещавший даже художественный кружок в Доме пионеров, допустили до экзаменов.
Учёба приносила Николаю знания, которых ему не хватало, но давалась непросто. Вспоминает, как с непривычки уставала и подрагивала рука, поэтому мелкие детали никак не получались.
— Проходивший мимо педагог посоветовал: «Ты что мучаешься, возьми муштабель». Знать бы ещё, что это такое! Спасибо, сокурсница подсказала.
Отучившись ровно год и сдав положенные экзамены, Николай вернулся домой в Асино. Чтобы подзаработать, устроился в Дом быта. Занимался оформлением всевозможных стендов для организаций и предприятий, расписывал стены в детских садах и школах, изготавливал свадебные и похоронные ленты. Платили неплохо, и он решил, что учёба подождёт. А потом пришла перестройка, а с ней безработица и другие проблемы. Зарабатывал в девяностые чем мог, тут уж было не до мечт, главное — выжить. В основном делал матрицы для берестяных изделий, по которым некоторые местные мастера работают до сих пор.
— Жалеете, что не продолжили учёбу? — спросила я.
— Скорее да, чем нет. Может, знаменитым художником и не стал бы, но смог бы преподавать: у нас в городе много талантливых ребят. А сейчас рисую для души. Походный блокнот всегда со мной. Рисую всё, что трогает за живое. К примеру, бомжа, спящего на лавочке у моего дома, или кота на стареньком заборе. Главное — вдохновение, а оно меня не покидает...
Екатерина Корзик.
Оставить сообщение: