Валюта Дата знач. изм.
USD 03.04 84.55 0.32
EUR 03.04 91.2 0.76

Не властно время над портретом

18:16 18.05.2024
Не властно время над портретом

– Это мой любимый папа, – объяснила хозяйка, одна из пяти дочерей фронтовика Григория Феофановича Ситникова. – Портрет этот имеет свою историю, да и жизнь моего отца – тоже интересная история.

 

Связал судьбу с армией

На долю Григория Ситникова, как и многих его сверстников, родившихся в начале прошлого века, выпали непростые и судьбоносные для страны исторические события: Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная... Его родители переехали из Курской губернии в Новосибирскую по столыпинской реформе. Рос Григорий в большой семье, где было семеро детей. Окончил всего четыре класса, уже в восемнадцать лет женился на шестнадцатилетней Марии Ивлевой. Отслужив срочную службу, прошёл обучение в школе командиров, где получил аттестат о семилетнем образовании.

Получив назначение на Дальний Восток в инженерно-сапёрные войска, привёз с собой семью, где уже росли две дочки. В 1939 году молодому офицеру довелось участвовать в финской кампании. О том периоде жизни отца Жанне Григорьевне мало известно, потому что он почти о нём не рассказывал. Вспоминать страшные годы Великой Отечественной войны тем более не любил, как все фронтовики, но о самых важных моментах дочь знает. Память о них хранят и семейные реликвии.

 

Вместо холста – солдатская портянка

В гарнизоне, где служил Ситников, готовили солдат для инженерно-сапёрных войск. Новобранцы в ускоренные сроки проходили курс молодого бойца, а потом их отправляли на фронт. Григорий Ситников сопровождал эшелоны с новобранцами до самой линии фронта. Куда и зачем едет, не распространялся, оберегая жену от лишних переживаний. Знал, что всякое может случиться, потому что в пути не раз попадал под обстрелы и бомбёжки. Именно в одной из таких командировок замкомбата Ситников познакомился с красноармейцем Ефимовым.

– Эшелон шёл на фронт. Молодые ребята в дороге развлекались, как могли. Кто играл на гармошке, кто песни пел. А один паренёк всё время рисовал. Отец спросил: «Можешь меня нарисовать?» Тот согласился, – рассказывает Жанна Григорьевна. – А на чём рисовать? Маленькие рисунки можно сделать на обрывках газет. А портрет? Тогда боец взял новую портянку и начал наносить штрихи обычным чёрным карандашом. Этот рисунок папа привёз из очередной командировки. Что стало с Ефимовым? Выжил он или нет? Никто не знает. К сожалению, даже его имя не известно. Только фамилия: художник оставил свой автограф в уголке картины.

Уже в мирное время этот портрет обретёт рамку. Её сделает учитель труда, тоже фронтовик Михаил Фёдорович Черепанов, друг семьи Жигульских. Удивительно, что до сих пор рисунок сохранился в первозданном виде. За все прошедшие десятилетия от ни разу не реставрировался.

 

Семью – к родителям, сам – на фронт

В начале сорок четвёртого, когда у Ситниковых родилась третья дочь, Жанна, Григория Феофановича отправили на фронт. Как оставить жену с детьми в гарнизоне, где нет родных?! Вот и решил перевезти семью к родителям. Дальневосточный воинский эшелон как раз следовал через Новосибирск.

– Отцу разрешили взять нас в офицерский вагон. Поначалу многие возмущались, что им, мол, и так тесно, но потом мужчины оттаяли. Дети скрашивали долгий путь: Тая читала стихи, Нэля танцевала. Ну а я спала на руках у мамы, – улыбается Жанна Григорьевна. – На станции Черепаново эшелон остановили ровно на одну минуту. Нас встречала бабушка Ефимия. Мама только успела передать ей меня, офицеры ссадили сестёр, а потом и мама спрыгнула с подножки вагона. Поезд поехал дальше, увозя от нас папу.

Командир 389 отдельного сапёрного батальона 222 стрелковой дивизии капитан Григорий Феофанович Ситников был направлен на Первый Белорусский фронт. Он часто писал письма жене. Одно из них сохранилось у моей собеседницы. Этот небольшой тетрадный листок, пожелтевший и истлевший от времени, Жанна Григорьевна тоже бережно хранит.

 

Верный ординарец

– В письме папа пишет о своём ординарце Иване Степановиче Липатове, который не один раз спасал ему жизнь:
«Я был на 99% на том свете, но меня спас мой боец, которого через пару дней будет знать вся наша страна. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Если удастся, то прочитай статью в «Красной Звезде» под заголовком «Он спас жизнь командира».

Верный ординарец Липатов был всегда рядом. Этот уральский парень богатырского телосложения стал для командира ангелом-хранителем. Батальон Ситникова возводил переправы через реки, обеспечивая дорогу войскам. В одном из боёв на переправе началась бомбёжка. Снаряд разорвался рядом с Григорием Феофановичем, и контуженного мужчину засыпало землёй в воронке от снаряда. Иван Липатов, который стал искать командира, когда всё стихло, заметил пряжку от портупеи и откопал его. Второй раз на переправе через реку Неман Григория отбросило взрывной волной прямо в реку.

– Папа так рассказывал про тот случай: «Понимаю, что иду ко дну, а плыть не могу. Ну, всё, думаю, каюк! Вдруг чья-то рука меня сильно схватила за волосы, и в тот момент я потерял сознание», – продолжает свой рассказ Жанна Григорьевна. – Очнулся папа уже в госпитале. Рядом был Липатов, который успокоил: «Товарищ капитан, всё хорошо, вас вчера немножко тряхнуло!» На самом деле у папы вновь была сильнейшая контузия.

После госпиталя Григория Ситникова назначили комендантом небольшого города в Польше, которую уже освободили наши войска. За советскими офицерами там охотились оставшиеся приверженцы фашистов. Однажды к капитану Ситникову подошёл на улице местный ксёндз и попросил зайти в костёл, где, якобы, устроили беспорядки местные жители. Тот, не задумываясь, пошёл, а ординарец приотстал. Но как только офицер переступил порог, двери захлопнулись, и из каждого угла стали выходить вооружённые поляки. Было ясно, что это ловушка. И тут сильный удар снёс двери с петель. В проёме стоял Иван Липатов с автоматом. Стрелять он не стал, уважая чужую религию и не смея проливать кровь в храме. Поляков арестовали и передали в военную комендатуру.

Вот так благодаря ординарцу Ивану Липатову командир трижды избежал смерти.

 

Когда закончилась война…

Победу Григорий Феофанович встретил со своим батальоном в Берлине. Но тогда война для него ещё не закончилась. До 1948 года капитан Ситников продолжал нести службу. За свой боевой путь Григорий Феофанович был награждён орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». Кроме них, Ситников имел много медалей за взятие различных городов и освобождение стран.

В 1949 году семья Ситниковых переехала из Сибири в тёплые края – в Казахстан. Но окунуться в мирную жизнь фронтовику довелось не сразу. И в послевоенные годы опытному сапёру вновь нашлось дело. В 1949-м произошло страшное землетрясение в Туркмении, которое принесло огромные разрушения и человеческие потери. Григорий Ситников был направлен в Ашхабад для ликвидации последствий стихийного бедствия. Военные работали днём и ночью, как на передовой, разбирая завалы, находя под обломками зданий живых и погибших людей.

Только в 1950 году Григорий Феофанович был демобилизован окончательно. Его трудовая деятельность была связана со свинцово-цинковой шахтой, где он работал взрывником. Из-за вредных условий труда вскоре получил профессиональное заболевание и вышел на пенсию по инвалидности. У супругов после войны родились ещё две дочки – Лариса и Мира. Отец очень любил своих девчонок, хотя всю жизнь мечтал о сыне.

– Папа умер в 1978 году в возрасте 67 лет. Дали знать о себе и ранения, и тяжёлый труд в шахте, – рассказала Жанна Григорьевна. – Я горжусь им, он всегда для меня был примером во всём. Активный, жизнерадостный, весёлый. Скорее всего, мой неугомонный характер – именно в него. А ещё он был творческим человеком. Писал стихи, особенно сатирические, на злобу дня. Но были и серьёзные – о жизни, о войне, о подвиге народа. Одно из них напечатано в книге «Вспоминая о былом», изданной Асиновским советом ветеранов.

О капитане Ситникове можно найти немало сведений на сайте «Память народа». А в памяти своих дочерей он навсегда останется живым и таким же молодым и красивым, как на портрете, нарисованном более восьмидесяти лет назад его фронтовым попутчиком, оказавшимся талантливым художником.

 

Мы помним вас, враги России,

С холодным сердцем палачи,

Как много раз вы заносили

Над Русью дерзкие мечи!

 

Напомним вам без сожаленья

Тех дней, ночей, тот грозный год,

На Чудском озере сраженье

И кровью обагрённый лед.

 

Вы хвастались огнём и силой,

Но вспомните тот гиблый час,

Когда стремительно Брусилов

Жестоко обесславил вас.

 

Мы помним с самого начала,

Куда вы шли, зачем вы шли.

И как Россия вас встречала

На рубежах своей земли.

 

Под грохот мощной канонады,

Позором омрачив века,

Вы погребли под Сталинградом

Свои отборные войска.

 

А бой, когда вы ждали славы,

Но, жалкие сложив мечи

Вы молча русским передали

Берлина мрачного ключи!

 

Мы помним вас, мы не забыли,

И на постах не спим ночей.

Вы к нам с мечами приходили

И умирали от мечей!

 

Капитан инженерно-саперных войск Г.Ф.Ситников.

1700773

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы