Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
В апреле в нашей газете была опубликована заметка «Потеряли или выбросили?», в которой наша читательница рассказывала о том, как она нашла две старые военные фотографии на почте среди выброшенных бумаг. На одной был запечатлён молодой парень в военной форме рядом с красивым резным столиком. На обратной стороне потёртой фотокарточки надпись: «Шлю на долгую, вечную память фото братьям и сёстрам. От брата Дадочкина Ивана Семёновича. Фотографировался 2 февраля 1942 года на Дальнем Востоке в армии». На другом фото изображена молодая красивая девушка. Текст читался совсем плохо, потому что часть снимка была обклеена старой газетной бумагой. Разобрать можно было только несколько слов: «Зое от Наташи. 1945 год».
Нас, как и нашу читательницу, до глубины души затронуло, что такие реликвии оказались практически в мусорной корзине. Мы просили откликнуться родственников, которые, возможно, эти фотокарточки потеряли. Уже на следующей неделе в редакцию пришла Лариса Александровна Остапенко, которая рассказала, что людям, изображённым на фото, она совсем не родня. Эти и другие снимки, а также множество старых вещей были найдены её старшим сыном Марком в доме, который семья Остапенко купила пять лет назад. Так получилось, что женщина оставила карточки на почте, выложив из кошелька при заполнении какой-то квитанции и забыв положить обратно.
Как оказалось, это лишь незначительная часть большой коллекции Марка, заинтересовавшегося раритетными предметами прошлого века.
ПЕРВЫЕ ЭКСПОНАТЫ НАШЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В САРАЕ
Семья Остапенко, долгое время проживавшая в Томске, переехала в Асино, так как приобрести собственное жильё в областном центре было не под силу. Купив небольшой дом, начали приводить его в порядок. Вот тогда-то и обнаружили много необычных по сегодняшним временам вещей. В доме, в сараях, на чердаке, в старых шкафах, во дворе — повсюду остался от прежних хозяев ставший им ненужным хлам. Это были книги, открытки, альбомы, фотографии, старые предметы быта. Марк не разрешил их выбрасывать, а бережно протирал, мыл, складывал. Мама, по образованию историк, поддержала сына в его начинаниях. Сейчас все раритеты имеют своё собственное место в доме — на полках.
Свою коллекцию Марк показывал другим ребятам и представлял на выставке, которая проходила несколько лет назад в Асиновском техникуме, где временно работала Лариса Александровна. Военные вещи и фотографии с интересом рассматривали студенты и преподаватели. Сейчас домашний музей Остапенко увеличился и вполне может претендовать на персональную выставку.
БОГАТСТВО В НАСЛЕДСТВО
Экспонатов от семьи Дадочкиных Марку досталось немало. Среди них фотографии военных лет и открытки с дарственными надписями, адресованные Зое Герасимовне и Павлу Леонтьевичу Дадочкиным, солдатская шинель, пилотка и ремень, скорее всего принадлежавшие хозяину дома, неиспользованная запаенная стеклянная чернильница с чернилами внутри, патроны, которые бережно сложены в «шкатулке» — старом угольном утюге. Из предметов домашнего обихода остались лапти, керосинка, самопряхи, стеклянные четверти, сетки-«авоськи», глиняные кринки, облупившаяся от времени скульптура Василия Тёркина с гармошкой и многое другое.
Особая гордость Марка — угольный самовар тульского производства времён войны, который мальчик купил в дополнение к своей коллекции всего за 100 рублей у одной бабушки. Этот самовар семья Остапенко даже использовала по назначению — кипятила в нём воду для чая. Особенно понравился процесс раздувания углей младшим братьям Мише и Тимофею. А в придачу к самовару есть целых восемь подстаканников. Четыре из них — латунные. Все эти находки Марк начистил до блеска. Теперь на них виден рисунок, а на солнце они сверкают как золотые.
Раритетную технику представляет двухколёсное транспортное средство Харьковского велосипедного завода, которое по-прежнему на ходу. Его по просьбе сына купили для коллекции родители. Такие велосипеды начали выпускать в 20-х годах прошлого века, а во время войны они даже были в армии. Имеется в коллекции подростка фотоаппарат «Москва-5». Серийное производство таких фотокамер началось в послевоенное время. Три печатных машинки — тоже экспонаты домашнего музея. Зная об увлечении мальчика историей, знакомые подарили ему коллекцию пластинок в количестве 200 штук.
ОЖИВАЕТ ИСТОРИЯ
По крупицам Марк собрал историю жизни прежних хозяев дома. В этом помогли вещи. Судя по всему, Зоя и Павел Дадочкины были уважаемыми людьми в Асино. Об этом говорят многочисленные грамоты и благодарности. Например, Почётная грамота Томского обл-совпрофа свидетельствует о том, что ею была награждена преподаватель Асиновского СПТУ-3 Зоя Герасимовна Дадочкина в 1965 году.
Павел Леонтьевич после войны работал в ЯУ-114/2. Такой вывод можно сделать опять же по благодарственным письмам, которыми он был награждён, и значку «Ударник 10-й пятилетки». Но главное вещественное доказательство тому — шинель и фуражка работника НКВД, которые Марк нашёл на чердаке. Их он просушил, почистил и повесил в шкаф во дворе, где хранятся и другие вещи.
У семьи Дадочкиных было много друзей и родных. В большом пакете — огромное количество поздравительных открыток с Новым годом, с 8 Марта, с Днём Победы, с днём рождения. Они присланы со всех уголков Советского Союза.
— Бывшую хозяйку дома Зою Герасимовну Дадочкину мы не знали, — рассказал Марк. — Она умерла в 2009 году, а дом наша семья купила в 2011-м. Но, читая письма и открытки, прикасаясь к вещам, которыми пользовались прежние хозяева, я испытываю такое чувство, будто история оживает. Мне интересно рассматривать ту или иную вещь, представлять себе, как она использовалась.
Едва ли Зоя Герасимовна и Павел Леонтьевич Дадочкины могли предположить, что их вещи, которым они, возможно, не придавали особого значения, когда-то станут экспонатами коллекции совсем незнакомого им подростка. Что он не выбросит их, как ненужные и отслужившие свой срок, а бережно будет хранить, узнавая по ним историю страны под названием Советский Союз, в которой он никогда не жил.
Валентина СУББОТИНА.
Оставить сообщение: