Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
ПО СТОПАМ МАМЫ
Людмила Фёдоровна Жохова — медик в третьем поколении. Её дедушка был сельским врачом, а мама вначале работала акушеркой, а затем медсестрой в детской больнице. В детстве Людмила часто пропадала у неё на работе и настолько влюбилась в эту профессию, что после окончания школы, не задумываясь, подала документы в Новокузнецкое медучилище. После его окончания в 1969 году молодая акушерка, за плечами которой уже было 25 самостоятельно принятых родов, могла остаться в родной Кемеровской области, но, оказавшись ещё студенткой на практике в нашем городе, решила сюда вернуться, тем более, что главврач Асиновской районной больницы Виктор Васильевич Пановица так на этом настаивал.
— Больница тогда размещалась в районе Сосновки. В одном здании находились хирургия и терапия, в другом — гинекология и роддом, — вспоминает Людмила Фёдоровна. — Это сегодня родильная палата, бывает, и неделю пустует, а тогда женщины рожали куда более охотно. В среднем по четыре-пять новорождённых принимали за сутки акушерки, работавшие под руководством единственного врача-гинеколога Елизаветы Николаевны Ковалёвой. Иногда бывало до семи за смену…
Для Людмилы её профессия была самой жизнеутверждающей. Столько положительных эмоций! Но не всегда так безоблачна была работа акушерки.
— В гинекологическое отделение после криминального аборта привезли молодую женщину из Цветковки в очень тяжёлом состоянии. Врачи, понимая, что ситуация опасная, приняли решение вызвать санитарную авиацию. Сопровождать больную вначале в областной центр, а затем в Новокузнецк, потому что искусственной почки в Томске не оказалось, поручили мне. Довезла женщину живой, но, увы, через пару дней она скончалась. Сиротой осталась трёхлетняя дочка, — взволнованно рассказывала, словно переживая этот случай заново, Людмила Фёдоровна, непроизвольно поправляя воротничок безупречно белого халата.
Кстати, с белым халатом у моей героини связана ещё одна история. В больничном водопроводе в те годы была очень ржавая вода, отчего халаты медиков принимали жёлтый оттенок. Молодая сотрудница после каждой смены стала уносить халат на стирку домой. Главврач на одном из обходов отметил белизну униформы, но когда узнал, что Людмила, нарушая больничные правила, стирает дома, сделал устный выговор. Акушерка так и не стала сдавать свой халат в прачечную, но стирала с тех пор в санпропускнике, заранее отстаивая воду.
НА НОВОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА И РАБОТЫ
Людмила Фёдоровна с большой теплотой вспоминает два счастливых года работы в роддоме. Так бы и дальше продолжалось, если бы не случилась любовь с будущим супругом — молодым зоотехником совхоза «Комсомолец» Анатолием Жоховым, которого мы помним как главу Ново-Кусковского сельского поселения. После свадьбы молодые стали жить у родителей супруга в Ново-Кускове, и пришлось Людмиле поменять роддом на участковую больницу. В 1971 году она занимала всю большую территорию бывшей Лампсаковской усадьбы и была рассчитана на 75 коек, а во время инфекционных вспышек их количество увеличивалось до 90. Чтобы я лучше представила, какой в те годы была участковая больница, Людмила Фёдоровна предложила прогуляться по территории.
— Были свои прачечная, кухня, хоздвор, где держали коров, ведь больным туберкулёзом нужно было сытно питаться, а таблетки запивать свежим молоком. Туберкулёзное отделение, куда привозили больных со всего района, размещалось в здании, где сейчас находится наша ОВП. После обеда пациенты выходили на улицу и спускались по тропинке к самому подножию горы. Рассевшись на травке, грелись на солнышке, дышали свежим воздухом, — вспоминает Людмила Фёдоровна. — На месте нынешних гостиничных домиков для туристов находилось инфекционное отделение, а часть помещений было отдано под квартиры врачей. Где сейчас музей — терапевтическое отделение, а там, за соснами, размещалась наша амбулатория, где приём вела вначале как гинекологом, а впоследствии как терапевт Антонина Ивановна Ковалёва. Она же более 20 лет возглавляла нашу участковую больницу. Её супруг Валерий Петрович Жилин был известным в районе врачом-инфекционистом, а педиатрами в разные годы работали Иван Владимирович Панин, Валентина Аркадьевна Безрякова, Елена Егоровна Рябова и другие замечательные люди. Ну а акушеркой все 30 лет здесь трудилась я…
В семидесятые-восьмидесятые годы наша амбулатория обслуживала население Иванобогословки, Старо-Кускова, Казанки, Ново-Кускова, Филимоновки. На учёте в поликлинике состояли 3200 человек только взрослого населения (сейчас 1700), 800 (260) — детей, — приводит красноречивые цифры ветеран здравоохранения. — Ко мне на приём приходили и приезжали будущие мамочки. Я их вела на всём этапе беременности до самых родов. В год до 150 женщин состояли на учёте.
Как призналась Людмила Фёдоровна, по роддому она очень скучала, впрочем, хоть и не принимали в Ново-Кускове роды, а нет-нет да случались непредвиденные ситуации. Однажды на последних сроках беременности попала в инфекционное отделение женщина с гепатитом. Врачи надеялись вылечить её до наступления родов, но ребёнок решил иначе. В роддом с инфекцией везти нельзя, поэтому пришлось акушерке принимать роды прямо в отделении. Ещё один малыш родился во врачебном кабинете: беременная женщина приехала в Ново-Кусково к маме погостить, а тут схватки начались. А был и вовсе не-ординарный случай. Супружеская чета, управившись с работой на ферме, вместе с коллегами отметила 7 ноября, а по возвращении домой у женщины начались схватки. Срочно вызвали акушерку. Та, осмотрев пациентку, поняла, что ни до местной больницы, ни тем более до Асиновского роддома мамашу не довезти. От нетрезвого мужа в этой ситуации толку не было, поэтому Людмила Фёдоровна разбудила старших ребятишек, заставила воды принести и сама затопила печь. Жившая по соседству медсестра сбегала в больницу и принесла медицинские ножницы и перевязочный материал. Всю ночь провела акушерка у постели роженицы, а утром её забрали в роддом.
— Тогда женщины часто затягивали визит не только в роддом, но и на плановый осмотр, и дело не в халатности, а в вечной занятости сельчанок, которые с раннего утра трудились в поле или на ферме, а вечерами — на собственных огородах и в стайках. С другой стороны, благодаря таким физическим нагрузкам и роженицы, и новорождённые были гораздо крепче, чем сейчас. То же можно сказать и о старшем поколении. Помню, как-то приехали с Антониной Ивановной в Филимоновку приём вести. Мороз стоит за окном под сорок. Заходит в кабинет ФАПа старушка. Я ей говорю: «Колготки, нижнее бельё снимайте и садитесь на кресло». А она: «Чего снимать-то, я отродясь этого не носила».
МЕНЯЕТСЯ ВРЕМЯ, А ВМЕСТЕ С НИМ БОЛЬНИЦА
Жизнь в сельской больнице была насыщенной и интересной. Коллектив подобрался очень дружный. Медики все вместе сеяли и растили овощи для больничной столовой, выписывали населению открытки с приглашением на диспансеризацию, читали лекции по местному радио, а то и прямо на ферме, рассказывая животноводам и комбайнерам о профилактике разных инфекционных заболеваний. Много лет Людмила Фёдоровна была председателем Ново-Кусковского отделения Красного Креста. Уговорить людей стать донорами или членами санитарных дружин, которые соревновались между собой в оказании медицинской помощи, ей не составляло труда. Разве такой уважаемой женщине откажешь! Впрочем, и люди тогда были более отзывчивыми и лёгкими на подъём.
30 лет Л.Ф.Жохова проработала акушеркой в сельской больнице. В конце восьмидесятых вместе с перестройкой началась оптимизация. Акушерка стала работать на полставки, а потом её должность и вовсе сократили, и Людмила Фёдоровна была вынуждена переучиться на медсестру. От прежней больничной структуры остались только амбулатория, физио- и стоматологический кабинеты, а бывшее инфекционное отделение перепрофилировали в отделение сестринского ухода для немощных и одиноких стариков. Впоследствии и его закрыли. У Людмилы Фёдоровны сердце кровью обливалось, когда она видела, как ветшают без должного ухода старинные здания. А в двухтысячные в жизни бывшей земской больницы произошёл очередной виток в совершенно новом формате. Теперь медики Ново-Кусковской общеврачебной практики уже давно свыклись с необычным соседом — туристическим комплексом.
Сейчас Людмила Фёдоровна, медсестра прививочного дела, в основном занимается профилактической работой, помогая вести документацию заведующей ОВП Наталье Георгиевне Попковой, ведь за последние годы писанины у медиков в разы прибавилось. Но в её кабинете по-прежнему продолжает стоять гинекологическое кресло. Женщины, проходящие диспансеризацию, чтобы не мотаться в Асино, предпочитают сдать анализы или просто провериться здесь. В селе очень любят и уважают чуткого, доброго и интеллигентного медика и часто в ожидании приёма к доктору заглядывают в её кабинет поговорить, рассказать о своих детях, внуках. Более того, Людмилу Фёдоровну узнают женщины, у которых она когда-то принимала роды в Асиновском роддоме.
— Не так давно меня на улице остановила женщина и, тепло обняв, сказала, что дочку назвала в честь меня — Людой. Оказывается, та стала врачом-гинекологом. Как же мне было приятно!
А вот сын и дочь нашей героини состоялись в других профессиях. Дочь Елена — химик-аналитик, работает инженером в частной компании, сын Александр — асиновский прокурор. Возможно, внучка Наталья, внуки Александр или Владимир продолжат династию медиков, но Людмила Фёдоровна не настаивает. Говорит, пусть будет так, как будет.
Солнышко выглянуло из-за туч, и его лучики, скатившись по мохнатым ветвям сосен и ласково коснувшись лица моей спутницы, опустились на её плечи. Улыбнувшись то ли этим небесным объятиям, то ли нахлынувшим тёплым воспоминаниям, Людмила Фёдоровна продолжила экскурсию по Лампсаковской усадьбе, рассказывая мне то, что никогда не услышат приезжающие сюда туристы…
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: