Валюта Дата знач. изм.
USD 04.04 84.38 0.17
EUR 04.04 93.16 1.96

Опять скорбные вести

20:06 13.04.2024
Опять скорбные вести

Мужчины были почти ровесниками: Михаил Владимирович Скуднов – 1993 года рождения, Станислав Евгеньевич Аксёнов – 1994-го. Оба проживали в г. Асино, ушли воевать, заключив военные контракты, были гвардии рядовыми и служили в мотострелковых батальонах. Михаил поступил на военную службу совсем недавно – 15 февраля этого года, а 1 марта его уже не стало. Обстоятельства его смерти супруге Анне Владимировне не известны. На руках у неё – лишь справка, что погиб при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР, Украины. В последний раз Анна смогла пообщаться с супругом 28 февраля. Сказал, что скоро уходит на задание. Живым он оттуда не вернулся.

 

Со Станиславом Аксёновым близкие и родные простились на Асиновском городском кладбище вчера, 10 апреля. О том, каким он парнем был, нам рассказал его друг Виталий Болгов.

– Стас был хорошим человеком, надёжным и верным товарищем, частенько помогал мне в слесарных делах. Мы дружили и семьями, поэтому могу сказать, что как муж и отец он тоже состоялся, – считает Виталий. – Для меня, как и для всей его родни, стало неожиданностью его решение заключить военный контракт, ведь в жизни у него всё складывалось неплохо. Уехал в зону СВО в июне прошлого года. По возможности мы общались или переписывались в мессенджерах. 23 или 24 марта разговаривал с ним по видеосвязи. Было заметно, что он сильно устал. Говорил, что насмотрелся на все ужасы этой войны и мечтает побыстрее приехать в отпуск, который ему вот-вот должны были утвердить. Насколько мне известно, 26 марта их подразделение в составе 37 человек попало под вражеский обстрел (согласно официальным сведениям, на территории Донецкой Народной Республики в н.п. Никольское – прим. ред.). В итоге выйти живыми удалось в тот роковой день только двоим. У Станислава остались двое маленьких детей-двойняшек, один из которых инвалид, и старший сын от первого брака. Тяжело теперь придётся его семье. Чем смогу, буду стараться помогать.

Станислав Евгеньевич Аксёнов награждён орденом Мужества посмертно. 

 

Наши  акции

Фото поэзия

Поэтом можешь ты не быть…

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… И так захотелось поговорить о чём-нибудь прекрасном, к примеру, о поэзии…

 

Пушкин – наше всё?

Задавшись вопросами: смогут ли асиновцы назвать имена популярных поэтов, знают ли они их произведения – я вышла на улицы нашего города во всемирный День поэзии, 21 марта, с небольшой анкетой, предлагая прохожим продолжить напечатанные в ней строки известных ещё со школы произведений Пушкина, Некрасова, Тютчева, Лермонтова.

Взрослое поколение, получившее надёжное советское образование, в большинстве своём ещё помнит и «грозу в начале мая», и «вскормлённого в неволе орла молодого», и «чудное мгновенье», и «студёную зимнюю пору», и «парус одинокий». Некоторые даже дополнительно продекламировали отрывки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Умом Россию не понять…», «Да, были люди в наше время…», «Я вас любил…», «Я вам пишу, чего же боле…», «У лукоморья дуб зелёный…».

А вот назвать авторов прочитанных стихов оказалось сложнее. Безошибочно справился с этой задачей единственный респондент – Виктор Ильин, прочитавший мне также парочку стихов своего любимого Эдуарда Асадова.

Знанием произведений Асадова я у прохожих не интересовалась, а вот творчества поэтов серебряного века коснулась. И тут опрашиваемый мною народ впал вместе со мной в осеннее уныние. Оно и понятно: не изучали в школах в советские годы творчество Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Велимира Хлебникова, Бориса Пастернака. Непонятно было их поэтическое мировоззрение правящему «гегемону», потому и впали в немилость послереволюционных вершителей народных судеб.

Что касается молодёжи, то с Пушкиным она более-менее справилась, отдельные респонденты вспомнили кое-что из Тютчева и Некрасова, а дальше… полная запара. Даже «Не жалею, не зову, не плачу» Сергея Есенина ввело ребят и девчат в ступор. «Может быть, мне встретились физики, а не лирики», – подумала я и решила поискать любителей поэзии, так сказать, целенаправленно.

Не так давно ездила в Томский ТЮЗ вместе с учениками школы п. Беляй. В ожидании начала спектакля провела с ребятами, участниками школьного театра, анкетирование, с которым они справились довольно неплохо. Лучше всех – девятиклассник Дмитрий Суханов, который не ограничивает свой литературный кругозор только школьной программой.

– Я люблю стихи, запоминаю их легко. Обожаю лирико-философские рассуждения Сергея Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Разбуди меня завтра рано…».

 

Есть книги – волею приличий они у века не в тени…

Не ограничившись опросом, я пошла в библиотеку, чтобы проверить, не покрылись ли слоем пыли полки с томиками стихов.

– К ним наши посетители подходят значительно реже, чем к тем, где стоят книги с фантастикой, боевиками, детективами, – ответила мне библиотекарь Эрика Журавецкая. – Но нельзя сказать, что совсем не берут стихи. Люди, в основном старшего поколения, время от времени перечитывают Есенина, Асадова, Пушкина, Ахматову, Высоцкого, Окуджаву, Хаяма. Берут Клюева, Шевченко, Снежину, Рубальскую. Часто поэзию спрашивает наш постоянный читатель Александр Сухачёв. Недавно малый сборник Шекспира взяла Маргарита Журавлёва. Кстати, Шекспир у нас в ходу.

С поклонниками Шекспира я в тот день не встретилась, зато пообщалась с любительницей творчества Ларисы Рубальской Верой Суворовой:

– Классику читала и учила только в школе, и возвращаться к ней пока как-то не хочется. А вот Рубальскую читаю с удовольствием. В её стихах так много положительного, хоть ложкой черпай. Они как-то сами собой запоминаются: «Не хочу я стареть, не хочу! Говорят, что отлично я выгляжу… Мне такое ещё по плечу, что не всякая юная выдержит!».

Заглянула в то утро и в детскую библиотеку, где, как выяснилось, не лежат мёртвым грузом книжки Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто. Среди нынешних малышей они тоже популярны, как когда-то среди их родителей, бабушек и дедушек. Например, пятилетний Михаил Родионов вместе с мамой пришёл сдать прочитанный не на один раз «Телефон» Корнея Чуковского. Прошу мальчика назвать другие сказки этого автора.

– Про страшного Тараканища, Мойдодыра, Муху-Цокотуху и украденное солнышко, – отвечает он к моему удовольствию и гордости мамы.

Другие ребятишки, с которыми встретилась в библиотеке, знают и «Дядю Стёпу» Сергея Михалкова, и «Воробья» Самуила Маршака, и «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского.

 

Поэзия жива своим уставом…

Получается, интерес к поэзии есть, пусть и не массовый. Но, как правильно подметила моя коллега по депутатской работе Людмила Николаевна Флигинских, поэтическое творчество во все времена было не для всех.

– У поэта особое мировосприятие, он «говорит» образами, и вникнуть в них может и хочет далеко не каждый, – считает Людмила Николаевна. – Мне кажется, что любовь к чтению, в том числе стихов, зарождается ещё в детстве, а вернее, в юношестве. Меня «влюбили» в поэзию учителя литературы Галина Ивановна Халикова и Лидия Людвиговна Дунаева. Лидия Людвиговна вообще свои уроки как-то не по-советски, не идеологически вела, а с особым шармом. Как она потрясающе читала стихи! Её образ до сих пор стоит перед глазами. Не пропал у меня интерес к поэзии и в студенческие годы, когда появилась возможность окунуться в творчество Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва. Обожала и обожаю Маяковского, особенно его лирику. Одно из любимых – «Облако в штанах»: «Вошла ты, резкая, как «нате!», муча перчатки замш, сказала: «Знаете – я выхожу замуж».

Недавно побывала в воспетом многими поэтами Питере. Зашла в Эрмитаж, где экскурсоводы рассказывали о каррарском мраморе. А мне тут же на ум пришли стихи Марины Цветаевой, в которых она «каррарским мрамором» первоклассно и интеллигентно «припечатала» своего изменщика. Поэтический образ может заменить многостраничные описания, и этим нельзя не восторгаться.

 

Не зарастёт народная тропа?

«Много ли стихов в современной школьной программе по литературе?» – задалась я ещё одним вопросом. Оказалось, их по-прежнему учат школьники с 1 по 11 класс, как и в советское время. Но делают это без удовольствия. Для большинства детей поэзия – это скука, атавизм и бессмыслица.

– У нас есть список стихов, рекомендованных к чтению наизусть. Точное количество назвать не могу, но всё так же в разных классах учим произведения Тютчева, Фета, Толстого, Лермонтова, Пушкина, – рассказывает учитель русского языка и литературы гимназии №2 с более чем 40-летним педстажем Марина Петровна Сусоева. – Они разбиты на тематические блоки: о любви, о природе, о Родине и так далее. Стараюсь этим списком не ограничиваться, предлагаю ребятам за дополнительную оценку выучить то, что не обязательно. Желающих находится немного. Недавно предложила одному классу выучить письма Онегина и Татьяны. Из 27 человек согласились пятеро. А ведь когда-то я каждый урок литературы начинала с поэтической минутки. Ребята с большим желанием читали стихи вне школьной программы, но, увы, эти времена прошли.

По словам Марины Петровны, после 90-х годов, когда была пересмотрена школьная программа, из неё убрали представителей соцреализма, но включили творчество поэтов и писателей серебряного века. Казалось бы, это должно было расширить литературный кругозор и знания старшеклассников. Почему же тогда недавние выпускники школ в ходе моего опроса не смогли вспомнить ни одного стихотворения авторов начала двадцатого века?

– У современных детей память стала кратковременной, что ли. Порой стихотворение забывают, как только выходят из класса, – объясняет педагог. – Может, сказывается загруженность кружками, секциями, ЕГЭ, интернетом, но, скорее всего, у них просто нет к стихам интереса. Пытаюсь на своих уроках донести, что в произведениях, даже написанных несколько веков назад, можно найти ответы на волнующие их юношеские сердца вопросы: о добре и зле, дружбе и предательстве, подвиге и трусости. Но, увы, им интереснее то, что не заставляет вникать, размышлять, думать. Радует, что не для всех. К примеру, воспитанники Владимира Сергеевича Бахарева, руководителя театрального отделения ДШИ, любят и умеют читать стихи, а главное, понимают их. Моя задача как учителя тоже состоит в том, чтобы каждый ребёнок смог найти своего автора, который по-другому позволит взглянуть на жизнь, её проблемы, душевные терзания, настроит на положительное отношение к жизни.

Мне кажется, что в этом деле один учитель – не воин. Главная причина прохладного отношения школьников к чтению в том, что они не видят маму и папу с книгой в руках. В семьях, где детей воспитывают телевизор и планшет, а родители сами не вылазят из соцсетей, о любви к литературе не приходится говорить. Чтение теряет ценность в глазах ребят, а потом родители не знают, как заставить их читать. Заставить нельзя: читателя надо растить с пелёнок.

Екатерина КОРЗИК

1384655

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы