Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
ДОЛГОЖДАННОЕ ЖИЛЬЁ
Ещё каких-то четыре года назад проблема обеспечения жильём «государственных» детей стояла довольно остро. Асиновский район был первопроходцем в её кардинальном решении: специально для выпускников детских домов в 2012 году в рекордно короткие сроки на улице Чернышевского возвели две трёх-этажки, на что из федерального, регионального и местного бюджетов тогда было потрачено около 27,5 миллиона рублей. В последние декабрьские дни 2012 года порядка сорока детей-сирот получили ключи от первых в своей жизни собственных квартир. Не хоромы, конечно, но вполне приемлемая альтернатива «казённому» дому: 17 квадратных метров, центральное отопление, горячая и холодная вода, оборудованный санузел, стеклопакет, линолеум, выкрашенные в пастельные тона стены. Даже раковина и электроплита на кухне установлены, в общем — заходи и живи.
После этих пилотных домов многоэтажки в нашем городе начали расти как грибы после дождя, и квартиры в них предоставлялись не только переселенцам из ветхого и аварийного жилья, но и сиротам. За последние три года полагающимися по закону квадратными метрами были обеспечены 132 детдомовца. Только в прошлом году им было предоставлено 42 квартиры, 37 из которых — по решению суда. С начала этого года суд постановил обеспечить крышей над головой ещё 8 человек, 3 решения пока не исполнены.
Своей очереди ожидают ещё 133 человека в возрасте от 14 лет и старше. Некоторые получат свой угол уже в сентябре. На эти нужды предусмотрены квартиры в очередной новостройке на улице Центральной, 1. Подрядная организация, ООО «СК «Комфорт», уже заканчивает на этом объекте свою работу. Вместе с начальником отдела управления имуществом и землями администрации Асиновского городского поселения Татьяной Лужайцевой мы посетили этот дом. Уже озеленена и выложена плитами придомовая территория, оборудованы детская и спортивная площадки, в каждом подъезде — кодовый замок. Для девяти сирот-новосёлов подготовлены полноценные однокомнатные квартиры с балконами. О таком жилье мечтают многие нуждающиеся. Татьяна Валерьевна с неподдельным разочарованием заметила: «Жаль, что через год эти квартиры сложно будет узнать».
ПРЕВРАЩАЮТ ДОМА В РУИНЫ
К сожалению, Татьяна Лужайцева права. В этом я убедилась, посетив дом №6 по улице Чернышевского, один из двух вышеупомянутых. Заранее заручилась помощью участкового уполномоченного Александра Чурсина, потому что знала: пьянки и потасовки — здесь дело привычное. О беспокойных соседях нас предупредили и жильцы стоящей рядом трёхэтажки.
— У нас-то всё спокойно, — говорят сидящие на лавочке мужчины и женщины из дома №4/1. — Вот в шестом доме на самом деле «весело».
Судя по всему, «веселье» здесь устраивают довольно часто: за три года новостройку просто изуродовали. В подъездах разбито всё, что только можно: стёкла, входные и квартирные двери, на которых отсутствуют глазки и ручки. На честном слове держатся батареи и трубы, ободраны стены, обожжён пластик на окнах. Повсюду горы мусора, окурков, пустых сигаретных пачек, бутылок, разные надписи на стенах: от банальных признаний в любви и автографов до матерщины. Всё это — дело рук не только выпускников детских домов и их гостей, но и шумных компаний подростков, которые без труда попадают в незапертый подъезд, докучая благонадёжным семьям. Установить на входные двери кодовый замок за свой счёт жителям не под силу. Кстати, доля ответственности лежит и на них. Коридоры многоэтажки не видели уборки уже давно. Мужчины курят в подъездах, за что Александр Чурсин предупредил их об административной ответственности. А один из жильцов во время беседы с нами намеренно раскачивал ногами на ладан дышащую батарею: мол, так управляющая компания её быстрее заменит.
В доме из 22-х квартир обжито только 13, часть из них занимают переселенцы из аварийных домов. Остальные квадратные метры пустуют. Как оказалось, бывшие детдомовцы проживают в других местах, порой даже в другом городе, а квартиры оставляют без присмотра или вопреки закону сдают в поднаём за сущие гроши, особо не выбирая будущих квартирантов и совсем не интересуясь состоянием вверенного им жилья. С двумя такими постояльцами нам с участковым удалось пообщаться. Они знают имена арендодателей только из квитанций за услуги ЖКХ и видят их лишь во время передачи денег.
Увы, дом №6 по улице Чернышевского — не единственный пример того, как некоторые получатели господдержки не ценят её, не умеют дорожить теплом и уютом, а тем более — создавать их.
ПРОБЛЕМА ПРИОБРЕТАЕТ ГЛОБАЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ
Первые пять лет квартиры, предоставленные «государственным» детям, являются специализированным жилым фондом. Это служит гарантией того, чтобы они не смогли необдуманно распорядиться своей собственностью. В течение этого времени с периодичностью два раза в год специалисты отделов районной и городской администраций по имуществу и землям и опеки и попечительства навещают жильцов, чтобы посмотреть, как они обращаются с недвижимостью. Добросовестных нанимателей они стараются по пустякам не беспокоить, а вот у недобросовестных — частые гости.
Последняя ноябрьская проверка показала, что большая часть квартир в разных домах, где живут сироты, не используется или сдаётся в аренду. Жильцы не готовы нести бремя оплаты коммунальных услуг: средняя сумма задолженности составляет 50 тысяч рублей. И это несмотря на то, что, по словам Татьяны Лужайцевой, всем они настоятельно рекомендуют оформлять субсидии и даже готовы оказать помощь в сборе документов.
— К сожалению, полной картины того, в каком состоянии находятся квартиры, мы не имеем, так как порой лишены возможности попасть внутрь, — рассказывает Татьяна Валерьевна. — Заранее извещаем наших подопечных о визите: рассылаем письма, пытаемся связаться по телефону, но конверты не доходят до адресатов, потому что они не проживают в квартирах, а телефонные номера регулярно меняются.
По словам Татьяны Лужайцевой, некоторые новосёлы с лёгкостью расстаются с имуществом, которое им не принадлежит. Начинают с того, что в первую же неделю после заселения продают электроплиты и даже входные металлические двери. При этом не забывают выдвигать свои требования: что-что, а «права качать» они умеют. Так, если сирот не устраивает приобретённое для них жильё на вторичном рынке (например, старые обои, не вычищенные до блеска санфаянс или бытовая техника), они не хватаются по-хозяйски за тряпки, чтобы навести порядок теперь уже в своём доме, а начинают писать жалобы в приёмную президента о том, что им предоставили непригодное для проживания помещение, и требуют провести ремонт за счёт муниципалитета.
Такое варварское отношение к жилью приобретает глобальные масштабы, поэтому городская власть вынуждена была пойти на крайние меры, впервые обратившись с исковым заявлением в суд на лишение права пользования выделенным помещением одного из сирот. Он накопил огромный долг за комуслуги, докучает соседям, привёл в негодность квартиру на улице И.Черных,16. Подобных прецедентов в нашем городе ещё не было.
ЗА ПОМОЩЬЮ — К ДЕПУТАТУ
— Со всеми выпускниками детских домов заключены договоры найма на первые пять лет. Представляете, в какое запустение могут прийти жилые помещения за это время! — возмущается глава Асиновского городского поселения Н.А.Данильчук. — Копятся неоплаченные долги по коммунальным счетам, которые ресурсоснабжающие организации вправе выставить городской администрации как собственнику жилья. В таком случае мы будем вынуждены их оплатить. Нередко недобросовестные наниматели требуют сделать ремонт в запущенном ими же жилье, обращаясь с исками в суд, а это также дополнительные расходы бюджетных средств. В поисках решения возникших проблем мы обратились к депутату Законодательной Думы Томской области Олегу Владимировичу Громову с просьбой поднять на очередном заседании вопрос об изменении порядка выдачи квартир детям-сиротам, в частности — снизить срок действия договора найма специализированного жилого помещения до трёх лет. Это позволит раньше переводить квартиры из разряда специализированных в социальные, а затем в приватизированные. Когда сироты станут собственниками своих квартир, городской бюджет избавится от бремени по коммунальным долгам и расходам на восстановление жилья. А социальное жильё, если оно будет невостребованным или содержаться ненадлежащим образом, мы сможем изымать.
Громов разделяет обеспокоенность городской власти:
— Мне больно, обидно и горько наблюдать за тем, как неэффективно используются средства, с большим трудом добытые на решение такой социально значимой проблемы, как обеспечение жильём детей-сирот. Если ничего не изменить, то новые дома вскоре погибнут. Конечно, я буду вносить инициативу о сокращении сроков действия договора найма специализированного жилфонда и о возможности изымать квартиры у тех нанимателей, которые по-варварски относятся к имуществу, ведь сегодня среди жителей нашего района так много семей, действительно нуждающихся в этих квадратных метрах.
Как это ни прискорбно, но мало кто из выпускников детских домов ценит шанс начать свою жизнь, получив бесплатные квадратные метры. Мало кто понимает, что вне госучреждения наступает взрослая жизнь, в которой есть не только права, но и обязанности. Это значит, что пришла пора становиться взрослыми и нести ответственность за свои поступки.
Елена СОНИНА.
Оставить сообщение: