Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 03.04 | 84.55 | 0.32 |
▲ | EUR | 03.04 | 91.2 | 0.76 |
Со своим одноклассником Михаилом Малашом я не виделась c окончания школы. И вот спустя много лет мне по воле случая довелось побывать у него в гостях в Минске. Мне было интересно узнать, как сложилась его судьба.
ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО
Когда в нашем классе появился высокий, худощавый, очень воспитанный мальчик Миша Малаш, с ним подружились все. Мы уважали его за интеллект и начитанность, философские стихи, которые он писал, участие в олимпиадах. В старших классах Михаил постоянно говорил о том, что мечтает уехать в Белоруссию и стать президентом. Как-то раз мы встречали Новый год у него дома и праздновали три раза: по местному времени, по Москве и по Минску. Нам тогда было смешно, а ему, как оказалось, принципиально важно.
Школьные годы быстро пролетели, и наши пути разошлись. Михаил поступил в ТГУ на отделение международных отношений истфака. С тех пор я практически ничего не знала о его судьбе. И вот спустя двадцать три года после окончания школы встретилась со своим одноклассником в Минске, куда прилетела с дочкой на фестиваль. Нескладный мечтатель стал интересным мужчиной и уважаемым в местном бизнес-сообществе и политических кругах человеком.
ВЕРНУЛСЯ К СВОИМ КОРНЯМ
Когда у нас выдалось время пообщаться, первым делом я поинтересовалась, почему была мечта о Беларуси, ведь он родился и вырос в Сибири. В школе мы никогда Мишу об этом не спрашивали.
— Я этнический белорус, у всех моих предков: родителей, дедов, прадедов — корни здесь, — пояснил он. — Мамины родители встретились в Карелии на заработках, там родилась моя мама Светлана Ровнейко. Потом переехали в Асино. По отцу предки — столыпинские переселенцы, приехавшие на север Кемеровской области. Мои родители встретились в Томске, где оба получали образование, на одной из студенческих вечеринок. Поженились, родился я — чистокровный белорус. Всё это задокументировано, метрики заверены нотариально. На основании родословной, когда я переехал в Беларусь, президент Александр Лукашенко сразу дал мне гражданство.
НЕ ПОБОЯЛСЯ РИСКНУТЬ
В начале девяностых в России наступили перемены и полная неразбериха. Это ускорило отъезд Михаила в страну, избежавшую таких политических потрясений. У меня за несколько дней пребывания в Беларуси создалось впечатление, что там до сих пор социализм.
— К 1998 году я, закончив четвёртый курс, взял академический отпуск и поехал в Минск, — рассказывает Михаил. — Имел при себе около 500 долларов, которые заработал во время выборов сбором подписей в поддержку депутатов, и чемодан с одеждой. Первые дни пожил у дальних родственников, потом снял жильё и устроился менеджером в мебельный магазин. Уже через месяц, оценив обстановку и вникнув в дело, занялся бизнесом, не имея никакого капитала. Тогда в Беларуси существовала разноскоростная инфляция, то есть безналичные деньги обесценивались больше, чем наличные. Разница порой доходила до 40%. Михаил понял, как можно извлечь из этого выгоду.
— Я брал на реализацию дебиторскую задолженность государственных фабрик перед поставщиками мебельных тканей. Забирал с фабрик мебель под честное слово, продавал её по объявлениям по более высокой цене, чем при безналичном расчёте, и возвращал долги поставщикам тканей. И им хорошо, и я имел свою маржу.
СВОЙ ДОМ…
Через год Михаил закончил пятый курс, сдав экзамены экстерном.
Получив диплом, предпочёл остаться в бизнесе. Через некоторое время открыл свой магазинчик, работая как ипэшник, а, встав на ноги, зарегистрировал фирму. Арендовав большое помещение, постепенно сделал там ремонт и открыл на площади в 500 квадратных метров мебельный магазин, который сейчас является одним из самых крупных в Минске.
— Мой первый бизнес отлажен и уже более десяти лет работает без моего непосредственного участия, давая стабильный доход. Это позволило купить дом недалеко от центра города. Вскоре посчастливилось с помощью родителей купить ещё одну усадьбу по соседству. Таким образом у моей семьи появилось два деревянных дома в Минске в пяти метрах друг от друга. Это было счастье!
Дома Михаил радикально реконструировал. Появились и надворные постройки: баня, беседка, тёплый домик для отдыха с камином. Излишки жилой площади используются для размещения мини-гостиницы на двадцать пять койко-мест и столовой для постояльцев. Клиенты — из Москвы, Украины, Литвы, дальнего зарубежья. Это помогает изучать менталитет и культуру других стран, что представляет интерес для Михаила. Свою гостиницу он назвал «Райский сад». Побывав там, догадываешься, почему.
… И САД
— Я не люблю зиму, серость. Хочется, чтобы было всегда зелено, поэтому взялся решать проблему агротехнически, — рассказывал мне Михаил во время экскурсии по приусадебному участку. — В 10 классе я победил на областной олимпиаде по географии и поехал в Тамбов — на всероссийскую. Там на вокзале увидел туи. Меня это очень поразило: зелёная биоткань под снегом при минусовой температуре!
Через годы идею о вечнозелёном рае Михаил воплотил в жизнь. У его семьи теперь есть собственный всесезонный ботанический сад и пальмовая оранжерея.
— Земельный участок я использовал под размещение коллекции вечнозелёных растений. Изучаю опытным путём практическую пригодность их использования для озеленения в белорусском климате. Здесь около 200 видов хвойных и 50 видов лиственных растений. Это морозостойкие субтропические кустарники, есть и экзотические, например, банан. Растения держат листья при наших морозах. Обычно в январе днём -1, ночью -12. Иногда бывает до -24 -28. Некоторые растения приходится укрывать в период крещенских морозов на несколько суток.
Про «ботанический эксперимент» Малаша уже вышла не одна программа по телевидению, напечатаны статьи в журналах. Я как любитель-садовод могла оценить, сколько труда требует это хобби.
ВСЕ БЛИЗКИЕ — РЯДОМ
У Михаила две дочки: четырнадцатилетняя Мария и восьмилетняя Василиса. Жена Наталья — коренная минчанка. Она занимается гостиницей и успевает преподавать в Академии управления при президенте, где ведёт курс экономики предприятий.
Два года назад поближе к сыну переехали и родители. Для них были куплены два дома под Брестом в дубовом лесу в 16 километрах от польской границы. В одном Светлана Михайловна и Анатолий Николаевич живут, другой переоборудовали в гостевой. Держат хозяйство. Это официально оформленная агроэкоусадьба. Территория вокруг неё постепенно превращается в дендропарк. Туда Михаил высаживает излишки растений из своей минской коллекции. Чувствуют они себя там комфортно, ведь в Бресте — прекрасный климат. Средняя температура января — минус 4.
РАБОТАЛ НА БЛАГО СЕМЬИ, ТЕПЕРЬ — НА БЛАГО ОБЩЕСТВА
Получается, что бизнес работает, сад растёт, а чем же занимается мой одноклассник?
— Основной мой род занятий в последние 5 лет — общественная деятельность. Образование, как видишь, пригодилось, — пояснил он. — Пишу аналитические статьи на политические темы, участвую в конференциях и круглых столах, содержу официально зарегистрированный интеллектуальный дискуссионный клуб, реализую несколько социальных проектов.
Михаил весьма известный в своих кругах человек, является политологом-аналитиком, председателем наблюдательного совета бизнес-клуба «Экономический полюс». Круг его общения — это депутаты Беларуси и других стран, представители разных политических международных организаций, бизнесмены.
— Для жизни у меня есть всё необходимое и даже больше, — сказал он мне. — Теперь я занимаюсь тем, что мне нравится, что я знаю и в чём могу быть полезен обществу.
— А как же мечта стать президентом Беларуси? — задала я вопрос от имени своих одноклассников. — Миша, мы ведь ждём!
— Конечно, теперь об этом речь не идёт, — улыбнулся он. — Но я добился главного: у меня есть любимое дело, семья, и я живу на родине своих предков, оттого и счастлив.
Валентина СУББОТИНА.
Оставить сообщение: