Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
Добраться до первомайской деревни Францево, о которой мы неоднократно писали, с каждым днём всё сложнее. ООО «Томлесдрев», которому принадлежат объекты бывшего Комсомольского леспромхоза, приняло решение демонтировать узкоколейную железную дорогу Комсомольск — Францево. Семь километров дороги было разобрано в 2014 году, ещё девять — нынче. Местным жителям приходится доезжать на дрезинах (открытые вагонетки с мотоциклетными двигателями) до того места, где кончаются рельсы, а потом либо обращаться за помощью к знакомым, имеющим транспортные средства высокой проходимости, либо добираться до Комсомольска пешком. «Что будет, когда всё разберут?» — сокрушаются францевцы, слабо веря в то, что на месте УЖД уже к октябрю появится грунтовая дорога.
Скоро только самолётом можно будет долететь
О советском прошлом во Францево вспоминают с ностальгией. Население этой некогда процветавшей деревни, расположенной на берегу реки Чичка-Юл, доходило до тысячи человек. У «французов», как местные жители в шутку называют себя, были собственные школа на 150 учеников, столовая, медпункт, магазин, клуб. Однако после краха СССР люди стали уезжать отсюда в поисках лучшей доли, поэтому со временем объекты соцкультбыта закрыли. Теперь нет даже магазина, а от медпункта осталась только вывеска. Сотовая связь в деревне тоже отсутствует.
— Десять лет назад мне пришлось бросить свой дом во Францево и перебраться в Комсомольск, чтобы мой ребёнок имел возможность посещать школу, — поделилась продавец магазина «Русь» Евгения Волкова. — Обещали, что мы попадём под программу переселения из ветхого жилья, однако ничего из этой затеи так и не вышло.
Таких, как Евгения, в Комсомольске и других населённых пунктах Первомайского района предостаточно. Некоторые «беженцы» не спешат отказаться от францевской прописки, по-прежнему надеясь на государственные программы. Согласно документам, во Францево прописаны 65 человек, но по факту всего 20 проживают там постоянно. В основном это люди преклонного возраста, которые научились жить в автономных условиях за счёт собственных хозяйств и дикоросов и выезжать из деревни на дрезине лишь за самым необходимым: мукой, сахаром, макаронами, крупами, средствами гигиены. Теперь в связи с демонтажом узкоколейки обращаются к почтальону Татьяне Вильгельм с просьбами вместе с пенсией привезти и нужные товары.
Отказать людям, которые оказались в безвыходном положении, Татьяна Ивановна не может. Путь до железной дороги она преодолевает по освобождённому от рельсов полотну на тракторе, квадроцикле или вездеходе — смотря что выделит местная власть либо неравнодушные комсомольцы. Это час езды по бездорожью. Потом с полными котомками садится на вагонетку и ещё час едет до Францево. Обратно предстоит тот же путь.
— У меня сердце разрывается от жалости, когда приезжаю во Францево, — с горечью говорит почтальон. — Неужели люди, которые всю жизнь отработали в леспромхозе, не заслужили нормальной старости? Это сейчас я могу привезти во Францево какие-то продукты. А в будущем что, придётся просить МЧС выделить самолёт, чтобы доставить «гуманитарку» или врача в «блокадное» село?
До рельсов — на тракторе
Лишь бы не перевернуться и не застрять — такая мысль не покидала меня, когда в прошлую субботу добирался из Комсомольска до сохранившегося участка железной дороги. Трактор, предоставленный главой сельского поселения Владимиром Вязковым, то и дело потряхивало от езды по кочкам, рытвинам и глубоким лужам. Вокруг — глухая тайга, болота и разбросанные по краям глинистого полотна шпалы и рельсы.
— Я сам родом из Францево, — тем временем рассказывал тракторист Эдуард Князев. — Теперь вот частенько вожу своих земляков из Комсомольска до места, где ведутся демонтажные работы. С ужасом думаю о том, что будет осенью, когда из-за дождей проехать здесь будет нереально. Часть пути, кстати, можно преодолеть по грунтовой автодороге через нижний склад, принадлежащий также «Томлесдреву», однако там установлен контрольно-пропускной пункт. Пропускают не всегда, а причин отказа не объясняют.
Прибыв к месту назначения, мы с Эдуардом увидели высокий земляной вал, который преграждал путь к узкоколейке. «Это ещё зачем?» — спросил я. «Томская контора боится, что местные начнут воровать рельсы, поэтому в выходные дни, когда работы не ведутся, рабочие насыпают земляные баррикады», — объяснил собеседник. Перебравшись через вал, мы вышли к железной дороге. Неподалёку стояли две дрезины — значит, кто-то сегодня приехал в Комсомольск. По словам Эдуарда, когда-то можно было увидеть 5 — 7 вагонеток одновременно…
— У моей семьи тоже есть дрезина, — заметил тракторист, когда мы поехали обратно. — Но теперь она бесполезна. На днях планирую сдать её в чермет.
Обещания пока только на словах
ООО «Томлесдрев» приобрело узкоколейку два года назад, а решение о демонтаже приняло в 2014 году, уведомив всех жителей.
— Дорога находилась в аварийном состоянии, поэтому вероятность несчастных случаев, за которые мы бы несли ответственность, была слишком высокой, — пояснила зам. гендиректора по связям с общественностью ООО «Томлесдрев» Надежда Боцман. — Да ещё местные жители за последние два года разобрали 20 км боковых путей, оставив для сообщения с Францево необходимые 40 км. Для восстановления рельсов потребуется порядка 100 миллионов рублей, и куда дешевле демонтировать УЖД, а потом проложить на этом месте лесовозную грунтовую дорогу, которая нужна и нам, и местным жителям. Начальник производственно-технического отдела Руслан Куксин уже пообещал администрации Первомайского района сразу же после демонтажа приступить к строительным работам, а к октябрю ввести готовую дорогу в эксплуатацию.
Глава Комсомольского сельского поселения Владимир Вязков, в свою очередь, подверг сомнениям заверения «Томлесдрева», поскольку это предприятие, позиционирующее себя как социально ориентированное, обещало обеспечить транспортную доступность для жителей Францево в период демонтажных работ, а в реальности ничего не сделало.
— Организация транспортной доступности по-прежнему лежит на плечах администрации сельского поселения, — говорит Владимир Анатольевич. — Правовых рычагов как-то воздействовать на «Томлесдрев» у нас нет, потому как по закону он является единственным собственником узкоколейки. Представители «Томлесдрева» уверенно заявляют о том, что грунтовая дорога будет к октябрю, но не предоставляют никаких документальных гарантий. Думаю, что дорога через тайгу так быстро не делается, тем более, что на пути ещё шесть ветхих мостов, которые нужно ремонтировать либо менять, а это дополнительные время и расходы. Я буду спокоен лишь тогда, когда сотрудники «Томлесдрева» приступят к работам по усилению полотна, отсыпке и грейдированию дороги.
Лишают «дороги жизни»
И.о. главы Первомайского района Ирина Сиберт не столь категорична в оценке обещаний «Томлесдрева» и считают, что сами жители Францево проявляют пассивность. Так, после недавнего схода в Комсомольске, посвящённого «францевскому вопросу», было решено, что они внесут свои предложения, но их до сих пор не поступило, чему, впрочем, сами «французы» находят объяснение.
— Было бы логично проводить сход у нас, а не в Комсомольске, — говорит жительница Францево Валентина Владимировна Коробейникова. — Посмотрели бы, в каких условиях нам здесь приходится жить. Мы писали и звонили не только первомайскому руководству, но и в приёмную Путина, Жириновского, Жвачкина, областным депутатам… Всё бесполезно! Некоторое время назад прошёл слух, что попадём в программу переселения. Нам даже привезли бланки, которые мы аккуратно заполнили. Но позже выяснилось, что денег на эти цели в бюджете нет и в ближайшем будущем не будет. Лично у меня складывается впечатление, что это не мы огородились от мира тайгой, а мир отгородился от нас и лишает даже единственной «дороги жизни».
Тем не менее местная власть намерена найти выход из сложившейся ситуации. Так в день выхода газеты в Комсомольске пройдёт рабочая встреча с участием представителей ООО «Томлесдрев», администраций района и сельского поселения. Мы будем держать наших читателей в курсе событий.
Алексей Шитик.
Оставить сообщение: