Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 03.04 | 84.55 | 0.32 |
▲ | EUR | 03.04 | 91.2 | 0.76 |
Прошли проверки
Тогда пострадали пасеки, расположенные в Итатке, Михайловке, Тихомировке, Феоктистовке, Митрофановке и Филимоновке. Члены специально созданной комиссии объехали 12 пасек, где взяли пробы погибших пчёл для лабораторных исследований. Помимо этого, как сообщил тогда нашей газете начальник отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Томской области Виктор Матросов, специалисты их ведомства обследовали земли, на которых применялся пестицид «Борей Нео», и взяли почвенные пробы. Результаты обещали обнародовать в течение месяца – двух. Специалисты уже тогда предположили, что пчёлы погибли из-за применения сельхозпроизводителями пестицидов на рапсовых полях.
Стоит отметить, что аналогичное ЧП случилось не только в нашем районе, а ещё в Шегарском, Томском и Зырянском. Россельхознадзор сообщил СМИ, что, по предварительным подсчётам, пчеловоды этих районов потеряли более 500 пчелосемей. Областная прокуратура инициировала проверку на местах, в том числе затребовала в отделе АПК информацию о пчеловодах, а также о предприятиях, выращивающих рапс.
Каковы итоги?
Мы решили вернуться к этой теме и поинтересовались итогами прошедших проверок. Как удалось выяснить, Россельхознадзор провёл пять внеплановых контрольных надзорных мероприятий в Асиновском, Зырянском, Томском и Шегарском районах. У всех проверяемых хозяйствующих субъектов выявлены нарушения обязательных требований законодательства. В двух хозяйствах было допущено превышение концентрации пестицидов в рабочем растворе по отношению к установленным нормативам. Всеми хозяйствами, в том числе ООО «Сибирское молоко» и ООО «КФХ «Нива», нарушен регламент применения пестицидов в части оповещения населения и пчеловодов. Всем проверявшимся юрлицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений требований в области безопасного обращения с пестицидами и химикатами. Они были привлечены к административной ответственности по статье 8.3 КоАП РФ (нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами).
Что касается результатов проб, взятых комиссией из помора пчёл, здесь не всё оказалось однозначно. Где-то пестициды обнаружили, где-то нет. Дело в том, что препарат «Борей Нео» состоит из нескольких компонентов, а в лаборатории исследовались не все. Некоторые пасечники решили провести ещё одну экспертизу. На этот раз анализ подтвердил, что причиной гибели стали пестициды, являющиеся высокотоксичными для пчёл.
Насколько мне известно, пять пасечников из разных населённых пунктов Асиновского района собирают необходимые пакеты документов для суда, но прежде чем отправиться туда с исковыми заявлениями, они решили встретиться с руководителями ООО «Сибирское молоко» и ООО «КФХ» Нива», чтобы попытаться урегулировать вопрос о компенсации, не доводя дело до суда. Как мне рассказали пчеловоды, встречавшиеся с руководителем новониколаевского предприятия, пока переговоры ни к чему конкретному не привели.
Одни пасечники намерены идти до конца, другие махнули на всё рукой. Причина – в отсутствии правоустанавливающих документов. По словам специалистов Россельхознадзора, обращаться в суд есть резон только тем, у кого пасека зарегистрирована, имеется паспорт, ежегодно продляемый у ветеринара. Ещё пчеловод обязан вести журнал, где он указывает данные о формировании пчелосемей, подкормках, болезнях, применении ветпрепаратов и т.д. По словам специалистов отдела АПК, пчеловодов, имеющих полный пакет документов, не так уж и много. У некоторых даже земля под пасеку официально никак не оформлена.
Лучше действовать сообща
Для полноты картины я решила поинтересоваться российскими судебными практиками по искам пасечников, в которых они требовали компенсации за отравленных пчёл и недополученную прибыль. Они оказались не такой уж редкостью. К примеру, в прошлом году 15 пчеловодов Шалинского района Свердловской области, объединив усилия, подали на агропредприятие в суд и выиграли его. Компенсация на всю компанию составила 2 миллиона 700 тысяч рублей. Посчитали только стоимость мёда и пчёл. «Нужно доказать количество пострадавших ульев любым способом: фото, видео, свидетели, акт осмотра. Неважно, зарегистрирована официально пасека или нет, главное – доказать сам факт существования пчёл», – поделился опытом адвокат, отстаивавший интересы шалинских пасечников.
Конечно, многое в этом деле зависит от хорошего юриста, в поисках которого сейчас находятся некоторые наши пасечники. Им бы объединить свои усилия, но они почему-то решили действовать разрозненно, что создаёт определённые трудности.
Чтобы в будущем подобного экологического бедствия не произошло, нужно аграриям и тем, кто держит пасеки, научиться договариваться и действовать сообща. Именно для этого в сентябре в районной администрации прошло собрание, где встречались представители сельхозпредприятий, занятых выращиванием рапса, пасечники и сотрудник Россельхознадзора. Разговор получился непростой, потому что каждый отстаивал свои интересы. Рапс приносит прибыль, поэтому его выращивание продолжится, а значит, аграриям придётся и дальше обрабатывать поля ядохимикатами, а пасечникам – предпринимать меры по спасению пчёл. Собравшимся удалось договориться, что в период обработок будет действовать группа в Ватсап, где агрономы обещали вовремя публиковать оповещения о предстоящих обработках и напоминать о мерах защиты. Ещё стороны решили встретиться весной, когда предприятия будут распределять посевы по полям, чтобы максимально учесть расположение пасек. Пчёлы ведь всем нужны: и пасечникам, и аграриям, потому как без главных опылителей растений не быть хорошему урожаю.
Екатерина Корзик
Фото из архива редакции.
Оставить сообщение: