Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 10.04 | 85.46 | 0.73 |
▲ | EUR | 10.04 | 93.78 | 0.99 |
Есть такая работа — немощным помогать
Несмотря на то, что труд социальных работников не только низкооплачиваемый, но и считается в обществе непрестижным, большинство из тех, кто работает с инвалидами и стариками, менять свою профессию не собираются. Одна из них — соцработник из Новониколаевки Ирина Петровна Емельянова, согласившаяся сопроводить меня в Большой Кордон и Минаевку, чтобы познакомить со своими коллегами. По дороге поговорили. Оказывается, не так давно средняя зарплата соцработников с трудом доходила до пяти тысяч рублей. Практически у всех их подопечных пенсия была в разы больше. Исправить вопиющую несправедливость и позаботиться о тех, кто не только по долгу службы, но и по зову сердца заботится о стариках, государство решило только два года назад. Ирина Петровна в этой сфере уже шесть лет, говорит, когда надбавку дали, нарадоваться такому счастью не могла.
На обслуживании у неё находятся шесть человек. Иным уже за 80. Понятно, что сил хлопотать по хозяйству у них нет, потому с нетерпением ждут каждый день своего соцработника. Та живёт в начале села, а её подопечные — в самом конце, так что родную Новониколаевку Ирина Петровна изъездила на своём велосипеде, как говорится, вдоль и поперёк.
— Думала, устроилась в «социалку» временно, но когда недавно предложили новую работу, отказалась. Решиться на это — значит предать моих подопечных, — говорит она. — Вот многие сетуют, что пожилые люди привередливые, им трудно угодить, а у меня подобная проблема возникла только однажды. Бабушка страдала слабоумием. Бывало, к ней приду, по хозяйству управлюсь, продуктов принесу, а она потом следом бежит и кричит, что я у неё не была. Понимаю — больной человек, но всё равно обидно было. Большинство же искренне благодарят за проделанную работу.
Старики далеко не всегда одинокие. У некоторых есть дети, которые по разным причинам не могут ухаживать за родителями. Кому-то площадь жилья не позволяет, кому-то — здоровье, да и бабушки сами не хотят быть детям обузой. А бывает, что не складываются отношения. В другой из семей родители, крупно поссорившись несколько лет назад со своим отпрыском, так и не нашли возможности помириться.
Когда чужой становится самым близким
За разговором дорога от Новониколаевки до Большого Кордона пролетела незаметно. Там Ирина познакомила меня со своей коллегой Ниной Васильевной Маковеевой. Ей, чтобы добраться до единственного подопечного, велосипед не нужен — это её сосед. В Кордоне женщина живёт относительно недавно, переехала сюда из Гари. Замечала, что напротив живёт какой-то бородатый старик, к которому часто наведывались любители посидеть да выпить. Неподобающий образ жизни привёл к тому, что соседа разбил паралич. После лечения в больнице его внесли в дом на носилках. Дальше — живи как знаешь.
— Становиться соцработником не собиралась: сама уже в годах. Но приехала ко мне как-то зав. отделением социального обслуживания Зоя Николаевна Дмитриева и уговорила за соседом месяца два поухаживать, пока его в специальное учреждение не направят. В итоге два месяца вылились в два года, — рассказывает Нина Васильевна.
Каким Александра привезли из больницы домой и каким он стал сейчас, не поддаётся сравнению. Женщина признаётся, что поначалу и он сам, и дом были в таком запущенном состоянии, что её мутило от неприятного запаха. Когда, превозмогая себя, она мужчину подстригла да помыла, к своему удивлению обнаружила, что он далеко не старик: соседу оказалось пятьдесят шесть лет. Преобразился не только он сам, но и его дом. Кругом чистота идеальная. Потихоньку-помаленьку Александр стал приходить в себя. Сейчас он большую часть времени проводит в инвалидной коляске. Ему оформили пенсию, приобрели электрическую плитку, чайник, биотуалет, и теперь элементарные вещи он может сделать без посторонней помощи. Ехать в пансионат категорически отказывается!
Инсульт заставил Александра на многие вещи взглянуть по-другому. Отвадил друзей-выпивох, потому что сам сейчас в рот ни грамма не берёт и даже крепко выражаться в присутствии соцработника перестал. Он искренне боится потерять свою соседку-няньку. Когда та ушла в отпуск и ему назначили другую помощницу, считал дни до её возвращения. Нина Васильевна признаётся, что ей очень тяжело за инвалидом ухаживать. Даже к детям в гости надолго съездить у неё нет возможности. Кто его накормит, воды принесёт, постирает?
— Ощущение такое, что чужой крест несу. Порой себя спрашиваю: зачем? Вот дом Александра до ума доведу и уйду, — заявляет мне. Вот только сможет ли? Ведь держат её не те 3 тысячи рублей, что получает за уход за инвалидом, а нечто гораздо более важное.
Обязанности делят на двоих
Следующее село — Минаевка. Супругов Александра и Любовь Коноваловых здесь с нетерпением ждут каждый день в 13 домах. Нагрузка даже на двоих огромная, но они справляются, потому что грамотно распределили свои обязанности. Он тяжёлую работу по дому выполняет: воду, дрова носит, печку топит, зимой снег чистит. Она полы моет, огород поливает, стирает, в баню плохо ходящих водит. Старики довольны. Привыкли к своим соцработникам, знают, что могут обратиться к ним по любому поводу.
Любовь Леонидовна в день нашего визита уже много работы сделала. Развезла на своём велосипеде продукты, лекарства. В сумке — тетрадка, где расписаны все заказы и их стоимость. Отчиталась о расходах перед очередной бабушкой — семидесятидевятилетней Зоей Васильевной, а затем приступила к поливу огорода и уборке дома. Сама хозяйка уже давно передвигается только с ходунками. Ещё недавно в доме было два инвалида: 12 октября скончался супруг Зои Васильевны, который несколько недель до смерти не вставал с постели.
Александр Викторович в этот день работал по другому адресу, где потребовалось полочку на кухне поправить. Плотничать он как бы и не обязан, но как старикам отказать? Когда по весне ураган по селу прошёлся, так ему ещё и крыши приходилось ремонтировать. Старики за такую работу, конечно, благодарят. Семья Коноваловых держит большое хозяйство. Только удивляться приходится: и когда они всё успевают? При этом свою усталость ни Люба, ни Александр стараются старикам не показывать. Напротив, приходят к ним бодрые и весёлые, тем самым им бодрости придают, а значит, и сил прибавляют.
Екатерина Корзик.
Оставить сообщение: