Валюта Дата знач. изм.
USD 04.04 84.38 0.17
EUR 04.04 93.16 1.96

Поиск начался с фронтового фото

19:56 07.08.2020
Поиск начался с фронтового фото

На фото:

В верхнем ряду — Е.И.Деев, Ф.К.Чучуев, в нижнем — Ушаков, М.С.Солякин.

 

Судьбасолдатавсёещёнеизвестна

В начале апреля в поисковый отряд обратился житель райцентра Александр Борисович Деев с просьбой помочь восстановить фронтовую историю своего погибшего дяди Егора Ивановича Деева, о котором у них нет никаких сведений. Всё, что было в семейном архиве, — это две фотографии фронтовика: портретная и с боевыми товарищами. На обратной стороне снимка имеется надпись с указанием их фамилий (Чучуев, Солякин, Ушаков из Тарбыково). Традиционно Галина Назарова для начала открыла районную Книгу Памяти, в которой значится, что Е.И.Деев 1916 года рождения был призван Зырянским РВК в 41-м, пропал без вести в августе того же года. В муниципальном архиве в похозяйственной книге нашлись сведения о его семье, которая жила в деревне Вершинка. Там же было указано, что Егор Иванович ушёл на фронт... в 1942 году и на тот момент уже был женат. Но племянник этого не подтверждает: мол, не успел дядя создать семью. В процессе сбора информации Галина Геннадьевна ещё не раз столкнулась со множеством противоречивых фактов. Так, например, в ответах на запросы из московских архивов сообщалось, что красноармеец Егор Иванович Деев воевал в составе 166-й стрелковой дивизии, был убит в бою в июле 1941-го в деревне Кучино Ярцевского района. Имя его отца — Иван, место рождения — Бобровский район, село Вершинино.

— И номер дивизии совпадает, и имя отца, и год рождения. Район другой, но у нас были Дубровский сельсовет и деревня Вершинка. Географические названия очень созвучны, может, допущена ошибка, — рассуждает Галина Назарова. — А вот погибнуть летом 41-го Деев никак не мог. Дело в том, что на фото он и его боевые товарищи запечатлены в тулупах и шапках. Значит, сделано оно зимой, предположительно в конце 41-го — начале 42-го года.

В документах с данными о погибших в 1942 году встречается красноармеец Егор Иванович Деев, погибший в июне указанного года. Возможно, это и есть тот самый Деев, потому что совпали личные данные солдата, место его призыва, номер дивизии и значилось имя жены Екатерины Ивановны Деевой, которое упоминалось в похозяйственной книге. Но очередной ответ из Москвы снова завёл поисковиков в тупик. Документ содержал сведения Зырянского военного комиссариата за 1959 год. В нём были указаны имена бывших военнослужащих, на которых в годы войны ошибочно пришли похоронки. Среди тех людей, проживавших в 1959 году в Зырянском районе, значился Егор Иванович Деев. Однако в местном архиве подтверждений этому факту не нашлось. Отрицают его и родственники.

Продолжение этой до конца не ясной истории не заставило себя долго ждать. Всё из той же столицы пришла новая информация, согласно которой некий красноармеец Деев погиб в 1944-м. Теперь предстоит выяснить, не зырянский ли это герой. В надежде, что кто-то из земляков сможет пролить свет на судьбу фронтовика и трёх его боевых товарищей, изображённых на снимке, зырянские поисковики опубликовали его в местной газете. Отклик последовал довольно быстро.

 

БРАТЬЕВ ВСПОМНИЛИ ОДНОСЕЛЬЧАНЕ

Своего бывшего соседа Солякина узнала на фотографии 89-летняя жительница райцентра Александра Ивановна Шатохина. Но вот кто это, Митрофан или Михаил, распознать не смогла: говорит, что братья были внешне очень похожи. При личной встрече с Галиной Назаровой пенсионерка передала ей адреса сестёр солдата: Галины 1924 года рождения и Евдокии 1932 года рождения. Письма с копиями фотографии Галина Геннадьевна отправила в Житомир и Воронеж, а сама продолжила сбор информации. Снова послала запрос в Москву, откуда был прислан портрет старшего из братьев Солякиных — Михаила. Он родился в 1914 году в селе Мишутино Зырянского района, участвовал в финской кампании, лейтенант. В годы Великой Отечественной воевал на Дальневосточном фронте. Был несколько раз тяжело ранен. Награждён медалями «За отвагу» и «За победу над Японией». Демобилизовался в августе 1946 года, а через год умер от ран.

Сравнение внешности Михаила с Солякиным на фото позволяло сделать вывод, что последний  — это Митрофан. Кроме того, Михаил служил на Дальнем Востоке и не мог в то время находиться под Смоленском. Митрофан Сергеевич Солякин родился в 1917 году, как и брат, был участником войны с Финляндией. В годы Великой Отечественной служил в звании младшего лейтенанта. В составе 418-го стрелкового полка 133-й стрелковой дивизии оборонял Москву.

— Его дивизия воевала под Смоленском рядом со 166-й, в которой служил Егор Деев. Возможно, там и смогли встретиться земляки Деев и Солякин. Скорее всего, тогда и была сделана эта фотография, — предполагает Галина Геннадьевна. — Осенью 1942 года Митрофан Сергеевич Солякин был осуждён и направлен в 62-ю штрафную роту 39-й гвардейской стрелковой дивизии. Что стало тому причиной, неизвестно. Может, в окружении побывал, может, в самоволку ушёл, может, командира не поприветствовал. Всё что угодно могло произойти, и этого было достаточно для перевода в штрафную роту. Она была сформирована в октябре 42-го, а в ноябре её перебросили под Сталинград. В Сталинграде Митрофан Сергеевич в течение месяца принимал участие в обороне завода «Красный Октябрь», а 14 декабря 1942 года был убит в бою, с честью выполнив до конца свой воинский долг.

От сестёр солдата Галина Назарова ответов не дождалась. Предполагает, что письма могли не найти адресатов. Что касается других фронтовиков на этой фотографии, то о них удалось собрать очень скудные сведения.

— В Книге Памяти указано, что на фронт от нас уходили четверо Ушаковых. Кто именно на фото, никто из земляков подсказать не смог. Фронтовик Чучуев был один — Фёдор Кузьмич 1912 года рождения. Он проживал на территории Дубровского сельского Совета. Ни на одном поисковом сайте нет о нём информации. На фото он стоит за спиной Митрофана Солякина.

 

ДОЧЬ ФРОНТОВИКА РАЗЫСКАЛИ В ГЕРМАНИИ

В майском номере зырянской газеты «Сельская правда» по просьбе Галины Назаровой была опубликована заметка «Что известно о жизни фронтовика» с приложением фотографии, которую передал поисковикам житель райцентра Владимир Михайлович Елькин. На ней — его отец Михаил Тарасович (на фото справа) с другом Кузьмой Шиховым, о котором ничего не известно: ни отчества, ни даты рождения. Родственников в Зырянке не осталось. Владимир Елькин вспомнил, что дочь Кузьмы училась вместе с ним, а их классным руководителем была Татьяна Андреевна Шихова. Возможно, это родная сестра Кузьмы. И снова огромную помощь в поисковой работе оказал муниципальный архив, сотрудникам которого удалось по похозяйственной книге установить, что у Кузьмы Шихова есть единственная дочь Любовь, которая появилась на свет ещё до начала войны, в 1939 году. После гибели Кузьмы его жена снова вышла замуж и родила ещё троих детей. Так вот в списочном составе семьи среди сестёр Любы Шиховой значилась Зинаида Яковлевна Крюкова.

— Наконец-то появилась зацепка, — обрадовалась тогда Галина Назарова. — Зинаида Яковлевна работала с моей мамой на почте. Я её хорошо знала. Сейчас она проживает в Томске. Я нашла её в социальной сети, и она связала меня с Любовью Кузьминичной Гуссер (Шиховой), которая, как оказалось, живёт в Германии с 1963 года. Ей 80 лет. Она практически забыла русский язык, но в присланном ею письме удалось разобрать кое-какую информацию, которую она знала по рассказам своей бабушки.

Оказывается, отчество у Кузьмы — Константинович. Сестёр у него не было. Были два брата — Павел и Михаил. Все трое родились в Зырянке, воевали в Финляндии, откуда не вернулся 18-летний Михаил. Павла и Кузьму, уже опытных солдат, призвали в армию с началом Великой Отечественной. Вскоре на обоих пришли извещения как на без вести пропавших. Мать редко говорила с Любой об отце. По её словам, он погиб в 27 лет.

К письму Л.К.Шихова-Гуссер приложила фотографию, сделанную перед отправкой отца на фронт. На ней изображены её родители Кузьма Константинович и Анна Иосифовна.

— Вот и всё, — подытожила Галина Назарова. — На сайте ОБД «Мемориал» удалось найти о солдате только скупые строчки. В документах, датированных мартом 1946 года, есть краткая запись, что Кузьма Шихов пропал без вести в октябре 1941 года. Нет ни точной даты его рождения, ни воинского подразделения. О братьях Кузьмы Шихова тоже пока не найдено никаких данных.

Чем дальше от нас война, тем сложнее становится поисковая работа. Но опыт членов отряда «АльБАТРосс» поможет им в сборе сведений о земляках, судьбы которых стали частью истории родного края.

Елена СОНИНА.

85796

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы