Валюта Дата знач. изм.
USD 19.04 81.14 0.88
EUR 19.04 92.22 1.03

Революцию из истории не вычеркнешь

12:34 09.11.2017
Революцию из истории не вычеркнешь

 

«К ОБЪЯСНЕНИЮ ЛЮБОГО СОБЫТИЯ ИСТОРИИ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПОДХОДИТЬ ОБЪЕКТИВНО, ДАВАЯ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ СФОРМИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ», —

считает преподаватель истории и обществознания гимназии №2 Марина Ивановна АНИСИМОВА

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Марина Ивановна Анисимова родилась в Амурской области. В Асино переехала, когда училась в 9 классе. Закончила школу №4. Получила профессию учителя начальных классов в Колпашевском педучилище. Долгое время работала воспитателем детского сада и группы продлённого дня школы №2. В 2001 году поступила в Томский педуниверситет на факультет истории и стала преподавать этот предмет в Асиновском училище №24. В этот же период получила стипендию губернатора. В 2011 году пришла работать в школу №2. Учитель высшей квалификационной категории. В 2015 году была награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ.

 

ОТ ОДНОЗНАЧНОСТИ — К ПОЛИВАРИАНТНОСТИ

 

— Марина Ивановна, этот год проходит под эгидой 100-летия революции. Ещё в недавнем прошлом изучению этого исторического события придавали особое значение, которое диктовала советская идеология. Вспомните, как это было.

 

— Действительно, трактовка Великой Октябрьской социалистической революции во времена моего школьного детства была иной. Советская историография была в своих выводах однозначна: произошедшее в 1917 году событие преподносилось как величайшая победа пролетариата над эксплуататорами, которая ликвидировала социальное угнетение, неравенство, покончила с нищетой и многовековой отсталостью, безграмотностью и так далее. Октябрьское восстание рассматривалось как отдельное от февральской революции и гражданской войны крупное политическое событие 20 века. На знакомство с ним отводилось очень много времени. Изучали тот период поэтапно. Нужно понимать, что в советской школе история считалась предметом, призванным формировать у учеников коммунистические взгляды и убеждения. По такому принципу и составлялись учебные пособия для школ.

 

— Сейчас мы живём уже в другой стране. Со сменой политического строя произошла переоценка событий советского прошлого. Это коснулось в том числе и революции 1917 года. Как об этом периоде рассказывает современный учитель?

 

— Современная историография допускает поливариантность взглядов. Сегодняшние историки и политологи называют революцию и государственным переворотом, и большевистским переворотом, и октябрьским восстанием, а кто-то по-прежнему использует старое название — социалистическая. С подачи Российской академии наук закрепилось ещё одно название этого события — Великая российская революция, прошедшая в своём развитии несколько этапов в период с  февраля до октября 1917-го. Причём есть также отдельные понятия февральской и октябрьской революций. Но сколько бы концепций и взглядов ни существовало, мы весь этот период рассматриваем как единое целое, как цепочку причинно-следственных связей.

Перед сегодняшними учителями и задача стоит другая — преподнести событие объективно, рассказать о полярных точках зрения, а задача ученика — сформировать своё отношение к событиям. Авторы современных учебников подают информацию сдержанно, не обвиняя и не оправдывая ни одну из противоборствовавших сторон, а просто излагая события.

 

— Ребятам интересна эта тема? Каково их отношение к революции?

 

— Они живут в другом политическом пространстве, поэтому им многое непонятно. Ученики интересуются историческими подробностями, задают много вопросов, в том числе и про личность Владимира Ленина. Я не навязываю свою точку зрения, давая возможность сформировать собственное отношение к событиям 17-го года: одни считают, что революция была необходима, другие, что можно было её избежать. Ребята дискутируют, обмениваются мнениями. Мне же важно, чтобы, отстаивая свою позицию, они опирались на исторические факты. Свою задачу я вижу в том, чтобы донести до учеников, что любая революция — это большое потрясение для страны, национальная трагедия, которая может обернуться огромными жертвами.

 

— А каково ваше личное к ней отношение?

 

— У меня есть убеждение, что люди воспринимают то или иное историческое событие через опыт предков — так называемую генетическую память, которая и формирует индивидуальное отношение. Приведу два примера. На моём личном восприятии победы социализма сказалась судьба моей бабушки. Она родилась в январе 1917 года. Её семья приехала из Вятки в Сибирь по Столыпинской реформе. Здесь, благодаря послереволюционной программе ликбеза, она смогла пойти в школу в 14 лет, потом закончить железнодорожный техникум и получить всесоюзное распределение. Бабушка вспоминала это время с благоговением, понимая, что без советской власти никогда не смогла бы получить образование. В противном случае быть бы ей батрачкой. Это наложило отпечаток и на моё мировоззрение. Я воспринимаю революцию как историческую неизбежность, хотя и не одобряю методы, которыми устанавливалась советская власть.

Есть противоположный пример. Прадед моего знакомого был раскулачен. Грамотный, образованный мужчина до сих пор не может простить советской власти то, как несправедливо она обошлась с его предком. Кулак — это кто? Тот, кто использовал наёмный труд. А его прадед собственную спину гнул.

 

ПЕРЕВЕЛИ ВЕК В ЧАСЫ

 

— Сколько часов отводится на изучение революции в школе?

 

—  В среднем два-три часа в общей сложности. Впервые с революцией дети знакомятся в 9 классе. При этом мы не даём оценок, просто изучаем последовательность событий. В старших классах пытаемся анализировать, понять, каковы были альтернативы развития государства, проводим беседы, дискуссии.

 

— Это же ничтожно мало!

 

— Согласна. Сегодняшняя школьная программа не позволяет детально изучать то или иное историческое событие: вся российская история от Древней Руси до времени прихода на должность президента Владимира Путина изучается в два этапа: с 5 по 9 классы, а затем всё то же самое, только углублённо — в 10-11. В головах детей мало что откладывается. Это сказывается на усвоении материала по другим предметам, тесно связанным со знанием событий, которые происходили в стране в тот или иной промежуток времени, в первую очередь — по литературе. Так, например, при изучении «Капитанской дочки» Александра Пушкина дети практически ничего не помнят про восстание Пугачёва, а события романа Льва Толстого «Война и мир» не могут увязать с эпохой Отечественной войны 1812 года.

Года два назад в школе №4 проходил семинар литераторов и историков, где как раз обсуждался вопрос взаимосвязи истории и литературы. Было бы, конечно, идеально синтезировать наши уроки, параллельно изучая одни и те же события, но школьные программы не совпадают.

 

ПОМНИТЬ, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ!

 

— Вам не кажется, что память о революции уходит в небытие? Канули в Лету традиционные ноябрьские демонстрации, коммунисты уже не устраивают массовые мероприятия. И если бы в СМИ так активно не освещалась тема 100-летия революции, если бы не вышли на экраны новые документальные фильмы и сериалы, то люди не придали бы этому событию особого значения.

 

— Это действительно так. Новому поколению ближе новая дата — День народного единства, который отмечается 4 ноября. Людям же моего поколения и старше более понятно и значимо 7-е число. В советские времена в этот день люди выходили на улицы, ощущая себя единой, сплочённой нацией. А 4 ноября — это искусственный праздник, который можно трактовать как попытку стереть из памяти события 1917-го года, заменить значимость этого события другой датой. Это может привести к тому, что мы станем Иванами, не помнящими родства.

 

— По моему мнению, всё к этому и идёт. Я проводила опрос среди населения, посвящённый Ленину, так вот асиновцы моложе тридцати лет уже слабо представляют, какую роль Владимир Ильич сыграл в истории нашей страны. Как вернуть интерес россиян к своей истории?

 

— У нас стало уделяться очень мало внимания собственному прошлому. Что сейчас показывают по телевизору? Набившие оскомину ток-шоу, где обсуждаются темы, далёкие от жизни страны. Исторических, культурно-просветительских программ становится всё меньше. В своё время мы с удовольствием смотрели «Загадки истории» Эдварда Радзинского, «Исторические хроники» с Николаем Сванидзе, а сейчас телевизор включать не хочется. Чтобы вернуть интерес общества к истории страны, нужно прививать людям мысль о том, что нам есть чем гордиться. Можно не знать точных дат, гораздо важнее — понимание истории нашего государства как единого целого. Без осознания того, через какие испытания прошёл наш народ, и какие уроки мы извлекли, без уважения к своему прошлому нет будущего. Эта банальность более чем актуальна в год столетия октябрьской революции.

 

Беседовала Елена СОНИНА.

144765

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы