Валюта Дата знач. изм.
USD 10.04 86.09 0.63
EUR 10.04 95.09 1.31

Родная земля силы даёт…

19:20 01.06.2020
Родная земля силы даёт…

НА ПМЖ — В СИБИРЬ

Митрофан Матвеевич выглядит ещё бодро. Живёт в небольшом аккуратном и светлом домике один. Зимой снег чистит, дрова носит, летом в огороде хлопочет. Сам и в магазин ходит за продуктами, и готовит. Дети, конечно, приезжают, помогают, даже порой ругаются, что отец столько работы на себя берёт. А он своё твердит: «Если я двигаться не буду, то совсем ослабну. А зачем вам больной отец? Пока хожу, радуйтесь!»

Судьба моего собеседника не баловала, хотя он считает, что у него была хорошая жизнь. О своём детстве вспоминать не любит, да и нечего вспоминать. Родился в 1927 году в деревне под Чебоксарами. Когда в тридцатых годах всё выгорело от засухи и наступил голод, да ещё и началась эпидемия тифа, его родители решили уехать подальше, в Сибирь.

— Помню, как добирались в переполненном поезде до Томска с отцом, матерью, братом и двумя маленькими сестрёнками, — вспоминает Митрофан Матвеевич. — Душно, людей много. В дороге сёстры умерли от болезни. Хоронили мы их на станциях, где придётся. Остановится поезд, мы идём с родителями, могилку копаем, а потом дальше едем.

В Новиковку семья Карманышевых приехала только с сыновьями Егором и Митрофаном. Понемногу обустроились на новом месте. Родители пошли работать в колхоз, ребята — учиться. Но мальчишки недолго постигали азы наук. Вскоре ослепла мать и не смогла работать, заболел тяжело отец. Кормильцами в семье стали сыновья. Митрофан едва закончил четыре класса. В 12 лет, когда его сверстники сидели за партами, он уже вовсю трудился в колхозе «Вехи Ленина». Летом пахал и косил, зимой запрягал пару лошадей и ездил в поля за сеном.

— Бывало, приходилось по две ходки в день делать, — рассказывает мужчина. — Мороз жуткий, руки коченеют, ветер переметает дорогу, а я погоняю лошадок. Приеду на заснеженный луг, стог расчищу и начинаю в воз сено перекидывать. Притопчу и опять кидаю. Потом на ферму везу бурёнкам, овцам, лошадям.

 

ЗДЕСЬ ТЫЛ БЫЛ ФРОНТОМ

В июне 1941 года грянула, как гром среди ясного неба, война. Началась мобилизация. Практически всех мужиков из Новиковки забрали. Встал на защиту Родины и старший брат Егор. Ему как раз исполнилось восемнадцать. А четырнадцатилетнего Митрофана отправили в танковое училище.

— Тогда многих моих одногодок забрали, — вспоминает пенсионер. — Привезли нас всех в училище, продержали несколько дней, а потом построили на плацу и начали называть по именам, кто зачислен. Меня не назвали. Комиссар вызвал меня, ещё Толю Козлова, Васю Никитина, Готю Макаренко из нашей деревни, выдал вещи и сказал, чтоб домой возвращались, ведь работать в колхозе было некому.

Для мальчишек начались тяжёлые трудовые будни. Пока одни воевали на фронте, другие ковали победу в тылу. Митрофан окончил курсы трактористов. С тех пор до самой пенсии он работал на тракторе. Даже трудно представить, как четырнадцатилетний мальчишка не только управлял мощной техникой, но и сам её ремонтировал.

Рядом с ним трудились такие же подростки. Работали по 12 — 18 часов в сутки, иногда даже домой не уходили. Спали тут же, в поле, потом вставали и сменяли уставших товарищей. Всё время хотелось есть. Собирали разные съедобные травы, грибы да ягоды.

 

ПОД МИРНЫМ НЕБОМ

Навсегда остался в памяти Митрофана Матвеевича день 9 мая 1945 года. Все плакали от счастья, обнимались. Весть о Победе для семьи Карманышевых хоть и была долгожданной, но всё же со слезами на глазах. Старший сын Егор не вернулся с войны. Он скончался от многочисленных ран в госпитале под Саратовом 1 марта 1943 года. Память о брате постаревший мужчина бережно хранит. Его фото стоит на шкафу среди многочисленных снимков родственников. Каждый год 9 мая Митрофан Матвеевич берёт портрет брата и идёт с ним в местном «Бессмертном полку».

После войны жизнь в Новиковке начала налаживаться. Слава о колхозе гремела далеко за пределами района. В деревне строились новые дома, школа, Дом культуры. Рядом с Новиковкой вырос новый посёлок Светлый. Именно здесь сейчас и живёт Митрофан Матвеевич.

— Работали много, но и жили хорошо, — рассказывает мой собеседник. — Мы были уверены в завтрашнем дне.

Митрофан Карманышев продолжил в мирное время работать трактористом. С особой гордостью вспоминает, как ему доверили новую технику — трактор С-100, под капотом которого умещалось 108 лошадиных сил. На нём молодой тракторист добросовестно выполнял и перевыполнял план, который составлял по вспашке 11 га в день. Помогали новиковцы и другим хозяйствам. Митрофан Матвеевич на своём С-100 пахал и сеял на новокусковских, ягодненских, большедороховских, маложировских, казанских землях. Летом пропадал на полях, как и прежде, ночуя на полевых станах. Зимой возил лес по зимнику для строительства новых домов в Светлом.

— Прежде всего думал о работе, — вспоминает Митрофан Матвеевич. — Домой, особенно в посевную и уборочную, наведывался редко, но был уверен: там всё благополучно. Ведь моя Зина всё успевала и по хозяйству, и по дому, и с детьми. Хорошая она у меня была.

 

О ЛИЧНОМ

Вспомнив о жене, Митрофан Матвеевич загрустил. Вот уже шесть лет, как нет его Зиночки. Но для него она по-прежнему рядом. Везде в доме её фотографии.

— Трудно мне без неё, — вздохнул пенсионер. — Вот за окном кедр и ёлочка растут, которые мы вместе сажали. А её нет… Шестьдесят семь лет с ней душа в душу прожили. Познакомились в аккурат тогда, когда Лёнька Петров женился, отец нашего главы теперешнего. Очаровала меня не только красотой, но и тем, что пела хорошо и на гитаре играла. Бывало, сядет, гитару возьмёт и поёт, а я слушаю её и любуюсь.

Зинаида Лапик приехала погостить к родственникам, когда её заприметил молодой тракторист Карманышев. После непродолжительного ухаживания предложил жить вместе. Зина устроилась в колхоз, потом много лет работала в детском саду.

Официально зарегистрировать свои отношения они решили уже после рождения троих детей: дочери Люды и сыновей Анатолия и Виктора. Им для семейного счастья печать в паспорте была не особо нужна. И так знали — друг без друга никуда.

— Расписали нас 31 октября 1957 года. У меня и бумага имеется, — показал мне потрёпанный от времени листок Митрофан Матвеевич.

Семья Карманышевых среди односельчан слыла дружной и работящей. Пока глава семейства работал в поле, дети помогали матери. Все были приучены к труду с малолетства. Карманышевы-младшие получили высшее образование. Людмила преподавала в одном из вузов Томска, Анатолий был учителем физкультуры в Новиковской школе, сейчас оба пенсионеры. Виктор работает водителем. Все живут в Томске, но часто приезжают к отцу.

— К себе зовут, но я никуда отсюда не поеду, — сказал как отрезал дедушка. — Я ещё сам всё могу. Да и куда мне от родной земли, от могилки Зины. У нас тут хорошо. Воздух свежий, простор, тишина. Не люблю я город. Вот одного моего друга забрали к себе дети, так он сидит теперь в квартире на десятом этаже и даже на улицу не выходит. Я так не хочу! Пусть они ко мне ездят.

Вот и во время моего визита у старожила посёлка гостили сын Анатолий с женой. Как будто почувствовав, что разговор наш зашёл о детях, раздался звонок сотового телефона. Это дочка решила спросить у папы, как дела, как он себя чувствует. Семья собирается вместе на день рождения отца и 9 Мая. Со Дня Победы до сих пор цветы от детей у труженика тыла на столе стоят. За свои трудовые заслуги Митрофан Матвеевич Карманышев был награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Ветеран труда». Но главное для него — не правительственные награды, а любовь близких и уважение земляков.

Валентина СУББОТИНА.

104377

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы