Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 10.04 | 86.09 | 0.63 |
▼ | EUR | 10.04 | 95.09 | 1.31 |
В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЯМЕ
Рождаемость в России продолжает падать. В сравнении с другими регионами СФО самое большое снижение количества новорождённых в 2019 году показал наш регион: в Томской области рождаемость упала на 11,5%. Прирост наблюдался только в областном центре. Всего в прошлом году был зарегистрирован 10771 акт о рождении, а в 2018 году — 11920 (на 6,8% меньше, чем в 2017 году). Прогнозы ещё более невесёлые: эксперты после проведения социологического исследования среди семейных пар в городах с населением более 250 тысяч человек включили Томск в список городов, где ожидается самая низкая рождаемость в 2020 году.
А что же Асиновский район? Обратимся к статистике. По сведениям Асиновского отдела ЗАГС, динамика рождаемости за 5 лет остаётся неутешительной. Если в 2014 году численность новорождённых составляла 472, то в 2019 году на свет появились всего 322 младенца. Проблема с рождаемостью очевидна, несмотря на то, что в последние годы мер господдержки семей с детьми становится всё больше. Если в провальные в демографическом плане девяностые женщинам полагались лишь копеечные «детские», а годами ранее и их не было, то сегодня в Томской области осуществляется более двадцати видов выплат и пособий, направленных только на поддержку малообеспеченных семей с детьми. Кто и сколько получает, я поинтересовалась у специалистов Центра социальной поддержки населения Асиновского района.
ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ В СУММАХ
В Асиновском районе в 2019 году ежемесячное пособие на ребёнка из малоимущей семьи получили 2159 человек (на 4089 детей сумма выплат составила 9 млн 548 тыс. 393 рубля); единовременное пособие при рождении ребёнка — 97 человек (2 млн 205 тыс. 370 рублей); ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка — 167 человек (16 млн 024 тыс. 402 рубля); ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего или последующих детей до достижения возраста 3-х лет, — 324 семьи (37 млн 000 тыс. 560 рублей); компенсацию родительской оплаты за детский сад — 891 человек (8 млн 291 тыс. 903 рубля); ежемесячное пособие по уходу за ребёнком — 369 человек (22 млн 031 тыс. 186 рублей); ежемесячную денежную выплату на питание беременным — 92 человека (271 тыс. 745 рублей) и кормящим матерям — 168 человек (493 тыс. 488 рублей); средства на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — 463 человека (5 млн 645 тыс. 224 рубля); единовременную выплату на подготовку детей к учебному году — 571 человек (1026 детей, 1 млн 333 тыс. 800 рублей); пособие беременной жене и ребёнку военнослужащего-срочника — 8 семей (666 тыс. 712 рублей). К этому прибавьте сертификаты регионального материнского капитала, которые реализовали в прошлом году 34 семьи (3 млн 331 тыс. 064 рубля). Дополнительные льготы также имеют и семьи с детьми-инвалидами.
То есть материальная поддержка оказывается существенная. Однако президент страны считает её недостаточной и видит выход из трудной демографической ситуации в дополнительных мерах социальной поддержки, которые озвучил в своём недавнем обращении к Федеральному Собранию.
ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ
— Продлить программу материнского капитала минимум до 31 декабря 2026 года.
— С 1 января 2020 года при рождении первенца семья получит материнский капитал в его сегодняшнем объёме (466617 рублей). Ежегодно сумма будет индексироваться. При рождении второго ребёнка выплата составит 150000 рублей. При рождении третьего ребёнка государство погасит за семью 450 тысяч рублей ипотечного кредита.
— 1 января 2020 года ввести ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Их будут получать семьи, чьи доходы не превышают прожиточный минимум (ПМ) на человека. На первом этапе выплаты составят половину ПМ — 5,5 тысячи рублей, затем — 11 тысяч рублей на ребёнка.
ЧТО ДУМАЮТ ЖЕНЩИНЫ?
— На сегодня суммарный доход нашей семьи составляет 70 тысяч рублей, то есть каких-либо льгот мы лишены, — объясняет своё нежелание родить второго ребёнка двадцативосьмилетняя Алевтина Богуславская. — С учётом выплаты ипотеки, которую мы взяли четыре года назад, на руках остаётся только 40 тысяч. На них нужно оплатить коммуналку, приобрести продукты питания, одежду, лекарства, ну и что-то оставить на развлечения и отдых. Предположим, решимся мы родить второго ребёнка. Да, получим возможность маткапиталом погасить часть ипотеки, а дальше-то что? Мне придётся уйти в декрет, а у мужа сегодня есть работа, а завтра, может, и не будет, потому что дела на его предприятии идут очень тяжело. На что поднимать уже двоих детей, только на пособие? Не хочу!
— Мне кажется, что большинство молодых женщин и мужчин репродуктивного возраста, чьё детство пришлось на 90-е, имеют травмирующий опыт: тогда были тотальная нищета и отсутствие стабильности, — считает сорокасемилетняя Ирина Новикова. — Тяжёлое детство на подсознательном уровне вызывает страх и тревогу за благополучие своё и своих детей, что явно не способствуют желанию размножаться. Современная молодёжь нацелена на карьеру. Они не хотят жить, а точнее, выживать, как мы, их родители. Вот мой единственный двадцатипятилетний сын, живущий после окончания ТГУ в Томске, мечтает не о создании семьи, а о том, чтобы заработать капитал и уехать жить если не за границу, так в Москву или Санкт-Петербург, где возможностей больше, а жизнь лучше. И осуждать его за это я не могу, хотя и мечтаю о внуках.
— У нас многие рожают в расчёте на «добрых людей», на государство или вовсе без расчёта, потому что просто «залетели», — высказывает своё мнение Татьяна К. — И получаются в итоге голодные, немытые и невоспитанные дети, которые впоследствии воспроизводят себе подобных. Вот их новые меры поддержки и простимулируют. Я близко знаю несколько многодетных семей, где с детьми и их воспитанием всё в порядке. Родители не пьют, дети сыты и одеты. Вот им помощь нужна, а оказывать её всем подряд — глупо и неразумно, но на деле так и происходит. Я вот, к примеру, не родила второго ребёнка, потому что не хочу ни в чём обделять первого. Воспитываю его одна, как и сотни других одиноких женщин, которым не посчастливилось встретить хорошего мужчину.
От автора. Поддерживая мнения землячек, добавлю, что численность населения — это индикатор реального состояния экономики. Поэтому не вижу смысла инициировать масштабную программу стимулирования рождаемости. Она запустится сама собой, если правительство будет решать другие задачи: поднимать уровень жизни населения, создавать новые рабочие места и т.д. Люди должны иметь возможность зарабатывать деньги, а не получать их в виде временной подачки.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Заведующая родильным отделением ОГБУЗ «Асиновская РБ», депутат Законодательной Думы Томской области Гульнур Халяфовна КОПЫЛОВА:
— В ближайшие годы продолжится снижение уровня рождаемости. Это вызвано тем, что в детородный возраст вступила малочисленная группа женщин 1990-х
годов рождения. Когда такое было, чтобы за 27 дней января у нас в родильном отделении произошло всего 14 родов! Это очень мало. Даже в провальный в демографическом плане прошлый год было 20. Судя по количеству вставших на учёт беременных женщин, есть опасение, что этот год в плане рождаемости будет ещё хуже предыдущего. А ведь сегодня практически с любой патологией женщина может нормально родить. Вся трёхуровневая система оказания акушерской помощи в области и в стране в целом на это направлена. Женщин высокой группы риска мы отправляем в перинатальный центр, затем её до самых родов параллельно наблюдают акушеры-гинекологи по месту жительства беременных. При выявлении сложнейших патологий у матери или плода проводятся консилиумы с коллегами из других регионов и центров. Существует бесплатная программа ЭКО, квоты на которое ежегодно растут.
С одной стороны, дополнительные меры поддержки семей с детьми, предложенные президентом, — это хорошо. У нас немало в районе прекрасных семей, которым эта помощь необходима. Но, с другой стороны, у меня как у акушера-гинеколога есть некоторые опасения. Уже сейчас многие пациентки из числа социально неблагополучных рожают только ради ежемесячных выплат на ребёнка, потому что это единственный их источник дохода. Недавно на общей планёрке докладывала о вновь поступивших в наш стационар. Радоваться особо нечему: в большинстве — неблагополучные женщины. Немало среди рожениц страдающих алкогольной, наркотической и никотиновой зависимостью и кучей соматических патологий, идёт рост числа носителей ВИЧ-инфекции. Их приходится чуть ли не насильно ставить на учёт, помещать в стационар, откуда они норовят сбежать и в дальнейшем не выполняют наших рекомендаций, что сказывается на здоровье детей.
Мне кажется, что нужно внедрять практику, чтобы за расходованием средств, выделяемых таким семьям, вёлся особый контроль. В европейских странах, если женщина с ребёнком находится в трудном финансовом положении, государство, оказывающее ей помощь, требует выполнять ряд условий и требований: вовремя прийти с ребёнком на осмотр к врачу, приобрести положенные медикаменты, продукты, одежду и т.д. Если весь перечень вовремя не будет выполнен, женщина тут же пособия лишается. Вот и нам к этому нужно прийти.
Екатерина КОРЗИК.
Оставить сообщение: