Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 16.04 | 82.77 | 1.23 |
▲ | EUR | 16.04 | 94.16 | 2.06 |
ЖИЗНЬ КАК В КИНО
Раис Касымович Мухамадеев — человек настолько открытый и добродушный, что уже с первых минут общения мне показалось, что мы давно знакомы. Угощая меня горячим чаем с собственным мёдом, хозяин усадьбы рассказал о себе. Родом он из татарского села Тукай, которое находится в Зырянском районе. Нынче этому населённому пункту исполнится ровно век.
— Знаете, почему наше село так называется? — задал мне вопрос Раис Касымович и сам же на него ответил. — Был такой знаменитый поэт Габдулла Тукай — вроде русского Пушкина. Его татарский народ очень почитает. Вот и село наше в честь него назвали.
В семье Мухамадеевых родители и пятеро детей говорили на татарском. В 1949 году, а именно тогда родился наш герой, в советских школах ввели обязательное изучение русского языка, и когда Раис пошёл в первый класс, ему пришлось учиться каждому русскому слову.
— Нам, татарским ребятишкам, тяжело давалась учёба, — вспоминает мужчина. — Часто могли сказать о девочке «он», путали названия предметов. А дома продолжали говорить на родном языке.
Только к окончанию школы Раис более-менее стал говорить по-русски, а окончательно освоил язык, когда вместе с русскими парнями получал профессию механизатора в ПУ №3 г. Асино. Потом были годы службы в Германии, участие в военных действиях «пражской весны» в 1968 году. Вернувшись на родину с медалью «За воинскую доблесть», вчерашний солдат решил получить полное среднее образование и пошёл учиться в вечернюю школу. Там, прямо как в кинофильме «Весна на Заречной улице», влюбился в молоденькую учительницу. С тех пор Раис Касымович и Валентина Семёновна вместе. Воспитали двоих сыновей, уже стали дедушкой и бабушкой для двоих внуков и правнука.
— Я счастливый человек, — говорит Раис Касымович. — Столько всего в моей жизни было, что хоть кино снимай!
Кино про него пока не сняли, а вот в местной газете писали не раз. Все газетные номера, где упоминается его имя, бережно хранятся в семейном архиве. Впервые о нём земляки прочитали в «Сельской правде» в 1972 году. С тех пор подшивка собралась приличная. Прославился мой собеседник как педагог Зырянского ПУ №30, который за три десятка лет работы воспитал не одно поколение сельских тружеников, за что получил звание «Заслуженный мастер профтех-образования РФ». За семь лет до ухода на пенсию перешёл в администрацию района специалистом по благоустройству. «Он прекрасный хозяин, вот и в селе при нём была образцовая чистота», — вспоминают зырянцы. Но не только своими трудовыми достижениями известен этот мужчина среди земляков.
КОЛЛЕКЦИЯ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Уже много лет Раис Касымович занимается краеведением. Будучи мастером училища, часто выезжал с ребятами на полевые работы, во время которых ученики находили в земле старинные инструменты, предметы быта.
— У меня рука не поднимается выбросить старые вещи, которыми когда-то пользовались люди, — говорит Раис Касымович, — ведь они — часть истории нашего края.
Со временем у него накопилась большая коллекция, которой затем нашлось место в созданном в училище музее. Однако, выйдя четыре года назад на пенсию, Раис Касымович не угомонился. Стал объезжать деревни района, собирая у местных жителей старинные предметы, хранившиеся в сараях и на чердаках. Потом он разместил их во дворе своего дома под навесом на выставочном стенде вместе с семейными реликвиями.
— Большинство этих «бриллиантов» и «золота» (именно так Раис Касымович называет инструменты — прим. авт.) мне передал по наследству отец, — показывает свои богатства их владелец. — Он был плотником и столяром-самоучкой. В войну работал на Новосибирском авиационном заводе. В доме всё было сделано его руками.
Среди экспонатов — как узнаваемые и до сих пор используемые инструменты, так и вышедшие из обихода. Здесь огромная колотушка для рубки дров, стогорез, различные косы, первые тяжёлые бензопилы, серпы, топоры, деревянные грабли, коромысла. Одну из полок заняли деревянные колодки для изготовления обуви. «А про эту вещь мало кто из современных детей знает, — показывает он мне бралку для ягод и смеётся. — Говорят, что это машинка для стрижки».
Рядом с музеем под открытым небом расположилась деревенская изба, собранная из горбыля.
— В ней всё из моего детства, — комментирует хозяин. — Дверь и оконную раму привёз из родительского дома. Даже стекло в раме «родное»: видите, какое оно неровное. Сейчас такого не встретишь. В Тукае я до сих пор частый гость. На все праздники езжу. Однажды на сабантуе даже барана выиграл.
Внутри избушки всё на своих местах. Это настоящий музей крестьянского быта середины прошлого века. При входе разместилась вешалка с овчинными тулупами, старыми робами, головными уборами: папахой из косули, тюбетейками, шляпами. Чуть поодаль стоят кадка с ковшом, чтобы с дороги человек мог испить водицы, прялка, деревянная маслобойка. На буфете возвышается целая коллекция самоваров. В старинных рамках — пожелтевшие от времени фотографии родственников Раиса Касымовича. На столе — старинная скатерть и газета «Борец за темпы» 1960 года (так прежде называлась зырянская районка), рядом — деревянные табуреты. На импровизированной печи стоят керосинки, угольные утюги, сушатся пимы, а в углу за печкой — самогонный аппарат из чугунков и деревянного корытца и ожидающая своей очереди четверть (стеклянная бутыль под самогон). На полках, украшенных вышитыми салфетками, — крынки, бидоны, вазочки. Есть даже раритетные телевизор и радиоприёмник! Рассматривать экспонаты можно часами.
— Ко мне на экскурсии часто приезжают школьники, — рассказывает Раис Касымович. — Им нравится, что здесь можно всё не только посмотреть, но и потрогать. Если после таких посещений ребята больше узнают о прошлом своей страны и родного края, заинтересуются историей, я буду только рад.
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР
В Зырянском говорят, что такого хозяина, как Мухамадеев, поискать надо. Кажется, что Раис Касымович умеет всё! Красивый большой дом построил своими руками, а в 1993 году после пожара восстановил его заново. Занимается пчеловодством. Для пчёл соорудил омшаник по старинной технологии: внутри сруба находится ещё один — получается что-то вроде дома в доме. В таком омшанике пчёлы отлично зимуют и чувствуют себя прекрасно. На лето пасечник вывозит ульи в лес, поэтому и мёд у него особенный — запашистый, густой, с лёгким ароматом лесных цветов. А какой порядок у него во дворе и на огороде! Когда успевает ещё и творчеством заниматься? Однако, как говорится, результат налицо: весь палисад и огород возле дома украшены декоративными изделиями.
Первый опыт скульптора Раис Касымович приобрёл, когда работал в училище: перед Новым годом он несколько лет подряд делал снежные фигуры, которые украшали сельскую площадь и радовали людей. Вот только век у них был короткий, поэтому Раис Касымович, выйдя на пенсию, решил попробовать создать долговечные скульптуры из железобетона.
— Технология изготовления несложная, — делится секретами своего нового хобби Раис Касымович. — Сначала собирается металлоконструкция, делается каркас, а потом он затирается вручную смесью песка и цемента. Когда высохнет, фигура покрывается краской с колером и яхтным лаком.
Первыми «жильцами» сказочного уголка стали баба-яга, которая сторожит свой дом на курьих ножках, и гоголевский чёрт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Недавно к ним присоединилась весёлая компания из Простоквашино: почтальон Печкин, кот Матроскин, пёс Шарик и дядя Фёдор. В будущем хозяин планирует подселить к ним ещё и Волка с Зайцем из любимого советского мультфильма «Ну, погоди!»
Валентина СУББОТИНА.
Оставить сообщение: